Участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать сведения о ней в Роскомнадзор.
Рассказываем, какие документы надо оформлять, где регистрировать рекламные объявления, кому и как подавать отчеты за размещенную рекламу и какие штрафы будут за нарушение правил маркировки рекламы.
В чем суть закона
Закон о рекламе призван раскрыть весь путь рекламы в интернете: от заказчика до публикации. Все это отражается в ЕРИР — едином реестре интернет-рекламы. Доступ к информации из реестра есть у участников рекламной цепочки, а также у ФАС, налоговой и Роскомнадзора.
Согласно закону, всю интернет-рекламу для показа в России нужно маркировать, а через 20 дней после показа отчитаться об этом. Делать это должны как российские, так и иностранные компании, которые рекламируются в РФ. Если рекламу показывают за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно.
Турецкий интернет-магазин одежды хочет разместить рекламу для пользователей из России — ему нужно маркировать рекламу. Российский маркетплейс размещает интернет-рекламу с таргетом на покупателей из Беларуси, ее маркировать не надо.
Нужно маркировать рекламные посты в соцсетях, контекстную рекламу, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров.
Не нужно маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.
Что значит «промаркировать рекламу»
На маркированном объявлении есть отметка «Реклама», а также информация о рекламодателе или его сайте. Пример на иллюстрации ниже.
Также для каждого рекламного объявления нужно получить токен, он же ID — идентификационный код. По токену можно отследить всю цепочку размещения от рекламодателя до показов на рекламной площадке, эти данные собирает Роскомнадзор в ЕРИР.
Участники рекламного процесса
Типичная цепочка размещения рекламы:
- рекламодатель — тот, кто рассказывает о своих товарах, работах или услугах;
- рекламная система — компания, которая размещает объявление в интернете, например Яндекс Директ;
- рекламная площадка — сайты, где публикуется реклама;
- ОРД — оператор рекламных данных — компания, которая собирает и передает информацию о рекламе и всех участниках рекламного рынка в ЕРИР;
- ЕРИР — государственная система учета интернет-рекламы. В ней хранится информация о рекламных объявлениях, рекламодателях, посредниках, рекламных площадках и договорах между ними.
Действия при публикации рекламы
По каждому рекламному объявлению нужно обмениваться информацией с ОРД минимум дважды. Первый — до размещения рекламы, чтобы зарегистрировать объявление, второй — в течение месяца после запуска рекламы для передачи информации о показах.
До размещения рекламы. Перед публикацией рекламы нужно получить токен — идентификационный код. Для этого надо создать рекламное объявление — креатив — и отправить его оператору рекламных данных.
Вместе с креативом в ОРД нужно передать информацию о рекламодателе:
- ИНН;
- название компании, ФИО ее руководителя, ИП или физлица без статуса ИП;
- ОГРН или ОГРНИП;
- место нахождения.
ОРД зарегистрирует объявление в ЕРИР и выдаст токен. Присваивают его мгновенно, модерацию объявления не проходят.
Например, при размещении объявлений ИП через Яндекс Директ процесс может выглядеть так:
- ИП регистрируется в личном кабинете Яндекс Директа и указывает ИНН, ФИО и ОГРНИП.
- Создает рекламное объявление и отправляет его на модерацию.
- Яндекс Директ проверяет объявление и отправляет в ОРД с данными предпринимателя.
- ОРД присваивает объявлению токен и регистрирует в ЕРИР.
- Яндекс ставит на креативе пометку «Реклама», после чего запускает показ.
Передавать информацию в ОРД и получать токен обязаны все участники рекламной цепочки. Рекламодатель будет передавать сведения сам, если он размещает объявление напрямую на площадке. Если же в процессе участвует сеть или агентство, это могут делать они. Главное, подписать с ними договор о том, кто передает данные в ОРД, а также соглашение на обработку и передачу данных.
При этом важно, чтобы рекламодатель обладал исключительным правом на объект рекламы — то, что он рекламирует. Или же был производителем или продавцом этого объекта.
В течение месяца после показа рекламы нужно передать в ОРД отчет об этом. В нем надо указать:
- расходы по всей цепочке показа рекламы;
- договоры, акты;
- сроки рекламной кампании;
- статистику о показах с детализацией по каждой площадке и каждому объявлению.
Передавать данные о рекламе в ОРД должен любой из участников цепочки. Исключение — когда рекламодатель передал эту обязанность рекламной системе, агентству или площадке. Тогда сам рекламодатель может ничего не передавать в ОРД, если он — продавец или производитель объекта рекламы.
Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов
В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».
Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.
Вот что можно написать:
- Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
- Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
- Мнение о трендах и событиях вашего рынка.
После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.
Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.
Кто и какие данные передает в ЕРИР
ОРД должен передавать в единый реестр:
- информацию о рекламодателе;
- номера договоров и актов по всей цепочке размещения рекламы;
- детализацию по показам и тратам по каждому рекламному объявлению за отчетный месяц.
Доступ к данным ЕРИР есть у всех участников цепочки размещения рекламы, но каждый из них будет видеть только свой этап.
Рекламное агентство «Звездочка» заключило договор с заводом металлопроката. Звездочка увидит в ЕРИР договор с заводом и свои договоры с другими агентствами, системами и площадками. Завод же найдет в ЕРИР только договор со Звездочкой, а вот договоры агентства с другими рекламодателями — нет.
Вся цепочка от рекламодателя до показов доступна только рекламодателю и Роскомнадзору. По запросу данные ЕРИР могут передать налоговой и ФАС.
Что нужно делать рекламным площадкам
Если вы размещаете рекламу на своем сайте или в телеграм-канале, вы становитесь рекламораспространителем. Это значит, что вам или вашим рекламодателям нужно передавать информацию в ОРД. Кто будет этим заниматься — зависит от условий договора. Если будете передавать информацию сами, не забудьте заключить соглашение о праве обработки и передачи данных рекламодателя ОРД.
Например, у Андрея канал в Телеграме, раз в неделю он публикует рекламные объявления. Андрей должен регистрировать перед публикацией каждый рекламный пост в ОРД. Кроме него это может сделать рекламодатель или посредник.
Предположим, что по договору информацию передает Андрей. Тогда спустя 20 дней после размещения рекламы Андрею нужно передать в ОРД номер договора с рекламодателем, стоимость размещения, статистику показов и переходов.
Штрафы
За нарушения правил размещения интернет-рекламы установлены штрафы.
Что важно запомнить
- Новый закон касается только рекламы, которая показывается на территории России.
- Промаркировать — значит получить для креатива токен, а на само объявление добавить пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе.
- Нужно маркировать рекламные посты в соцсетях, контекстную рекламу, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров. Не нужно маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.
- Участнику рекламной цепочки — ОРД, или оператору рекламных данных, нужно передавать личные данные рекламодателя, а также договоры, цены и статистику по каждому рекламному креативу.
- За нарушение законодательства о рекламе будет штраф. Его размер зависит от нарушения.
Как у вас настроен процесс маркировки? Маркируете сами или отдаете подрядчикам?
Здравствуйте.
Уточняем информацию. Ответим чуть позже.
Здравствуйте.
Есть норма, которая разрешает не маркировать рекламу, если соблюдается два условия: 1) компания рекламирует свои товары или услуги, 2) рекламу рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей. (
подп. а п. 1 Состава информации... — https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/3/doc_id/37181/release_id/71876/#art418863
)
Теоретически реклама себя в своих соцсетях подпадает под это условие, и ее маркировать не нужно.
Благодарю за разъяснение.
Добрый день, маркируется ли реклама вакансий в группе компании (в социальной сети)?
Здравствуйте.
Уточним детали и вернемся с ответом позже.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, что вы имеете ввиду под рекламой вакансий?
Если это публикация вакансий с целью найма на работу, то такое объявление не подпадает под определение рекламы. Маркировка не нужна.
Подробнее о рекламе в соцсетях рассказали в
статье — https://secrets.tinkoff.ru/novosti/shtraf-za-samoreklamu/
.
Добрый день. Нужно ли маркировать посты компании размещенные на сайте компании в разделе акции и скидки, с содержанием: акция 2+1 или бесплатный прием, если да, то как по закону, технически сделать это ---------
Через 20 календарных дней после показа рекламы
нужно передать в ОРД отчет о показах рекламы. В нем должны быть указаны:
расходы по всей цепочке показа рекламы; договоры, акты; сроки рекламной кампании; статистика о показах с детализацией по каждой площадке и каждому объявлению.
Здравствуйте.
В нашей
статье — https://secrets.tinkoff.ru/novosti/shtraf-za-samoreklamu/
мы разобрали, когда нужно маркировать посты на своем сайте и как это делать. Рекомендуем к прочтению 😉
Комментарий удален модератором
Алекс, здравствуйте.
Да, все давно работают. Тарифы у всех разные.
Требований нет, нужно маркировать любую рекламу, независимо от посещаемости.
Здравствуйте!
Подскажите
1)На сегодня (декабрь 2023) заработали ОРД ? они берут какую-то плату за свои услуги?
2) А есть ли требования к посещаемости рекламной площадки?
Под этот закон попадет любая рекламная площадка или имеющая определенную посещаемость ? Есть ли порог количество просмотров сайта в сутки или количество подписчиков в группе в соц.сети?
Вот такой конкретный пример : городской сайт с интернет-форумом (по строительной тематике) , размещает у себя баннер небольшого формата (100 на 200 пикселей) строительного магазина. Ценой 4000руб в месяц.
Подпадет ли он под этот закон?
На таком баннере даже физически нереально написать в уголке «Реклама» и инфо о рекламодателе разместить…
Спасибо!
Алекс, здравствуйте.
Да, работают. Тарифы у всех разные.
Требований нет. Нужно маркировать любую рекламу, независимо от посещаемости.
И еще подскажите пожалуйста, ситуация: директор строительного магазина ООО «Дом» оплачивает рекламный баннер магазина со своей личной Сберкарты на счет физ.лица — самозанятого владельца сайта. По новому закону кто будет являться заказчиком ООО или Физ лицо , чьи данные передавать регистратору? ООО «Дом» или директора как физ. лица? И законна ли такая оплата ? только со счета юр.лица можно теперь оплачивать рекламу в таком случае?
Алекс, здравствуйте.
Уточним детали и вернемся с ответом позже.
Алекс, заказчик — ООО, такая оплата законна. Для грамотного налогового учета уплаченной суммы пусть директор напишет заявление или служебную записку на возмещение этих расходов и приложит скан чека о перечислении денег со своей карты. А из кассы или со счета компании ему надо возместить эти расходы. В поле 24 платежного поручения укажите «Возмещение расходов работника, произведенных в интересах организации», а поле 20 оставьте пустым — возмещение расходов не является доходом работника (п. 1 ст. 41 НК РФ, Приложение 1 к Положению ЦБ от 29.06.2021 N 762-П, Письма Минфина от 08.04.2010 N 03-04-06/3-65, от 25.07.2006 N 03-05-01-04/219).
Добрый день, если я хочу запостить на стене вконтакте реферальную ссылку с рекомендацией оформить по ней карту банка, мне нужно делать токен и помечать запись как рекламную?
Георгий, здравствуйте. Да, по закону нужно.
Добрый день!
У меня 2 организации, аффилированные юрлица (2 отдельных юрлица с разными профилями деятельности).
1) У каждой организации есть свой сайт. На одном сайте есть баннер-ссылка на другой сайт — это реклама и нужна маркировка по закону?
2) Одна огранизация оказывает разного рода услуги. На одном сайте с одними услугами есть баннер-ссылка на другой мой сайт с другими услугами — это реклама и нужна маркировка по закону?
Т. е. я «рекламирую» по сути самого себя (в одном случае свою вторую фирму, во втором — свои разные услуги). Или всё же можно отнести эти случаи к подп. «а» п. 1 Состава информации из Распоряжения 1362-р?
Елена, добрый день! Да, нужно маркировать. Самореклама также подпадает под этот закон, подробнее разобрали вопрос здесь https://secrets.tinkoff.ru/trendy/shtraf-za-samoreklamu/
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если реклама выходит на уличном экране (не в интернете), она должна иметь токен? Если должна, кто его получает — рекламодатель или рекламораспространитель (владелец экрана)?
holodykt, добрый день! Нет, закон касается только интернет-рекламы.
здравствуйте! У меня есть сайт аудиогидов, где я иногда рекомендую своих партнёров. Они мне не платят, как и я им. Мы рассказываем в своих социальных сетях о нашей коллаборации. Подскажите, это нужно маркировать? На сайте я указываю их название и адрес местонахождения между точками аудиогида. Ссылок на их сайты и социальные сети у меня на сайте нет. Буду благодарна за разъяснение!
Валерия, добрый день! По закону, любую интернет-рекламу нужно маркировать. В вашем случае составляется договор на сумму 0 ₽. Но если вы решите не маркировать и к вам будут вопросы от Роскомнадзора — мы не знаем, как он расценит вашу ситуацию.
Здравствуйте! Скажите, а если реклама российской кампании зарубежом идет через запрещенные в России соц сети и теоретически можно такой рекламой случайно зацепить российских граждан зарубежом, то стоит ли маркировать такую рекламу?
Наталия, добрый день! Если рекламу показывают за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно. Даже если ее случайно увидят граждане РФ, которые находятся за границей, — это не имеет значения, ведь реклама распространялась на территории иностранного государства
Добрый день. Считается ли рекламой?
Я купила товар на озон и хочу поделится о нем в своем блоге подписчикам. И оставить на него ссылку.
За рекламу ни кто не платил и не просил. Куплен товар за собственные средства.
sentyy, добрый день! Мы не можем тут ответить однозначно. Теоретически такую публикацию могут признать рекламой, подробнее можно почитать здесь: https://secrets.tinkoff.ru/blogi-kompanij/kak-markirovat-reklamu-v-seti/
Добрый день.
Если есть иностранная компания, без регистрации в РФ и блогер в РФ, у которого данная компания хочет купить рекламу, как регистрировать и передавать данные о рекламодателе?
lexcharov, добрый день! Так же, как и обычно. Только когда вносите данные контрагента, нужно указать, что это иностранное юрлицо.
Добрый день!
Если видео интеграция промаркирована на площадке ютуб и после публикации решили выложить ролик на другую площадку ВК, то ее нужно еще раз маркировать?
lexcharov, да, нужно еще раз промаркировать, так как другая площадка
Добрый день! Два вопроса.
1. Если моем в телеграмме группа и у подписчиков есть возможность самостоятельно писать. Они оставляют рекламу на свою услугу. Например группа о красоте и некий парикмахер пригласил в свой салон. ( написано от пользователя, не от владельца группы). Таки посты со стороны владельца должны маркироваться или вся ответственность, за отсутствие маркировки только на авторе поста/комментария. И владелец канала не несёт никакую ответственность и оштрафовать его не могут.
Такая же история интересует если группа создана в целом как рекламная площадка. Как на Авито где участники группы могут предложить свой товар и услуги, в том числе с призывом акции и скидок. Ещё раз уточню не учитываю рекламные посты от владельца, а только самостоятельные действие участников группы).
2. Обязательно ли ежемесячно отчитываться по посту рекламы если он выложен единожды, оплата единожды, но не удаляется и может провисать на стене несколько лет... Нужно ли его каждый месяц перемаркировывать. Все несколько лет его нулевыми отчётами нужно подтверждать?! Даже если и компания уже закроется скажем, об этом можно даже не узнать. В потоке пост потеряется. Но остаётся в истории (вдруг пригодится или кто-то позже будет искать) Может для отчётности есть какой-то срок или только единоразово по таким постам отчитываются?
Александра, здравствуйте!
1. Нет, это не реклама, потому что сообщения ваших подписчиков рассчитаны на ограниченный круг лиц — тех, кто в группе.
2. Отчет о показе рекламы предоставляют через оператора рекламных данных — ОРД в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было распространение рекламы в Интернете. Сколько реклама висит, столько и надо сдавать отчет.
https://rkn.gov.ru/press/news/news74805.htm?ysclid=m3h3cj8dab414877823
Эксперт, спасибо за разъяснения! А ещё уточнение к первому вопросу, почему тогда когда автор в своей группе или канале рекламирует товар/услугу это считается рекламой, а когда подписчик, то нет. Ведь по факту и те и другие рассчитывают на это определенный круг лиц? И правильно ли я поняла что подписчик, который сам разместил рекламу своих услуг в группе/канале так же не будет оштрафован (введу того, что он на определенный круг лиц про рекламировался получается).
Александра, добрый день!
Нет, подписчика не оштрафуют.
Добрый день. Если у компании есть своя группа в соц.сетях, в которой она выкладывает информацию только о своих товарах, подпадает ли она под дествие этого закона? Спасибо.