Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите до 5000 на продвижение
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Как с помощью показателей ликвидности планировать бюджет компании, чтобы сейчас и в перспективе у нее не было просроченных долгов
Финансовый директор бюро «Нескучные финансы»
Как с помощью показателей ликвидности планировать бюджет компании, чтобы сейчас и в перспективе у нее не было просроченных долгов
Финансовый директор бюро «Нескучные финансы»
Иногда компании сталкиваются с финансовыми проблемами, например с нехваткой свободных денег. Чтобы понять, почему возникают такие ситуации и как избежать их в будущем, стоит провести оценку ликвидности баланса. Разбираем, как это сделать.
На языке бизнеса баланс — это таблица, где собрана информация о стоимости активов и обязательствах компании. Ликвидность баланса показывает, как быстро компания может продать свои активы, чтобы заплатить по своим долгам.
Вот для чего используют показатель ликвидности баланса:
Ликвидность баланса предприятия рассчитывают по данным бухгалтерского или управленческого учета. Алгоритм расчета одинаковый.
Чтобы понять реальное положение дел, лучше использовать данные управленческого учета. Он дает более точную информацию о стоимости активов, которыми владеет компания. При расчете по бухгалтерскому балансу могут быть погрешности: чаще всего имущество отражается в нем по стоимости ниже рыночной. В статье все примеры показываем на основе управленческого баланса.
Баланс состоит из двух равных частей: активов и пассивов. Имущество компании отражено в активах баланса, а обязательства — в пассивах.
Активы — это деньги на счетах и в кассе, оборудование, транспорт, недвижимость, дебиторская задолженность, запасы, лицензии, товарные знаки, вклады в банках.
Оборотными активами компании считаются деньги и вклады в банках, краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность, сырье и готовая продукция на складе.
Пассивы — это собственный капитал и обязательства. Например, займы, лизинги, кредиторская задолженность, задолженность перед сотрудниками.
Чтобы определить ликвидность баланса, удобно использовать такой алгоритм:
Рассмотрим каждый шаг по очереди.
Активы группируют по скорости, как быстро их можно продать и получить деньги.
Группа активов | Что входит |
---|---|
А1 — высоколиквидные активы | Деньги на счетах и в кассе. Депозиты до востребования |
А2 — быстрореализуемые активы | Краткосрочная дебиторская задолженность — до 12 месяцев |
А3 — медленнореализуемые активы | Готовая продукция. Сырье на складе. Дебиторская задолженность со сроком выплаты больше 12 месяцев |
А4 — труднореализуемые активы | Оборудование. Недвижимость |
Пассивы распределяют по сроку, как быстро нужно вернуть деньги кредиторам.
Группа пассивов | Что входит |
---|---|
П1 — срочные пассивы | Долги перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, государством. Аренда. Дивиденды |
П2 — среднесрочные пассивы | Кредиты со сроком погашения меньше года |
П3 — долгосрочные пассивы | Кредиты со сроком погашения больше года |
П4 — постоянные пассивы | Собственный капитал |
Суть группировки — рассчитать, сколько в сумме у компании есть активов и пассивов по каждой категории. Дальше эти цифры будут использоваться в расчете коэффициентов.
Наиболее часто используют такие показатели:
Чем выше коэффициенты, тем больше у бизнеса денег, чтобы финансировать свои бизнес-процессы, и тем меньше риски, что возникнет кассовый разрыв — ситуация, когда бизнес прибыльный, но компании временно не хватает денег.
Анализировать ликвидность баланса лучше всего не реже чем раз в месяц. За показателями важно следить в динамике, тогда при значениях ниже нормы будет возможность обдумать и вовремя исправить ситуацию.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности компания может погасить в течение года за счет оборотных активов.
Если коэффициент меньше либо равен 1, это опасная ситуация. Он означает, что денег на счетах, вкладах и от продажи всего сырья и товаров не хватит, чтобы покрыть краткосрочные обязательства. Компания не только не сможет финансировать бизнес-процессы, но и будет должником.
При коэффициенте от 1 до 1,5 компания может погасить свои обязательства сроком до года. А вот денег для текущей работы и развития может не хватить.
Коэффициент более 1,5 означает, что компания может выплатить все свои долги и после этого еще останется больше 50% от суммы обязательств. Это значит, что у компании есть деньги для работы и развития и не возникнет кассовых разрывов и просроченных долгов.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли компания погасить обязательства за счет денег и краткосрочной дебиторской задолженности.
Если коэффициент меньше либо равен 1, компании не хватает «живых» денег и тех, что должны контрагенты, чтобы погасить краткосрочные обязательства. Например, может возникнуть кассовый разрыв, если покупатели задержат оплату товаров, услуг или работ.
Коэффициент больше 1 означает, что у компании есть деньги на счетах или депозиты, нет проблем с оплатами от покупателей. Всей этой суммы хватает, чтобы полностью погасить краткосрочные обязательства. Компании не надо волноваться, если возникнут небольшие задержки в оплате товара.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, есть ли у компании деньги, чтобы погасить краткосрочные обязательства прямо сейчас.
Минимальное нормальное значение коэффициента — 0,2.
Например, кредиторы требуют от компании немедленно погасить долг. У нее есть только деньги на счете, наличные и вклад в банке. Если она сможет покрыть этими деньгами хотя бы 20% от задолженности, значит, абсолютная ликвидность в норме.
Если этот коэффициент меньше 0,2, значит, компания не может даже частично рассчитаться с долгами сразу, а, например, ей придется подождать, пока на счет не придут деньги от контрагентов.
Это не критичная ситуация, потому что на практике величина абсолютной ликвидности может быстро меняться. Например, в момент расчета у компании нет свободных денег в обороте, но в течение нескольких дней заказчики расплатятся за товары или услуги. При низком коэффициенте абсолютной ликвидности надо следить, чтобы покупатели оплачивали товар вовремя, без задержек.
Чтобы повысить ликвидность баланса, надо стремиться, чтобы денег — самых высоколиквидных активов — было больше, а краткосрочных обязательств — меньше. Для это есть несколько способов.
Способы, как увеличить количество денег в обороте:
Способы, как уменьшить краткосрочную задолженность:
Это общие советы, но у каждого бизнеса уникальная ситуация. Более точные рекомендации может дать только эксперт, когда оценит финансовые показатели.
Теперь применим теорию на примере. Допустим, надо провести оценку ликвидности баланса архитектурного бюро.
Бизнес-процесс компании выглядит так:
Шаг 1. Группируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по сроку возврата.
У бюро есть такие активы: мебель и оргтехника в офисе, деньги на счетах, задолженности заказчиков, выданные авансы сотрудникам, вклады в банке, а также проекты, которые уже выполнены архитекторами, но еще не согласованы с заказчиком.
К пассивам относятся собственный капитал и обязательства бюро — задолженность по налогам, зарплате сотрудникам, авансы заказчиков за проекты. Долгосрочных или краткосрочных кредитов у бюро нет.
Группировка активов и пассивов бюро
Показатель | Значение | К какой группе активов и пассивов относится |
---|---|---|
Деньги на счете и в кассе и депозит | 11 000 000 ₽ | А1 |
Задолженность заказчиков и авансы, выданные сотрудникам | 6 000 000 ₽ | А2 |
Незавершенное производство: работы, выполненные сотрудниками, но еще не принятые заказчиком | 4 000 000 ₽ | А3 |
Основные средства: мебель и оргтехника | 4 000 000 ₽ | А4 |
Задолженность по налогам, зарплате сотрудникам | 3 000 000 ₽ | П1 |
Авансы, которые перевели заказчики | 11 000 000 ₽ | П2 |
Долгосрочные обязательства | 0 ₽ | П3 |
Собственный капитал | 11 000 000 ₽ | П4 |
Шаг 2. Считаем и анализируем коэффициенты ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности: (11 000 000 ₽ + 6 000 000 ₽ + 4 000 000 ₽) / (3 000 000 ₽ + 11 000 000 ₽) = 1,5.
Коэффициент 1,5 говорит о том, что, если компания погасит свои краткосрочные обязательства, она останется с небольшим оборотным капиталом. Возможно, его не хватит для дальнейшей работы. Над этим показателем стоит поработать — расскажем об этом чуть ниже.
Коэффициент быстрой ликвидности: (11 000 000 ₽ + 6 000 000 ₽) / (3 000 000 ₽ + 11 000 000 ₽) = 1,21.
Этот коэффициент в пределах нормы, тут все хорошо.
Коэффициент абсолютной ликвидности: (11 000 000 ₽) / (3 000 000 ₽ + 11 000 000 ₽) = 0,78.
Он тоже в пределах нормы. Значит, в компании достаточно денег на счетах и вкладах.
Шаг 3. Анализируем, как повысить ликвидность баланса.
Компании надо работать с показателем текущей ликвидности. Проблема возникла, скорее всего, потому, что сейчас в работе бюро много проектов — много авансов от заказчиков и незавершенного производства. Возможно, сотрудники перегружены и не успевают сдавать работу вовремя.
Это можно решить несколькими способами:
После проведенного анализа ликвидности бюро стоит следить за показателями каждый месяц. Это поможет на ранних этапах увидеть проблемы и исключить риски кассовых разрывов и неплатежей.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности