В конце 2023 года на Wildberries разрешили выходить китайским продавцам и производителям товаров. Среди российских продавцов быстро разлетелись слухи о скором захвате маркетплейсов китайцами, а в некоторых нишах селлеры уже ощутили конкуренцию.
В статье расскажем, в чем китайские продавцы могут конкурировать с российскими и как их обойти.
Конкурировать с китайскими продавцами придется всем
Китайцы уже давно продают на российских маркетплейсах. Для этого на некоторых площадках есть специальные разделы, например Ozon Global. В нем торгуют иностранные селлеры и наши продавцы, которые везут товары напрямую из Китая.
Российские продавцы практически не ощутили конкуренцию, когда китайцы начали выходить на Ozon в нише электроники. Они предлагали технику по параллельному импорту, которую официально не продают в России.
Но вместе с этим появились и другие продавцы из Китая, которые вели себя нечестно и нарушали правила площадок.
Ozon взял под контроль ситуацию с нарушителями, модераторы стараются быстрее реагировать на жалобы и удалять скопированные карточки. Но товары-клоны до сих пор встречаются на площадке.
Сейчас из Китая доставляют в основном дорогие товары, например гаджеты, которые официально не продаются в России. Эксперты считают, что скоро китайские продавцы освоят российские склады и начнут продавать более доступные и массовые товары.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
В чем китайские продавцы могут конкурировать с российскими
Вот какие преимущества можно выделить у китайских продавцов:
- цена товара;
- ассортимент;
- права на торговую марку.
Цена товара. Конкурировать по цене продажи с китайцами смогут только крупные компании. Они закупают товары напрямую у производителя по оптовой цене с хорошей скидкой.
Небольшие продавцы чаще покупают товар из Китая через посредников. К цене закупки нужно добавить затраты на доставку и хранение. Обычно зарубежные продавцы не хранят остатки в России, а пересылают товары напрямую из Китая.
Так продавцы из Поднебесной могут устанавливать минимальные наценки и продавать товары дешевле российских селлеров.
Например, компьютеры Apple сейчас официально не продаются в России. Все оригинальные товары, которые есть на маркетплейсах, привозят из Казахстана, ОАЭ или Китая.
Российским продавцам нужно найти поставщиков, привезти и растаможить товар, оплатить хранение на складе в России. Китайские продавцы могут напрямую отправлять посылки покупателю, который сам заплатит пошлину.
Ассортимент. Китайские продавцы ближе к производству и первыми узнают о новинках. Они могут заказать тестовую партию и даже запустить новый тренд.
Если появится очередной спиннер или поп-ит, наши продавцы узнают об этом с опозданием, а китайские смогут с первых дней продавать хайповые вещи на маркетплейсе.
Возвращаемся к примеру с компьютерами Apple. Кроме стандартных конфигураций есть модели с увеличенным объемом накопителя или оперативной памяти. Спрос на них ниже, и их редко привозят по параллельному импорту.
Компьютер с нужной конфигурацией можно заказать на сайте Apple в Китае и отправить покупателю в Россию. Именно так делают китайские селлеры, а продавцы из России везут и предлагают только стандартные модели.
Права на торговую марку. Если китайский производитель зарегистрирует товарный знак в России, наши селлеры не смогут продавать такие товары.
Даже если правообладатель будет продавать право на торговлю своими товарами, конкурировать с ценой производителя российские селлеры не смогут.
Это касается не только товаров из Китая, но и любой другой заграничной продукции. В любой момент владелец бренда может открыть представительство в России и запретить продажу своего товара другим продавцам.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik поделился заблуждениями, из-за которых компания не получала прибыль четыре года
- Сотрудники прятали хлеб, крыса вынудила закрыть кафе, клиенты ушли к конкурентам из-за разницы в 9 ₽: реальные истории, которые было трудно предвидеть
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Убрали план продаж и дали сотрудникам полную свободу в принятии решений, чтобы снизить текучку. Рассказываем, к чему это привело
- Как предпринимателю разделять дела и стимулировать сотрудников работать на результат: Герман Гаврилов об основах управления
Как обойти китайских продавцов на маркетплейсе
У российских продавцов все равно остается больше преимуществ, которые помогут им закрепиться в своей нише и конкурировать с низкой ценой китайских селлеров. Это, например:
- быстрая доставка;
- качественная обратная связь;
- простой возврат;
- нет таможенных пошлин;
- менталитет и понимание рынка;
- товары местного производства;
- собственные торговые марки.
Быстрая доставка. Большинство зарубежных продавцов отправляют товары напрямую из Китая. Они не хранят продукцию на складах маркетплейсов — нужно этим пользоваться.
Качественная обратная связь. Китайские продавцы либо не отвечают на отзывы и вопросы покупателей, либо делают это через переводчик.
Простой возврат. Если китайский товар окажется некачественным, его придется возвращать или сдавать по гарантии. Покупателю нужно делать это за свой счет, а возврат может занять несколько недель или даже месяцев. Иногда китайские продавцы указывают некорректный адрес в карточке товара, из-за чего посылка теряется по дороге.
Вернуть товар российскому продавцу намного проще — покупателю нужно только сделать заявку в личном кабинете и отнести в ближайший пункт выдачи или передать курьеру.
Нет таможенных пошлин. Если покупатель заказывает товар из Китая стоимостью выше 1000 €, придется заплатить 15% от суммы, которая превышает лимит. У российских продавцов нет таможенных пошлин.
Менталитет и понимание рынка. Китайские продавцы хуже понимают наш рынок и пока не умеют работать с карточками. Заголовки, описание товара и ключи они подбирают через переводчик или при помощи искусственного интеллекта. Такие карточки хуже продвигаются в поисковой выдаче, а непонятное описание отпугивает покупателей.
Товары местного производства. Серьезную конкуренцию китайским производителям могут составить российские товары. Например, в России есть много качественных брендов одежды, аксессуаров и ювелирных украшений.
В этих нишах нужно продвигать товары, делать упор на качество и поддержку отечественного производителя.
Если вы сами производите товары, прислушивайтесь к мнению покупателей, вносите изменения в производство, добавляйте новые модели. Если покупаете товары у производителя, сообщайте ему такую обратную связь и стимулируйте развиваться.
Собственные торговые марки. Чтобы обезопасить себя от конкуренции с китайскими продавцами, можно наладить производство своего бренда в Китае.
Заказчик большой партии товара может нанести на упаковку свой логотип, изменить название товара или добавить какие-то уникальные характеристики. Внутри это может быть такой же товар, как у большинства селлеров, но он будет отличаться внешне.
Продавец торгует на маркетплейсе увлажнителями воздуха китайского бренда. Владелец торговой марки выходит на наш рынок и запрещает другим селлерам продавать его товар или требует отчисления за возможность торговать его продукцией.
Чтобы этого не случилось, продавец заранее налаживает производство таких же увлажнителей, но под своим брендом. У них будет оригинальное название, другая упаковка и дополнительные функции, которых не было в оригинале, например подсветка или таймер отключения.
Своя торговая марка лучше защищена, ее не смогут продавать конкуренты. Если на рынок выйдет китайский производитель, он не сможет запретить продавать товары вашего бренда.
Главное
- Китайские селлеры уже больше года продают на Ozon, а сейчас начали выходить на Wildberries.
- Из Китая везут в основном дорогие товары и технику по параллельному импорту, но ситуация может измениться. Если китайцы освоят наши склады, они выйдут в ниши с более доступными товарами.
- Главное преимущество китайских селлеров — цена товара. Они закупаются напрямую у производителя или производят товар сами. Российские продавцы не смогут предложить лучшую цену на китайские товары.
- Селлеры из России могут предложить более быструю доставку, качественную обратную связь и понимание рынка.
- Чтобы обезопаситься, можно продавать товары российских производителей или наладить производство под своим брендом в Китае.
А вы уже ощутили конкуренцию со стороны китайских селлеров? Расскажите, в какой нише продаете и что предпринимаете.