Может казаться, что открыть бар легко, если есть насмотренность. К тому же потом можно будет приходить по выходным и отдыхать с друзьями. Но не все так просто. Бар считают одним из самых сложных видов общепита: большинство аспектов — от выбора локации до рекламы — строго регулирует закон. Если что-то не учесть, можно попасть на штрафы и даже остаться без бизнеса.
В этой статье разберем нюансы, которые помогут понять, как открыть бар. Матчасть работы в общепите собрали в других материалах — они подойдут и для заведения с алкоголем.
Чек-лист «Как открыть бар»
Все пункты по открытию бара с нуля собрали в краткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по шагам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет избежать ошибок на старте бизнеса.
Стоит ли открывать бар
Так же, как кафе, рестораны и другие заведения общепита, бар не рекомендуют открывать тем, кто хочет просто вложить деньги: это сложный вид бизнеса, который первое время приносит мало прибыли. А предпринимателю нужно подготовиться к выполнению любой работы.
Важная особенность открытия бара — нужно общаться и находить общий язык с нетрезвыми гостями. Если гость представляет угрозу сотрудникам или другим гостям, ему можно отказать в обслуживании и вызвать охрану, а если это не поможет, полицию, но лучше постараться решить проблему мирно. Так вы сэкономите время и не потеряете клиентов, которые в этот момент находятся в баре и для которых приезд полиции нарушит атмосферу и нарушит отдых.
Если же вы все-таки решили открыть бар, можно устроиться на два-три месяца на работу в заведение, которое вам нравится. Так вы поймете подводные камни бизнеса и нюансы, на которые нужно будет обратить внимание при открытии бара. Например, как взаимодействовать с поставщиками или работать в специальной программе учета алкоголя, о которой мы расскажем ниже.
Какой алкоголь продавать
Для начала решите, какой вид алкоголя хотите продавать: слабый или крепкий. Если будете продавать крепкий алкоголь, придется получать алкогольную лицензию.
Чтобы получить лицензию, нужно регистрировать ООО — индивидуальные предприниматели не могут продавать крепкий алкоголь. Открыть ООО новичку в бизнесе может быть непросто — придется платить больше налогов и вести сложную отчетность. Скорее всего, без бухгалтера обойтись не получится. Поэтому рекомендуем сначала открыть заведение со слабоалкогольными напитками.
После того как определились с крепостью алкоголя, можно начинать продумывать концепцию бара.
В первую очередь оцените будущий ассортимент: вы хотите продавать классическое пиво или необычное крафтовое, будете предлагать один вид напитка или разные.
Если сомневаетесь, что выбрать, можно проанализировать рынок и конкурентов. Самый простой способ — заходить в бары вокруг в конце дня, делать заказ и смотреть на номер чека. Чем он больше, тем больше столиков обслужило заведение.
Как определиться с концепцией бара
Концепция влияет не только на стартовые затраты на дизайн, но и на выбор помещения. Иногда трудно найти место, в которое впишется ваша идея. Поэтому предприниматели делятся на два лагеря: одни при разработке концепции отталкиваются от выбранного помещения, другие, наоборот, ищут место под готовую идею.
Отталкиваться от помещения. Можно сначала найти помещение, а потом думать, что в нем сделать. В этом случае есть и минусы: придется платить аренду, пока предприниматель разрабатывает концепцию и придумывает дизайн.
Отталкиваться от концепции. В этом случае сначала надо разработать идею, а потом искать подходящее помещение в месте с подходящей проходимостью. Если пойдете по этому пути, возможно, придется потратить много времени на поиск помещения.
При разработке концепции надо учитывать, кто будет вашими клиентами. Бар — это локальный бизнес, поэтому важно проанализировать, какое население живет рядом. Например, в старых домах живут люди постарше. Поэтому, скорее всего, там будет популярным классический паб. А в новых ЖК обычно живет молодежь. Поэтому можно открыть бар с неоновыми вывесками и техно.
Если открываете бар в центре, отталкивайтесь от того, какую аудиторию хотите видеть в своем заведении.
Как выбрать локацию
Если вы планируете продавать крепкий алкоголь и получать лицензию, требования к локации будут строгими. Например, рядом с баром не должно быть школ и детских садов. Для заведений, которые не продают крепкий алкоголь, таких требований нет.
Требования к локации для получения лицензии зависят от региона. Например, в Ростовской области рядом с баром не должен находиться стоматологический кабинет. А в соседнем крае такого требования может и не быть.
Перед тем как снимать помещение, нужно узнать, какие требования установлены в вашем регионе. Информацию можно получить на сайте органа, который занимается выдачей лицензий. Например, в Москве это департамент торговли и услуг.
Помимо требований к локации, для получения алкогольной лицензии рекомендуем обратить внимание вот на что:
- Если открываете бар с интересной концепцией, а не просто пивную, лучше найти помещение в центре города. Часто в городах есть «тусовочные» улицы, на которых находится много разных баров. В таком месте можно открыть бар, если рядом нет прямых конкурентов. Прямыми конкурентами считают тех, кто продает такие же алкогольные напитки, как и вы. Например, если открываете бар с разными видами сидра, прямым конкурентом будет бар с сидром.
- Не стоит ориентироваться исключительно на пешеходный трафик. Можно открыть бар в центре, но не на центральной проходимой улице, а во дворе. В этом случае стоимость аренды будет меньше. Но будет меньше людей, которые шли мимо и решили зайти.
- Не открывайте бар в жилом доме. Могут возникнуть проблемы с соседями, которые будут против того, что рядом с ними работает бар, и пойдут писать жалобы.
Обратите внимание на наличие парковок рядом с заведением. Будет хорошо, если рядом с баром найдется место для подъезда такси или друга на машине.
Если вы запускаете бизнес в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге или другом городе-миллионнике, можно использовать Компас. Это бесплатный сервис, который помогает оценить локацию. Например, он показывает:
- поток людей в районе;
- количество конкурентов поблизости;
- средний чек;
- средние оборот и количество покупок в ближайших торговых точках;
- как меняется поведение потребителей в разные месяцы.
Это поможет оценить, уложитесь ли вы в финмодель, если откроетесь в выбранном районе.
Как найти поставщиков
Купить алкоголь в ближайшей Ленте и продавать его потом в баре нельзя. За это могут оштрафовать. Любой алкоголь, который продают в заведениях общественного питания, должен проходить через специальную программу — ЕГАИС. С ее помощью Росалкогольрегулирование получает информацию об обороте алкоголя.
Покупать алкоголь можно напрямую у производителя либо у официальных поставщиков. Обычно у производителя нужно покупать сразу большой объем, поэтому маленьким барам проще работать с поставщиками.
Как их найти:
- Искать в интернете в своем регионе. Обычно в одном регионе всего пять-шесть поставщиков, и у них есть свои сайты, где можно узнать всю необходимую информацию.
- Посмотреть производителя на упаковке алкоголя, который вам понравился, в магазине и найти его сайт в интернете.
- Узнать у конкурентов, у каких поставщиков они заказывают алкоголь.
У поставщиков обычно бывают хорошие условия для тех, кто с ними долго работает или берет сразу большую партию. Но не спешите оформлять большую поставку — возьмите партию на пробу.
«Всегда нужно заказывать пробные партии алкоголя, когда начинаете работать с новым поставщиком или видом алкоголя.
Иногда так бывает, что поставщики сами выходят на бары и предлагают им попробовать товар. Рекомендую всегда соглашаться на это и давать обратную связь, даже если продукт не понравился. Обратная связь поможет поставщикам доработать продукт, а вам — наладить хорошие отношения с ними, что в будущем может быть полезно».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Закупать закуски эксперт рекомендует раз в неделю, а алкоголь — впрок.
«Регулярность закупки зависит от того, как бар расходует продукты и напитки и как планирует свою работу. Мы пополняем запасы закусок и ингредиентов для приготовления блюд раз в неделю. Этого нам хватает примерно на неделю. По истечении недели у нас должно оставаться не менее 20% продуктовых запасов.
Алкоголь мы покупаем впрок и достаточно много. Если у поставщика закончится какой-то вид алкоголя, у нас он будет в запасе. На нашей витрине выставлен весь ассортимент, а в запасах хранится двойной объем. Так нам не приходится часто обновлять продуктовую линейку».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Обычно поставщики привозят заказанный алкоголь в течение трех-четырех дней после заказа.
Как нанимать персонал
В бар нельзя нанимать несовершеннолетних, им запрещено работать в таких заведениях даже уборщиками или помощниками на кухне. В остальном законодательных ограничений нет.
Если нанимаете девушку, предприниматели советуют ставить к ней в пару юношу. В баре часто нужно носить тяжелые ящики — не все девушки на это готовы.
Если у вас бар с коктейлями, лучше брать тех, кто уже работал с ними, так как учить соискателя с нуля будет долго и дорого. Исключение — если вы продаете один вид напитка. Например, «Негрони».
«Перед началом работы у нас в барах бармены и официанты проходят обучение в течение месяца, а потом сдают экзамен. Обучение проводят старший бармен и управляющий, а я принимаю экзамен. Систему обучения и вопросы на экзамен я разрабатывал сам».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Для повышения мотивации можно устраивать для сотрудников тренинги. Например, можно провести обучение по продажам. Или рассказать об особенности какого-то вида алкоголя. Можно разработать тренинг самостоятельно или пригласить специалиста со стороны.
Как продвигать бар
Главный способ продвижения бара — сарафанное радио. Поэтому важно работать качественно и поддерживать с клиентами добрые отношения. Следите, чтобы бармены общались с гостями и заряжали их своим хорошим настроением.
«Довольный клиент посоветует заведение своим друзьям, а недовольный — отговорит друзей идти туда. Поэтому мы делаем фокус на сервисе и качестве напитков и еды. Если этого не будет, никакие другие способы привлечения не сработают».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Второй по значимости способ продвижения бара — социальные сети.
«Недавно мы открыли третье заведение и в нем сделали упор на красивом интерьере, на фоне которого можно сфотографироваться и выложить в соцсетях. Обычно посетители не жалеют поставить отметки к таким фотографиям, что помогает нам в продвижении».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Продвигать бар при помощи контекстной и таргетированной рекламы не получится, так как алкоголь нельзя рекламировать. Чтобы продвигать страницу, можно договариваться с блогерами или устраивать коллаборации с другими заведениями города.
«Когда открываете бар, можно разослать приглашения на открытие заведения блогерам вашего города. К приглашению можно добавить небольшой подарок.
Например, когда открывали бар „Авантюры“, мы отправили блогерам подарочные наборы, в которые входили красивая рюмка, бутылочка с напитком и письмо от создателей бара. Мы потратили примерно 300—400 ₽ на один набор и получили большие охваты. Так у нас появилось примерно две тысячи новых подписчиков в социальной сети. Это помогло в продвижении бара».
Дмитрий Усачев
Совладелец баров Jungle и «Авантюры» в Ростове-на-Дону
Делать ставку только на блогеров эксперт не рекомендует. По его мнению, доверие к ним снижается.
Если это подходит по концепции, в продвижении бара помогают открытые большие окна. Они показывают атмосферу заведения и способствуют тому, чтобы люди в него заходили.
Главное в статье
- Бар нужно открывать только в том случае, если есть идея, то есть предприниматель знает, чем будет отличаться от конкурентов.
- Перед открытием бара можно устроиться на два-три месяца официантом, чтобы узнать, как этот бизнес устроен.
- Юридическое оформление бизнеса и требования к локации и помещению зависят от необходимости получения алкогольной лицензии. Ее нужно получать тем, кто собирается реализовывать крепкие алкогольные напитки.
- Нельзя купить алкоголь в ближайшем магазине и продавать его в баре — за это оштрафуют. Найти поставщика можно в интернете через поиск.
- В бар нельзя нанимать несовершеннолетних, даже работать уборщицей или на кухне.
- Главный способ продвижения бара — довольные гости. Они рекомендуют заведение своим друзьям. А если бар не понравился, отговаривают туда идти.
В каком регионе вы хотели бы открыть бар? Делитесь в комментариях.