Антикафе — это заведение, в котором нет привычных официантов, меню и других атрибутов обычных кафе. Здесь посетители платят за количество проведенного времени, а не за еду и напитки.
Мы поговорили с владельцем антикафе и узнали, как открыть такое заведение и довести его до первой выручки.
Стоит ли открывать антикафе
Открыть антикафе просто: не нужно получать специальные разрешения и лицензии. Конкуренция в этой сфере есть, и она растет с каждым годом, хоть и небольшими темпами. Но ее можно обойти, если выбрать подходящую локацию и вкладываться в продвижение.
В Москве и Санкт-Петербурге антикафе — распространенное место для отдыха. Регионы тоже не отстают, и такой формат становится популярнее: у людей не так много мест для развлечений, поэтому они выбирают такие заведения.
В зависимости от города меняется специфика антикафе. Поэтому нужно заранее все просчитать и продумать с учетом местных особенностей.
«Нишу антикафе я считаю востребованной. Но в разных городах свои форматы и особенности. Например, в Самаре антикафе называют тайм-кафе. А в Санкт-Петербурге почти в каждом антикафе есть кальяны. Поэтому важно заранее изучить предпочтения местных жителей».
Павел Карпов
Совладелец тайм-кафе в Самаре Dungeon
План открытия антикафе
Запуск антикафе состоит из нескольких этапов. В статье подробно рассказываем, что делать на каждом, и делимся рекомендациями опытного предпринимателя.
Шаг 1. Выбрать формат
Есть несколько форматов:
- антикафе с играми;
- пространство для культурного отдыха;
- кинокафе;
- антикафе с животными;
- антикафе с тематическими комнатами.
Антикафе с играми. Сюда приходят поиграть в настольные, компьютерные игры или приставку. Такой формат популярен у молодежи и больших компаний.
Пространства для культурного отдыха. В таких антикафе основа — это мероприятия. Например, концерты, выставки, творческие мастер-классы, языковые клубы. Можно собрать библиотеку с книгами, чтобы посетители могли их почитать.
Кинокафе. В таких антикафе показывают фильмы. Можно сделать одну большую комнату с проектором или несколько отдельных тематических. Например, одно пространство стилизовать под СССР и показывать там советские фильмы, а другое — под космос и показывать фэнтези или фантастику.
Антикафе с животными. Это заведения, где можно общаться с животными: кормить их, гладить, играть с ними. Например, в Москве можно встретить антикафе с кроликами, ежами, совами, котами и даже ящерицами и пауками.
Антикафе с тематическими комнатами. Например, есть антикафе с комнатами для фанатов комиксов или аниме. Можно сделать полностью тематическое антикафе или одно заведение с комнатами для разной целевой аудитории.
В антикафе можно сделать отдельное помещение для коворкинга — офисного пространства, где любой желающий может арендовать одно или несколько рабочих мест.
При выборе формата антикафе опирайтесь на потребности аудитории и предложения конкурентов. Проанализируйте форматы, которые уже есть в вашем городе: посетите их, посмотрите их социальные сети и отзывы. Подумайте, какие фишки можно добавить в свое антикафе, чтобы обойти конкурентов.
Если какого-то формата в вашем городе нет, отнеситесь к этому с осторожностью. Возможно, у аудитории нет потребности в таком антикафе и после открытия к вам будет приходить мало гостей. Сначала стоит изучить целевую аудиторию.
Но если понимаете, как при помощи продвижения создать спрос на такой формат, можно опираться на свои интересы.
«Когда мы открывали первое антикафе в Самаре, я заметил, что в городе растет спрос на заведения с играми. Я связываю это с тем, что антикафе — это массовый продукт. Люди сейчас в основном подсажены на дешевый дофамин, то есть хотят получать удовольствия быстро и не напрягаясь.
У нас 80% времени посетители играют в FIFA. Так они расслабляются и отдыхают после рабочего дня».
Павел Карпов
Совладелец тайм-кафе в Самаре Dungeon
Шаг 2. Подготовиться к открытию
Перед тем как открывать антикафе, нужно:
- составить бизнес-план;
- зарегистрировать бизнес;
- выбрать код ОКВЭД;
- выбрать систему налогообложения.
Составить бизнес-план. Это документ или презентация, в котором предприниматель описывает, каким видит будущий проект. Например, аудиторию, которую хочет привлекать, формат, расходы на открытие и первые месяцы работы. Подробно о том, как составить бизнес-план, мы писали в отдельной статье.
Зарегистрировать бизнес. Можно стать ИП или зарегистрировать ООО. Самозанятые открыть антикафе не могут. Если планируете открывать бизнес без партнеров и не будете привлекать инвесторов, достаточно стать индивидуальным предпринимателем.
Как зарегистрировать бизнес
Собрали статьи, которые помогут определиться с формой бизнеса и зарегистрировать его:
Выбрать код ОКВЭД. Нужно выбрать код вида деятельности из перечня ОКВЭД и указать при регистрации бизнеса. Так налоговая, банки и контрагенты увидят, чем занимается предприниматель или компания.
Нужно выбрать минимум один код — основной. Для антикафе подойдет код 93.29 — деятельность в области отдыха и развлечений.
Выбрать систему налогообложения. Антикафе подойдут ОСН, УСН и АУСН.
Эксперт советует выбрать упрощенную систему налогообложения — коротко ее называют УСН. На ней меньше налогов и проще отчетность.
На УСН есть два объекта обложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы». При первом максимальная ставка — 6% со всех заработков. А на УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
УСН «Доходы минус расходы» подходит, если в среднем ваши затраты составляют 70% доходов. Обычно у антикафе не так, поэтому рекомендуем выбрать УСН «Доходы».
Шаг 3. Подключить банковское обслуживание
Перед началом работы надо открыть расчетный счет в банке, подключить торговый эквайринг и онлайн-кассу.
Расчетный счет. На расчетный счет предприниматели и компании получают деньги, с него оплачивают аренду и налоги, закупают расходники и перечисляют зарплаты сотрудникам.
В некоторых банках открыть расчетный счет можно онлайн — достаточно оставить заявку. Например, так можно сделать в Т-Банк Бизнесе.
Онлайн-касса. Она нужна для того, чтобы выдавать чеки покупателям и передавать данные о продажах в налоговую. Продавец обязан использовать онлайн-кассу, — неважно, как платят клиенты: наличными или картой.
В Т-Банк онлайн-кассу можно взять бесплатно в аренду.
Торговый эквайринг. Он нужен, чтобы покупатели могли расплачиваться картой. Если терминала не будет, придется принимать оплату наличными, что неудобно большинству клиентов. Без эквайринга бизнес может терять клиентов.
Шаг 4. Подобрать подходящую локацию
Вот на что нужно обращать внимание при выборе:
- Хорошая транспортная развязка. Желательно, чтобы центральные городские маршруты проходили через локацию. Так люди, у которых нет личных автомобилей, смогут добираться до антикафе.
- Наличие парковки рядом. Она необязательно должна быть перед антикафе — достаточно, если будет в пешей доступности.
- Хороший трафик. Это значит, что возле вашего заведения должны постоянно проходить люди. Самое удачное место — центр города.
«Если открыть антикафе в спальном районе, туда будут приходить в основном только те, кто живет рядом. Нужно открыть что-то невероятное, чтобы люди из других районов приезжали в спальный для развлечений. К тому же мы видим, что люди из спальных районов особо и не ищут антикафе, они предпочитают другой вид отдыха.
А вот встретиться с друзьями в центре города и сходить в заведение — распространенная история».
Павел Карпов
Совладелец тайм-кафе в Самаре Dungeon
Шаг 5. Найти помещение
Особых требований к помещению антикафе нет. Но рекомендуем учитывать следующее:
- Площадь помещения — минимум 200 м2. Тогда получится разместить
10—15 отдельных зон. Чем больше их будет, тем больше посетителей смогут к вам прийти. - Высота потолков — от 2,5 метров.
- Наличие охранно-пожарной системы.
- Наличие приточно-вытяжной системы вентиляции.
- Не цокольный этаж.
Не рекомендуем открывать антикафе в жилом доме — жильцы могут быть недовольны громкими звуками, и их жалобы в этом случае будут законны.
Когда найдете подходящее помещение, заключите с собственником договор аренды. Можно взять готовый шаблон договора и адаптировать под вашу ситуацию. Если самостоятельно сделать это сложно, стоит обратиться к юристу.
Шаг 6. Сделать в помещении ремонт
Помещение нужно разделить на зоны — обычно в антикафе есть зона ресепшена, общее помещение и несколько закрытых комнат. Перегородки между ними можно сделать из гипсокартона.
В процессе ремонта не советуем экономить на:
- вентиляции — если в помещении будет стоять неприятный запах, посетители будут жаловаться;
- электрике и сантехнике — если установить некачественную, она будет часто ломаться, и в итоге придется тратить деньги на устранение поломок;
- кондиционерах — летом в помещении должно быть не жарко, а зимой — не холодно;
- розетках — рекомендуем поставить в каждой зоне несколько розеток, чтобы можно было подключать телевизоры и игровые приставки, а посетители могли, например, зарядить телефоны.
Собрали несколько примеров с оформлением антикафе.
Шаг 7. Закупить оборудование и мебель
Универсального списка нет. Под каждый формат антикафе нужно закупить свое оборудование. Например, если открываете антикафе с играми, на старте закупите телевизоры с приставками и джойстики. Для кинокафе понадобятся телевизоры и проектор. В зону ресепшена закупите кулер для воды, стойку и компьютер для администратора.
Обязательно подключите быстрый интернет и купите мощный Wi-Fi-роутер — особенно если открываете антикафе с компьютерными играми, где все работает через сеть.
Из мебели обычно нужны столы, стулья, диваны или кресла. Остальное можно покупать по мере необходимости.
Не забудьте перед открытием закупить расходные материалы: чай, печенье или другие угощения, которые входят в стоимость посещения антикафе.
Шаг 8. Придумать, как развлекать посетителей
В антикафе приходят в первую очередь отдохнуть и хорошо провести время. Можно немного отойти от формата и продумать для посетителей дополнительные активности. Например, устраивать мастер-классы, языковые клубы, концерты, встречи с известными людьми города.
Можно проводить квесты и экскурсии, давать возможность спеть в караоке или поиграть на музыкальных инструментах, проводить чайные или какао-церемонии, делать тематические дни. Можно придумать все что угодно.
Советуем собирать обратную связь от гостей и спрашивать, какие мероприятия им понравились больше всего. Если спрос на активность есть, оставляйте ее в программе. Если нет, можно немного изменить формат активности или убрать его из списка и придумать новое.
Шаг 9. Нанять персонал
На старте достаточно нанять только администраторов. Остальные функции может взять на себя предприниматель. Количество администраторов зависит от количества посетителей. Скорее всего, хватит двух администраторов на одну смену, которые будут работать 2/2.
Искать персонал для антикафе несложно — обычно достаточно разместить вакансию в социальных сетях, на сайте антикафе, в городских группах по поиску работы или на Авито.
На собеседовании в первую очередь обратите внимание, как человек общается, как поставлена его речь. Это важный навык для администратора — ему придется постоянно общаться с гостями.
Шаг 10. Установить цену за посещение антикафе
В антикафе гости платят за количество проведенного времени, но система оплаты может различаться. Вот что обычно используют:
- плата за минуты;
- плата за час;
- абонементы.
Плата за минуты. Администратор записывает или вносит в программу, во сколько посетитель пришел в антикафе, и потом считает, сколько времени он там провел. Средняя стоимость одной минуты — 2,5—4 ₽. Но все зависит от региона: в мегаполисе эта цифра может быть выше.
Обычно при поминутной оплате антикафе устанавливает стоп-чек. Это сумма, после которой счет минут останавливается. Средний размер стоп-чека — 600—700 ₽.
Плата за час. Система оплаты похожа на поминутную. Время, которое посетитель провел в антикафе, округляют до 60 минут. Средняя стоимость одного часа —
Абонементы. В некоторых заведениях вместо платы за минуты, часы и стоп-чека есть абонемент на день или вечер. Например, абонементы могут быть такие: на будний день, на вечера в будни, на выходные и безлимитный. Стоимость абонемента зависит от средней загрузки антикафе. К примеру, днем в будни обычно абонемент стоит дешевле, а вот в выходные, когда посетителей больше, дороже.
Когда устанавливаете стоимость, ориентируйтесь на цены конкурентов и обратную связь от гостей. Если спрос на заведение высокий, можно подумать о повышении стоимости.
Чтобы повысить средний чек, можно предлагать дополнительные услуги или товары. Например, сейчас во многих антикафе есть кальяны. Обычно они не входят в стоимость посещения антикафе, и за них берут дополнительную плату.
Можно предлагать провести в антикафе свидание, день рождения или другой праздник. Помимо аренды самого пространства и стандартных украшений, дополнительно украсить комнаты, предложить угощения, аниматора и фотографа. За каждую такую услугу можно брать дополнительную плату.
Шаг 11. Привлечь первых посетителей
Антикафе может использовать такие способы привлечения клиентов:
- добавить заведение на Яндекс Карты и в приложение 2ГИС;
- вести страницы в социальных сетях;
- настроить контекстную рекламу;
- купить рекламу у местных блогеров;
- найти партнеров с похожей целевой аудиторией.
Добавить антикафе на Яндекс Карты и в приложение 2ГИС. Можно разместиться бесплатно. Тогда в карточке будет указана основная информация о бизнесе: название и сфера деятельности, рейтинг на основе отзывов, адрес офиса и сайта, контакты и режим работы. Можно добавить фото, цены на товары и услуги, ссылки на соцсети.
Если хотите выделиться среди других компаний, можно использовать приоритетное размещение. Такие компании попадают на верхние строчки выдачи в поиске. Это привлекает внимание людей.
Вести страницу в социальных сетях. Там можно показывать жизнь заведения, публиковать фотографии гостей, делать анонсы мероприятий, делиться отзывами гостей.
Настроить контекстную рекламу. Это реклама, которую пользователь видит в зависимости от того, что ищет в поисковике. В отличие от другой рекламы, контекст работает с горячими запросами: люди сами пришли искать нужные товары или услуги в интернете. Компании остается только сделать предложение, чтобы клиент захотел купить товар или услугу. Вести заинтересованных людей можно на сайт или страницу в социальных сетях.
Купить рекламу у местных блогеров. Например, они могут снять обзор на ваше антикафе или просто рассказать о вашем заведении.
Найти партнеров с похожей целевой аудиторией. Предложите им взаимную рекламу или процент от приведенных клиентов. Кого именно приглашать в качестве партнеров — зависит от специфики антикафе. Например, антикафе с компьютерными играми может партнерится с тату-салонами и местными организаторами фестивалей для молодежи.
На старте бизнеса рекомендуем использовать сразу несколько каналов продвижения, чтобы привлечь внимание людей к новому месту отдыха в городе.
Главное в статье
- Антикафе — это заведение, в котором посетители платят за количество времени, которое они провели в нем.
- Перед открытием антикафе нужно определиться с форматом. Отталкиваться нужно от своих интересов и предпочтений аудитории. Например, есть антикафе с играми, кинокафе, культурные пространства.
- Чтобы законно работать, нужно зарегистрировать бизнес, составить бизнес-план и подключить банковское обслуживание.
- Антикафе стоит открывать в центре. Хорошо, если рядом будет остановка общественного транспорта и парковка.
- Для начала работы антикафе достаточно нанять администраторов. Искать их можно в социальных сетях.
почему когда выбираешь онлайн код 93.29 или 92.29 выходит угрожающее сообщение, что это деятельность связана с несовершеннолетними? хотя развлечения то как раз для 18+