Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что нужно знать для интернет-торговли


Читатель Олег спрашивает: «Открываю бизнес, буду продавать только онлайн. Какие законы нужно знать, чтобы не получить штрафы?»

Основные права потребителей

По закону потребитель имеет право на покупку качественного товара, который соответствует нормативным документам. У потребителя также есть право получить честную информацию о продукте и до его покупки узнать условия оформления заказа, оплаты и доставки.

Чтобы не нарушить права потребителей, нужно сделать следующее.

Разместить договор публичной оферты. Это соглашение с покупателем, в котором прописывают порядок заказа и возврата товара, его оплаты, условия доставки. Обычно оферту размещают в подвале сайта или на одном из этапов оформления покупки, например на шаге с выбором доставки. Оферту не нужно подписывать — достаточно, чтобы пользователь нажал на кнопку «Я согласен».

Пример публичной оферты интернет-магазина
Пример публичной оферты интернет-магазина

Пример публичной оферты интернет-магазина. Покупатель соглашается с офертой при оформлении покупки

Пример публичной оферты интернет-магазина. Покупатель соглашается с офертой при оформлении покупки

Соблюдать условия доставки. Продавец должен доставить покупателю товар в оговоренный срок и место. На сайте нужно разместить информацию о способах доставки и цену за каждый из них. Если товар не получается доставить в срок, например покупателя не было дома, когда курьер привез заказ, можно передоговориться о новом сроке. Условия доставки обычно тоже прописывают в оферте.

Заполнить карточку товара. Описание должно соответствовать действительности. В карточке интернет-магазина нужно указать характеристики и описание товара, цену, гарантийный срок при наличии, страну изготовителя, адрес компании или ИП и условия доставки.

Пример карточки товара в интернет-магазине женской одежды
Пример карточки товара в интернет-магазине женской одежды

Пример карточки товара в интернет-магазине женской одежды, где можно увидеть основные характеристики продукта

Пример карточки товара в интернет-магазине женской одежды, где можно увидеть основные характеристики продукта

Возврат товаров при торговле через интернет

Правила продажи через интернет позволяют покупателю вернуть любые товары в интернет-магазин в течение 7 дней. Товар можно вернуть без чека только с сохраненной упаковкой и без признаков эксплуатации. Исключение — вещи, которые сделали или сшили под заказ, например брюки с индивидуальным дизайном.

Если товар с браком, покупатель может потребовать вернуть деньги, заменить или отремонтировать товар. Чтобы выяснить, откуда появился дефект на продукте, можно сделать независимую экспертизу. Если в браке виноват производитель товара, покупатель вправе направить интернет-магазину претензию, а продавец, со своей стороны, должен на нее ответить — удовлетворить или отказать.

Если покупатель требует вернуть деньги, продавец обязан сделать это в течение 10 дней с момента оформления возврата. На обмен товара ненадлежащего качества у продавца есть 7 дней, если товара нет в наличии — месяц, на исправление недостатков товара — 45 дней. Если продавец не отреагировал на претензию потребителя, покупатель вправе пожаловаться в Роспотребнадзор или обратиться в суд.

Ответственность за нарушение прав потребителей

Если интернет-магазин нарушает права потребителей, его владельцу придется отвечать перед законом. Ответственность бывает трех видов — гражданско-правовая, административная и уголовная.

Гражданско-правовая. Применяется, когда продавец обманывает покупателя или отказывает в возврате товара. Сначала покупатель должен обратиться с претензией в интернет-магазин. В случае отказа продавца решить проблему покупатель вправе обратиться в суд.

В зависимости от решения суда продавцу придется возместить покупателю стоимость товара, компенсировать расходы на независимую экспертизу, заплатить за моральный вред. Еще магазину придется заплатить штраф за невыполнение требований потребителя в досудебном порядке — половину присужденной суммы.

Административная. Наступает, если покупатель жалуется на обман, ущемление его прав или плохое качество товаров в Роспотребнадзор.

В этом случае магазин может получить штраф, если:

  • продал некачественный товар: от 10 000 до 20 000 ₽ — для ИП и малого бизнеса, от 20 000 до 30 000 ₽ — для остальных компаний;
  • обманывает о свойствах и качестве товара: от 3000 до 5000 ₽ — для ИП, от 50 000 до 250 000 ₽ — для малого бизнеса, от 100 000 до 500 000 ₽ — для остальных компаний;
  • не указал информацию о товаре, изготовителе, продавце: от 500 до 1000 ₽ — для ИП, от 2500 до 5000 ₽ — для малого бизнеса, от 5000 до 10 000 ₽ — для компаний.

Уголовная. Дело возбуждают, например, вследствие подделки документов качества. Если в результате этого пострадали люди, наказание будет строже.

Максим купил электросамокат, аккумулятор которого взорвался во время движения. Максима госпитализировали, у него диагностировали шок и тяжелые термические ожоги. В ходе расследования правоохранители выяснили, что продавец электросамоката подделал документы, которые подтверждают качество и безопасность товара. Правоохранители возбудили уголовное дело на продавца.

Максимальное наказание по этой статье — до 10 лет лишения свободы.

Закон о персональных данных

При оформлении покупки в интернет-магазине покупатель предоставляет персональные данные — ФИО, телефон, электронную почту, адрес.

По закону продавец должен получить согласие покупателя на сбор, хранение и обработку этой информации.

Для этого нужно разместить на сайте политику обработки персональных данных — она же политика конфиденциальности. В документе нужно указать:

  • какие данные планируете собирать;
  • срок их хранения;
  • для чего вы это делаете, например для исполнения договора купли-продажи или для отправки рекламных сообщений.

За отсутствие на сайте политики конфиденциальности положен штраф:

  • от 10 000 до 20 000 ₽ — для ИП и малого бизнеса;
  • от 30 000 до 60 000 ₽ — для остальных компаний.

За сбор и обработку персональных данных без согласия покупателя тоже грозит штраф:

  • от 20 000 до 40 000 ₽ — для ИП;
  • от 15 000 до 75 000 ₽ — для малого бизнеса;
  • от 30 000 до 150 000 ₽ — для компаний.

О начале сбора персональных данных покупателей нужно уведомить Роскомнадзор.

Для этого необходимо заполнить форму на сайте ведомства. Иначе придется заплатить штраф от 300 до 500 ₽ — для ИП, от 1500 до 2500 ₽ — для малого бизнеса, от 3000 до 5000 ₽ — для компаний.

Соблюдение авторских прав

При заполнении карточки товара нельзя взять чужие фотографии и описание — это нарушение авторских прав. Владелец украденного контента может подать в суд.

Чтобы точно не нарушать авторское право, нужны свои уникальные фотографии товара и описание. Для этого можно нанять фотографа и копирайтера. Обязательно заключите с ними договор о передаче исключительных прав на использование созданного ими контента.

Если вы берете контент, у которого есть лицензия на бесплатное коммерческое использование, разрешение не нужно. Это, например, картинки с фотостоков. Информация о такой лицензии обычно размещена на одной странице с контентом.

Если вы все же решили задействовать чужой контент, нужно получить письменное согласие автора.

Маркировка товаров

Если продавец торгует товарами, которые подпадают под обязательную маркировку в системе «Честный знак», на них наносят уникальный двухмерный код Data Matrix. К таким товарам относятся, например, молочная продукция, лекарства и меховые изделия. Производитель или импортер должны напечатать или разместить наклейку на упаковке товара.

С помощью маркировки покупатель может отследить, кто и когда произвел товар или ввез его в страну, на каком этапе продажи он находится.

Код Data Matrix на бутылке с водой
Код Data Matrix на бутылке с водой

Код Data Matrix на бутылке с водой

Код Data Matrix на бутылке с водой

Данные о маркированных товарах нужно передавать в систему «Честный знак». Когда товар поступает на склад, нужно:

  • проверить наличие маркировок;
  • отсканировать коды Data Matrix;
  • внести данные в систему.

Если не промаркировать товары, придется заплатить штраф: от 5000 до 10 000 ₽ — для ИП, от 25 000 до 150 000 ₽ — для малого бизнеса, от 50 000 до 300 000 ₽ — для остальных компаний.

Онлайн-касса

Онлайн-касса — это касса, которая формирует чеки и передает их в налоговую через интернет. Изменить информацию на накопителе нельзя, поэтому предприниматель или компания не может занизить свой доход, чтобы заплатить меньше налогов.

По закону почти любой продавец товаров, работ или услуг людям без статуса ИП обязан использовать онлайн-кассу, интернет-торговля — не исключение. Закон регулирует, как выдавать чеки, что в них должно быть и другие условия работы.

За отсутствие онлайн-кассы продавцу грозит штраф. Для ИП — от 25 до 50% от суммы расчетов без кассы, но не менее 10 000 ₽, для малого бизнеса — от 37,5 до 50%, но не менее 15 000 ₽, для ООО — от 75 до 100%, но не менее 30 000 ₽.

Законы для продажи товаров в интернете

Торговля товарами через интернет юридически называется «дистанционный способ продажи товара». Правила актуальны для любого бизнеса, неважно, что вы продаете: детские игрушки или фрукты.

ДокументЧто в документе — в двух словах
Особенности купли-продажи товаров в интернете и договора: как подписать, выполнять или прекращать
Что продавец должен сообщить покупателю до покупки.

Правила отказа от товара
Что продавец должен сообщить покупателю: о товаре, условиях возврата, продавце.

Список товаров, которые нельзя продавать через интернет

Для сферы услуг — гражданский кодекс

Гражданский кодекс определяет правила продажи услуг. Конкретная статья зависит от бизнеса. Например, если разработали трекер для учета шагов, можете продавать доступ по лицензионному соглашению. Его описывает статья 1235 гражданского кодекса. Если продаете курсы, может подойти оферта на получение дистанционного образования. Правила работы по оферте указаны в статье 437 гражданского кодекса.

Специализированные акты

Кроме основных документов есть специализированные. Они действуют для определенных сфер бизнеса или даже отдельных задач.

Примеры нормативных документов для разных сфер бизнеса.

Сфера бизнесаДокументЧто в документе: самое важное в двух словах
СМИ, онлайн-сервисы, сайты, онлайн-курсы, аудиовизуальная продукция, мероприятия
Правила маркировки информационной продукции —
0+, 6+, 12+, 16+, 18+
Онлайн-обучение, онлайн-курсы
Когда нужна лицензия
Социальная сеть, сайт или мобильное приложение, где пользователи публикуют контент
Что будет, если пользователи нарушат закон в своем контенте. Например, призовут к насилию или опубликуют чужую работу под видом своей.

Как и зачем уведомлять Роскомнадзор.

Обязанности площадок с контентом пользователей
Лекарственные препараты
Список разрешенных и запрещенных препаратов.

Правила продажи лекарственных препаратов
Медицинские услуги
Как удаленно оказывать медицинскую помощь: можно ли консультировать, выписывать рецепты, продавать лекарства.

Какие нужны лицензии и как их получить
Если для работы нужна лицензия
Кому нужна лицензия

Примеры законов и постановлений для разных задач.

Задача бизнесаДокументЧто в документе: самое важное в двух словах
Используете изображения людей или персональные данные
Что считать персональными данными, как их собирать, что можно и нельзя с ними делать, как уведомить Роскомнадзор о начале обработки данных
Используете чужое авторское произведение, например фотографа или дизайнера
Что нельзя использовать просто так, даже если нашли в открытом доступе, например фото или видео.

В каком случае нужно согласие и как его получать.

Где легально брать картинки с сайта — статья в Бизнес-секретах

Закон о рекламе и правила площадок

Если будете продвигать бизнес, понадобится все, что регулирует сферу рекламы.

Что нельзя делатьЗакон
Через рекламу создавать у несовершеннолетних мнение о необходимости обладания каким-то товаром и убедить родителей купить что-то
Продвигать некоторые товары и услуги, например табак, алкоголь, оружие, искусственное прерывание беременности и другие
ФЗ «О рекламе»: ст. 7 и 21
Игнорировать ограничения закона для отдельных категорий товаров и услуг: алкоголя, медуслуг, лекарств, добавок, азартных игр, финансовых услуг
ФЗ «О рекламе»: ст. 21, 24, 27, 28

Рекламные материалы надо маркировать пометкой «Реклама» и указывать заказчика. До выхода рекламы ее надо зарегистрировать в едином реестре интернет-рекламы Роскомнадзора — ЕРИР.

Система присваивает каждому рекламному материалу ID — уникальный электронный идентификатор с информацией о рекламе.

После показа рекламы надо заполнить данные о договорах, рекламодателе, рекламном агентстве, площадке размещения. Это нужно сделать до 30-го числа следующего месяца через оператора рекламных данных. Если рекламу запустили в сентябре, заполнить данные надо до 30 октября.

Это еще не все. Если продаете в соцсети, нужно следовать ее правилам. Например, публикуйте только те фото или видео, которые вы создали сами, соблюдайте закон, уважайте других участников сообщества.

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Принимайте онлайн-платежи на&nbsp;сайте, в&nbsp;приложении и&nbsp;соцсетях <nobr>с Т-Кассой</nobr>

Предложение от Т-Банка

Принимайте онлайн-платежи на сайте, в приложении и соцсетях с Т-Кассой

  • Подключим онлайн и сами настроим
  • Сможете принимать платежи уже через 2 дня
  • Деньги на счете на следующий день
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Занкевич
Юлия Занкевич

Поделитесь, какие из этих требований вам кажутся самыми сложными и почему?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации