Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как открыть бар с нуля


Может казаться, что открыть бар легко, если есть насмотренность. К тому же потом можно будет приходить по выходным и отдыхать с друзьями. Но не все так просто. Бар считают одним из самых сложных видов общепита: большинство аспектов — от выбора локации до рекламы — строго регулирует закон. Если что-то не учесть, можно попасть на штрафы и даже остаться без бизнеса.

В этой статье разберем нюансы, которые помогут понять, как открыть бар. Матчасть работы в общепите собрали в других материалах — они подойдут и для заведения с алкоголем.

Чек-лист «Как открыть бар»

Все пункты по открытию бара с нуля собрали в краткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по шагам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет избежать ошибок на старте бизнеса.

Стоит ли открывать бар

Так же, как кафе, рестораны и другие заведения общепита, бар не рекомендуют открывать тем, кто хочет просто вложить деньги: это сложный вид бизнеса, который первое время приносит мало прибыли. А предпринимателю нужно подготовиться к выполнению любой работы.

«Образ владельца бара сейчас сильно романтизирован из-за многочисленных фильмов и сериалов. Кажется, что откроешь бар и будешь спокойно по выходным бесплатно отдыхать в нем с друзьями. Но это не так. Особенно когда открываешь маленький бар.

Первое время после открытия предпринимателю придется быть дилетантом широкого профиля: и полы мыть, и в канализацию лазить, и креветки чистить. А еще придется разбираться в бухгалтерии, налогах, юридических вопросах, общаться с поставщиками, разрабатывать акции. Это огромный объем работы».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Важная особенность открытия бара — нужно общаться и находить общий язык с нетрезвыми гостями. Если гость представляет угрозу сотрудникам или другим гостям, ему можно отказать в обслуживании и вызвать охрану, а если это не поможет, полицию, но лучше постараться решить проблему мирно. Так вы сэкономите время и не потеряете клиентов, которые в этот момент находятся в баре и для которых приезд полиции нарушит атмосферу и нарушит отдых.

Если же вы все-таки решили открыть бар, можно устроиться на два-три месяца на работу в заведение, которое вам нравится. Так вы поймете подводные камни бизнеса и нюансы, на которые нужно будет обратить внимание при открытии бара. Например, как взаимодействовать с поставщиками или работать в специальной программе учета алкоголя, о которой мы расскажем ниже.

Какой алкоголь продавать

Для начала решите, какой вид алкоголя хотите продавать: слабый или крепкий. Если будете продавать крепкий алкоголь, придется получать алкогольную лицензию.

Не нужна лицензияНужна лицензия
Безалкогольные аналоги спиртных напитков: например, пиво с 0% алкоголя или глинтвейн на соке
Вино, независимо от % алкоголя
Пиво, пивные напитки, сидр, медовуха, пуаре
Алкогольные напитки от 20% алкоголя

Чтобы получить лицензию, нужно регистрировать ООО — индивидуальные предприниматели не могут продавать крепкий алкоголь. Открыть ООО новичку в бизнесе может быть непросто — придется платить больше налогов и вести сложную отчетность. Скорее всего, без бухгалтера обойтись не получится. Поэтому рекомендуем сначала открыть заведение со слабоалкогольными напитками.

«Я рекомендую открыть сначала небольшое заведение с крафтовым пивом и сидром, а когда накопится опыт, открывать бар с коктейлями и крепкими напитками.

Мы так и сделали. Первым заведением открыли бар, где продавали крафтовое пиво, а через три года — бар с настойками. Второе заведение было легче открывать, так как мы уже знали специфику работы этого бизнеса».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

После того как определились с крепостью алкоголя, можно начинать продумывать концепцию бара.

«Одного желания открыть бар недостаточно. В основе всего должна лежать какая-то идея, иначе не получится выиграть конкуренцию. Идею называют концепцией.

Чтобы разработать концепцию нужно проанализировать рынок, понять, чего хватает, а чего нет, что можно сделать лучше. Это момент творчества».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

В первую очередь оцените будущий ассортимент: вы хотите продавать классическое пиво или необычное крафтовое, будете предлагать один вид напитка или разные.

«Есть два пути в формировании ассортимента напитков: „путь эволюции“ и „путь революции“.

Например, вы узнали, что в вашем городе максимальное количество коктейлей в одном заведении — пятьдесят. А вы открываете бар, в коктейльной карте которого будет сто пятьдесят. И они будут лучше, вкуснее, технологичнее и дешевле. Это путь эволюции — попытка полного улучшения.

А можно по-другому. К примеру, вы умеете великолепно делать коктейль „Негрони“. Можно открыть „Негронишную“, в которой будет только один вид коктейля. Вы специально наложите на себя ограничения, но создадите продукт с уникальной атмосферой, пойдя не проторенной дорогой, а своей собственной — это путь революции».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Если сомневаетесь, что выбрать, можно проанализировать рынок и конкурентов. Самый простой способ — заходить в бары вокруг в конце дня, делать заказ и смотреть на номер чека. Чем он больше, тем больше столиков обслужило заведение.

Как определиться с концепцией бара

Концепция влияет не только на стартовые затраты на дизайн, но и на выбор помещения. Иногда трудно найти место, в которое впишется ваша идея. Поэтому предприниматели делятся на два лагеря: одни при разработке концепции отталкиваются от выбранного помещения, другие, наоборот, ищут место под готовую идею.

«Когда мы открывали первое заведение, начали с того, что решили открывать бар с крафтовым пивом. Мы хотели сделать заведение с кухней и утром готовить завтраки из яиц, а вечером — делать упор на развлечение и пиво. Даже придумали уже название — „Шалтай-Болтай“.

Но потом все пошло не по плану. Когда пригласили шеф-повара для разработки меню, он сказал, что наша кухня слишком маленькая и на ней не получится готовить тридцать видов блюд. Договор аренды к тому моменту мы уже подписали, поэтому пришлось отказаться от концепции и делать просто бар с крафтовым пивом. И это было ошибкой — мы окупали его четыре года.

Когда мы открывали второе заведение, бар с крепкими настойками, пошли по другому пути — сначала определились с концепцией. Произошло это так: я пришел к своему партнеру и спросил, можно ли сделать настойку на корейской морковке, зефире, грибах и соусе Биг Тейсти. Она сказал, что да. Так и появилась концепция — рюмочная с настойками необычных вкусов. Сразу же появилось и название — „Авантюры“. И только после этого мы начали искать подходящее помещение».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Отталкиваться от помещения. Можно сначала найти помещение, а потом думать, что в нем сделать. В этом случае есть и минусы: придется платить аренду, пока предприниматель разрабатывает концепцию и придумывает дизайн.

Интерьер московского бара «Дом, в котором»
Интерьер московского бара «Дом, в котором»

Допустим, вы нашли клад: заброшенное помещение, в котором выросло дерево, — это можно обернуть в фишку бара с помощью необычного дизайна. На фото — московский бар «Дом, в котором»

Допустим, вы нашли клад: заброшенное помещение, в котором выросло дерево, — это можно обернуть в фишку бара с помощью необычного дизайна. На фото — московский бар «Дом, в котором»
Барная стойка  бара «Йух» в Казани
Барная стойка  бара «Йух» в Казани

Бар «Йух» отдал основную площадь под столики, чтобы обслуживать больше гостей, а декор сосредоточил за стойкой и на стенах

Бар «Йух» отдал основную площадь под столики, чтобы обслуживать больше гостей, а декор сосредоточил за стойкой и на стенах

Отталкиваться от концепции. В этом случае сначала надо разработать идею, а потом искать подходящее помещение в месте с подходящей проходимостью. Если пойдете по этому пути, возможно, придется потратить много времени на поиск помещения.

При разработке концепции надо учитывать, кто будет вашими клиентами. Бар — это локальный бизнес, поэтому важно проанализировать, какое население живет рядом. Например, в старых домах живут люди постарше. Поэтому, скорее всего, там будет популярным классический паб. А в новых ЖК обычно живет молодежь. Поэтому можно открыть бар с неоновыми вывесками и техно.

Если открываете бар в центре, отталкивайтесь от того, какую аудиторию хотите видеть в своем заведении.

Атмосфера в московском баре Geisha Superman
Атмосфера в московском баре Geisha Superman

Такая атмосфера в московском баре Geisha Superman. Можем предположить, что они ориентировались на молодых людей, которые интересуются японской культурой, техно и футурологией

Такая атмосфера в московском баре Geisha Superman. Можем предположить, что они ориентировались на молодых людей, которые интересуются японской культурой, техно и футурологией

Как выбрать локацию

Если вы планируете продавать крепкий алкоголь и получать лицензию, требования к локации будут строгими. Например, рядом с баром не должно быть школ и детских садов. Для заведений, которые не продают крепкий алкоголь, таких требований нет.

Требования к локации для получения лицензии зависят от региона. Например, в Ростовской области рядом с баром не должен находиться стоматологический кабинет. А в соседнем крае такого требования может и не быть.

Перед тем как снимать помещение, нужно узнать, какие требования установлены в вашем регионе. Информацию можно получить на сайте органа, который занимается выдачей лицензий. Например, в Москве это департамент торговли и услуг.

Помимо требований к локации, для получения алкогольной лицензии рекомендуем обратить внимание вот на что:

  1. Если открываете бар с интересной концепцией, а не просто пивную, лучше найти помещение в центре города. Часто в городах есть «тусовочные» улицы, на которых находится много разных баров. В таком месте можно открыть бар, если рядом нет прямых конкурентов. Прямыми конкурентами считают тех, кто продает такие же алкогольные напитки, как и вы. Например, если открываете бар с разными видами сидра, прямым конкурентом будет бар с сидром.
  2. Не стоит ориентироваться исключительно на пешеходный трафик. Можно открыть бар в центре, но не на центральной проходимой улице, а во дворе. В этом случае стоимость аренды будет меньше. Но будет меньше людей, которые шли мимо и решили зайти.
  3. Не открывайте бар в жилом доме. Могут возникнуть проблемы с соседями, которые будут против того, что рядом с ними работает бар, и пойдут писать жалобы.

Обратите внимание на наличие парковок рядом с заведением. Будет хорошо, если рядом с баром найдется место для подъезда такси или друга на машине.

Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:

  • поток людей в районе;
  • количество конкурентов поблизости;
  • средний чек;
  • средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
  • как меняется поведение потребителей в разные месяцы.

Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.

Как работает аналитика Компаса Т-Банк
Как работает аналитика Компаса Т-Банк

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области

Как работает аналитика Компаса Т-Банк
Как работает аналитика Компаса Т-Банк

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области

Пример аналитики Компаса для бизнеса в сфере «Рестораны» в Москве. Карта показывает красным точки активной конкуренции — их очень много. Гости в среднем оставляют в заведении 9500 ₽ при том, что средний расход на клиента — больше 11 000 ₽. Это очень конкурентная и сложная ниша для новичка, возможно, стоит подумать об открытии ресторана в области
Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

Т-Банк Бизнес

Найдите прибыльное место для бизнеса с Компасом

  • Поможет найти локацию в городах-миллионниках
  • Покажет количество конкурентов в конкретном районе, их средний чек и число потенциальных клиентов
  • Собирает данные на основе транзакций 37 млн клиентов
Попробовать бесплатно

АО «ТБанк», лицензия №2673

Как найти поставщиков

Купить алкоголь в ближайшей Ленте и продавать его потом в баре нельзя. За это могут оштрафовать. Любой алкоголь, который продают в заведениях общественного питания, должен проходить через специальную программу — ЕГАИС. С ее помощью Росалкогольрегулирование получает информацию об обороте алкоголя.

Покупать алкоголь можно напрямую у производителя либо у официальных поставщиков. Обычно у производителя нужно покупать сразу большой объем, поэтому маленьким барам проще работать с поставщиками.

Как их найти:

  1. Искать в интернете в своем регионе. Обычно в одном регионе всего пять-шесть поставщиков, и у них есть свои сайты, где можно узнать всю необходимую информацию.
  2. Посмотреть производителя на упаковке алкоголя, который вам понравился, в магазине и найти его сайт в интернете.
  3. Узнать у конкурентов, у каких поставщиков они заказывают алкоголь.

У поставщиков обычно бывают хорошие условия для тех, кто с ними долго работает или берет сразу большую партию. Но не спешите оформлять большую поставку — возьмите партию на пробу.

«Всегда нужно заказывать пробные партии алкоголя, когда начинаете работать с новым поставщиком или видом алкоголя.

Иногда так бывает, что поставщики сами выходят на бары и предлагают им попробовать товар. Рекомендую всегда соглашаться на это и давать обратную связь, даже если продукт не понравился. Обратная связь поможет поставщикам доработать продукт, а вам — наладить хорошие отношения с ними, что в будущем может быть полезно».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Закупать закуски эксперт рекомендует раз в неделю, а алкоголь — впрок.

«Регулярность закупки зависит от того, как бар расходует продукты и напитки и как планирует свою работу. Мы пополняем запасы закусок и ингредиентов для приготовления блюд раз в неделю. Этого нам хватает примерно на неделю. По истечении недели у нас должно оставаться не менее 20% продуктовых запасов.

Алкоголь мы покупаем впрок и достаточно много. Если у поставщика закончится какой-то вид алкоголя, у нас он будет в запасе. На нашей витрине выставлен весь ассортимент, а в запасах хранится двойной объем. Так нам не приходится часто обновлять продуктовую линейку».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Обычно поставщики привозят заказанный алкоголь в течение трех-четырех дней после заказа.

Как нанимать персонал

В бар нельзя нанимать несовершеннолетних, им запрещено работать в таких заведениях даже уборщиками или помощниками на кухне. В остальном законодательных ограничений нет.

Если нанимаете девушку, предприниматели советуют ставить к ней в пару юношу. В баре часто нужно носить тяжелые ящики — не все девушки на это готовы.

Коробки с напитками и едой для баров
Коробки с напитками и едой для баров

Бармены и официанты в барах обычно помогают разгружать коробки с напитками и едой, которые привозят поставщики

Бармены и официанты в барах обычно помогают разгружать коробки с напитками и едой, которые привозят поставщики

Если у вас бар с коктейлями, лучше брать тех, кто уже работал с ними, так как учить соискателя с нуля будет долго и дорого. Исключение — если вы продаете один вид напитка. Например, «Негрони».

«Перед началом работы у нас в барах бармены и официанты проходят обучение в течение месяца, а потом сдают экзамен. Обучение проводят старший бармен и управляющий, а я принимаю экзамен. Систему обучения и вопросы на экзамен я разрабатывал сам».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Для повышения мотивации можно устраивать для сотрудников тренинги. Например, можно провести обучение по продажам. Или рассказать об особенности какого-то вида алкоголя. Можно разработать тренинг самостоятельно или пригласить специалиста со стороны.

Как продвигать бар

Главный способ продвижения бара — сарафанное радио. Поэтому важно работать качественно и поддерживать с клиентами добрые отношения. Следите, чтобы бармены общались с гостями и заряжали их своим хорошим настроением.

«Довольный клиент посоветует заведение своим друзьям, а недовольный — отговорит друзей идти туда. Поэтому мы делаем фокус на сервисе и качестве напитков и еды. Если этого не будет, никакие другие способы привлечения не сработают».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Второй по значимости способ продвижения бара — социальные сети.

Социальные сети - инструмент продвижения бара
Социальные сети - инструмент продвижения бара

На странице в социальных сетях можно выкладывать новости заведения, фотографии блюд и напитков, анонсы мероприятий

На странице в социальных сетях можно выкладывать новости заведения, фотографии блюд и напитков, анонсы мероприятий

«Недавно мы открыли третье заведение и в нем сделали упор на красивом интерьере, на фоне которого можно сфотографироваться и выложить в соцсетях. Обычно посетители не жалеют поставить отметки к таким фотографиям, что помогает нам в продвижении».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Продвигать бар при помощи контекстной и таргетированной рекламы не получится, так как алкоголь нельзя рекламировать. Чтобы продвигать страницу, можно договариваться с блогерами или устраивать коллаборации с другими заведениями города.

«Когда открываете бар, можно разослать приглашения на открытие заведения блогерам вашего города. К приглашению можно добавить небольшой подарок.

Например, когда открывали бар „Авантюры“, мы отправили блогерам подарочные наборы, в которые входили красивая рюмка, бутылочка с напитком и письмо от создателей бара. Мы потратили примерно 300—400 ₽ на один набор и получили большие охваты. Так у нас появилось примерно две тысячи новых подписчиков в социальной сети. Это помогло в продвижении бара».

Дмитрий Усачев

Дмитрий Усачев

Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону

Делать ставку только на блогеров эксперт не рекомендует. По его мнению, доверие к ним снижается.

Если это подходит по концепции, в продвижении бара помогают открытые большие окна. Они показывают атмосферу заведения и способствуют тому, чтобы люди в него заходили.

Главное в статье

  1. Бар нужно открывать только в том случае, если есть идея, то есть предприниматель знает, чем будет отличаться от конкурентов.
  2. Перед открытием бара можно устроиться на два-три месяца официантом, чтобы узнать, как этот бизнес устроен.
  3. Юридическое оформление бизнеса и требования к локации и помещению зависят от необходимости получения алкогольной лицензии. Ее нужно получать тем, кто собирается реализовывать крепкие алкогольные напитки.
  4. Нельзя купить алкоголь в ближайшем магазине и продавать его в баре — за это оштрафуют. Найти поставщика можно в интернете через поиск.
  5. В бар нельзя нанимать несовершеннолетних, даже работать уборщицей или на кухне.
  6. Главный способ продвижения бара — довольные гости. Они рекомендуют заведение своим друзьям. А если бар не понравился, отговаривают туда идти.
Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

В каком регионе вы хотели бы открыть бар? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации