Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как Coca-Cola проиграла Fantola суд из-за товарного знака


Американской компании не удалось доказать, что «Черноголовка» скопировала товарный знак Fanta для своих лимонадов


Американской компании не удалось доказать, что «Черноголовка» скопировала товарный знак Fanta для своих лимонадов


Суд по интеллектуальным правам отклонил иск The Coca-Cola Company о недействительности регистрации товарного знака Fantola, который принадлежит ООО «Напитки из Черноголовки-Аквалайф». Американская компания полтора года пыталась оспорить решение Роспатента, но сделать это ей не удалось.

Что случилось

The Coca-Cola Company владеет тремя товарными знаками на газированную воду Fanta, зарегистрированными в России в 1966, 1978 и 2017 годах.

Российская компания ООО «Напитки из Черноголовки-Аквалайф» зарегистрировала товарный знак Fantola в 2019 году на свои газированные лимонады.

В мае 2021 года The Coca-Cola Company подала в Роспатент возражение против правовой охраны товарного знака Fantola из-за того, что он схож с ее товарными знаками до степени смешения.

Так выглядят напитки Fantola от «Черноголовки». Фото с сайта компании

Роспатент в январе 2022 года отказался удовлетворять возражение американской компании. В частности, в ведомстве отметили, что у товарных знаков разная фонетическая и визуальная длина из-за разного количества слогов, звуков и букв, а также разные составы звуков и букв в большей части несовпадающих слогов, совпадают лишь первые слоги: «Fan» и «Fan». Кроме того, слова Fanta и Fantola нельзя сравнивать по семантическому критерию сходства обозначений, потому что они выдуманные — ни в одном словаре их нет. А довод The Coca-Cola Company о том, что в сравниваемые товарные знаки могут быть заложены одинаковые идеи, связанные, например, со значением слова «фант», Роспатент назвал субъективным.

В итоге в ведомстве решили, что слова Fanta и Fantola нельзя признать однокоренными и имеющими подобие заложенных в них идей. И хотя оба напитка относятся к одной группе — товарам 32-го класса МКТУ, — поскольку их товарные знаки не схожи, у потребителя не возникает представления, что они принадлежат одному производителю.

The Coca-Cola Company не согласилась с решением Роспатента и подала в Суд по интеллектуальным правам.

Аргументы сторон

Что утверждал истец. По мнению The Coca-Cola Company, товарные знаки Fanta и Fantola сходны по звуковому, графическому и смысловому критериям. Вот какие доводы приводила компания:

  1. Слово Fantola включает в себя обозначение Fanta в качестве составной части. В словах совпадают первые четыре буквы.
  2. Оба знака написаны одинаково — стандартным печатным шрифтом, заглавными буквами.
  3. Хоть слово Fanta не входит в словари, за несколько десятилетий этот товарный знак приобрел определенную смысловую нагрузку. И теперь Fanta и Fantola имеют сходный заложенный в них смысл, идею.
  4. Последние буквы товарного знака Fantola совпадают с окончанием названия другого популярного напитка компании — Coca-Cola. Это подтвердило заключение профессора НИУ ВШЭ Юлии Пироговой.
  5. У напитков Fanta и Fantola общая целевая потребительская аудитория, они находятся в одном ценовом сегменте рынка, стоят в одних и тех же отделах магазинов.

По мнению компании, из-за сходства товарных знаков потребители могут подумать, что Fantola производит The Coca-Cola Company. Из-за этого компания может потерять часть потребителей и понести репутационные риски.

В июне 2022 года The Coca-Cola Company объявила, что окончательно уходит из России и больше не будет производить и продавать напитки в стране, но Fanta еще можно купить в некоторых магазинах. Возможно, ее ввозят параллельным импортом

Что утверждал ответчик. Роспатент с доводами The Coca-Cola Company не согласился. Вот какие аргументы приводило ведомство:

  1. Товарные знаки Fanta и Fantola не схожи по смыслу, потому что эти слова выдуманы — и не входят ни в один словарь.
  2. The Coca-Cola Company не представила доказательств, что с позиции рядового потребителя эти товарные знаки схожи по смыслу.
  3. Заключение профессора ВШЭ Юлии Пироговой опровергается заключением комиссии специалистов-лингвистов от регионального общественного объединения «Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам».
  4. У товарных знаков разное количество слогов и звуков, разный состав звуков, в них совпадают только первые слоги, а еще в словах разное ударение.

Что решили суды

Сначала Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что между товарными знаками есть определенная степень сходства. Суд посчитал, что Роспатент не дал оценку всем представленным аргументам, и удовлетворил требования The Coca-Cola Company.Решение суда первой инстанции
Но вторая инстанция отменила это решение и отправила дело на новое рассмотрение.Решение суда второй инстанции
В итоге третья инстанция — президиум Суда по интеллектуальным правам — согласилась с доводами Роспатента и пришла к выводу, что товарные знаки Fanta и Fantola не сходны до степени смешения и не ассоциируются друг с другом.Решение президиума Суда по интеллектуальным правам

Суд отметил, что товарный знак Fantola сам по себе широко известен, поэтому не смешивается в сознании потребителей со знаком Fanta. Сходство и вероятность смешения товарных знаков The Coca-Cola Company подтвердила опросом ВЦИОМ. Но это опровергает заключение Лаборатории социологической экспертизы Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Заключения противоречат друг другу, а доказательств явного нарушения методологии со стороны одной из организаций нет, поэтому Роспатент мог провести сходства товарных знаков самостоятельно, посчитал суд.

Мнение независимого адвоката

По мнению адвоката адвокатского бюро «Бельянский и партнеры» Владислава Идамжапова, самым слабым аргументом в правовой позиции The Coca-Cola Company был семантический критерий сходства товарных знаков.

«Суд, в частности, исходил из анализа фонетических, графических и семантических признаков.

Одним из основных аргументов Роспатента являлось то, что сравниваемые товарные знаки не являются семантически сходными, поскольку не обладают смысловым значением, то есть являются вымышленными, в связи с чем не подлежат сравнительному анализу по семантическому критерию. С этим аргументом суд согласился.

Компании следовало доказать, что слово Fanta имеет определенную смысловую нагрузку и с позиции рядового потребителя слова Fanta и Fantola характеризуются сходным подобием заложенных в них понятий и идей. Если бы компания смогла доказать семантический критерий, то, возможно, исход дела мог бы быть иным».

Владислав Идамжапов

Владислав Идамжапов

Адвокат адвокатского бюро «Бельянский и партнеры»

Теперь, как считает адвокат, у The Coca-Cola Company почти нет шансов на благоприятный исход дела, поскольку президиум суда уже обозначил свою позицию по делу.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 654 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Приходилось ли вам судиться из-за товарных знаков? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости