На онлайн-стримингах вышел финал нашумевшего сериала «Слово пацана», который рассказывает о «казанском феномене» — жизни криминальных группировок Казани в конце 1980-х годов. В центре сюжета — четырнадцатилетние школьники Андрей и Марат, которые втягиваются в уличную жизнь и переживают личные трагедии из-за этого. Сериал уже успели обвинить в романтизации криминального образа жизни, но, как и со многими произведениями искусства, здесь все сложнее: каждый видит в нем что-то свое.
Годы поздней перестройки не только время разгула криминала, но и время развития частного предпринимательства в России. Мы решили посмотреть на сериал с точки зрения бизнеса и собрали шесть примеров, из которых современный бизнес может извлечь полезные уроки.
Осторожно: текст содержит спойлеры к сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Прописывайте все условия в договоре
Как в сериале. О том, что «слово пацана» — вещь эфемерная, мы узнаем в первой же серии. Один из главных героев, 14-летний участник группировки «Универсам» Марат, забирает хоккейную клюшку у другого ребенка и дает слово пацана, что завтра вернет. Возвращать он ее не собирается. Как объясняет Марат, слово пацана только для пацанов, а перед чушпанами — то есть теми, кто не входит ни в какую группировку, — держать его не нужно.
Как в жизни. Работа без договора — одна из главных ошибок начинающих предпринимателей. Люди жмут друг другу руки, отправляют товар без предоплаты, дают ссуды под честное слово, а потом остаются без товара и денег.
Цена такой ошибки может быть непомерно велика. Племянник братьев Макдональдов, основателей первого ресторана McDonald's, утверждал, что его дяди лишились роялти после продажи сети Рэю Кроку как раз из-за того, что согласились вычеркнуть свои 0,5% от прибыли ресторанов из договора. Якобы Крок дал слово, что деньги им выплатит, а удаление строки из договора представил как формальность для налоговой. Этих денег братья уже никогда не увидели: в судах слово пацана в качестве доказательства не принимают.
Вывод: все существенные условия всегда должны быть прописаны в договоре. Никаких исключений.
Назначайте цену с умом
Как в сериале. Один из методов заработка «универсамовских» — игра в наперстки, причем максимальная ставка в этой игре не ограничена. Из-за этого мать одного из героев сериала за две игры теряет 100 рублей — чуть меньше месячной зарплаты, а еще дорогую зимнюю шапку. Увидев несправедливость, участник группировки Марат срывает игру, «бизнес» на этот вечер заканчивается. Позже ситуация приведет и к более жестоким последствиям.
Как в жизни. Иногда бизнес, в руках которого оказалось несправедливое преимущество, стремится выжать из него все как можно скорее и назначает слишком высокую цену на товар или услуги. На короткой дистанции это может быть выгодно, но доверительных отношений с клиентом на этом не построишь: если он купит что-то дорогое и разочаруется в товаре, второй раз он к продавцу не придет. К тому же завышение цен грозит бизнесу проверкой со стороны ФАС.
Если компания или предприниматель планируют работать вдолгую, к ценообразованию нужно подходить с умом: рассчитать свои расходы и заложить процент прибыли в цену.
Выстраивайте атмосферу доверия в команде
Как в сериале. Руководитель «универсамовских» по кличке Кощей почти не вникает в дела младших членов группировки: он грезит об «очищении воровского мира» и видит себя лидером едва ли не всех преступников в Казани.
Когда пацаны с другого района убивают младшего «универсамовского», Кощей игнорирует обеспокоенность коллектива и предлагает дело замять. Это вызывает протест в сообществе, и лидерство захватывает внимательный к младшим брат Марата — Вова Адидас. Кощей теряет авторитет, статус и покидает группировку.
Как в жизни. Чтобы не потерять команду, руководитель должен развивать софт-скиллы: выстраивать общую стратегию и доносить ее до коллектива, учиться разговаривать с людьми, делегировать, контролировать время и работать с обратной связью.
Развитие софт-скиллов — комплексный процесс. Освоить недостающие навыки можно с помощью инструкций, тренингов, курсов и менторинга. Но самое главное — практика. Предприниматель может знать по книгам, как правильно поступить, но если он не пробует действовать с учетом этого знания, то навык никогда не закрепится.
Ищите оптимальную бизнес-модель
Как в сериале. Вова Адидас понимает, что методы «Универсама» — грабежи, мелкие кражи и мошенничество — не сулят пацанам ничего, кроме тюрьмы. Он решает, что банде надо делать бизнес. Для этого «универсамовские» крадут видеомагнитофон и открывают свой кинотеатр: приводят в порядок подсобное помещение универсама, ставят скамейки и даже размещают рекламный плакат на входе. Доходность у предприятия высокая, но из-за криминальной основы бизнеса долго им проработать не удается.
Как в жизни. В реальности редко получается создать бизнес-модель, которая выдержит любой кризис. Например, до распространения интернета и онлайн-платежей производители компьютерных программ продавали копии программ на дисках и были вынуждены искать способы защитить их от пиратства. Сейчас бизнес-модель изменилась, многие программы продаются по подписке: так разработчики получают прогнозируемые доходы, а пользователи — более низкую цену и возможность не связываться с потенциально вредоносными пиратскими копиями.
Чтобы не уйти с рынка, бизнесу приходится постоянно реагировать на изменения в мире и искать новые возможности. Поэтому важно следить за техническими изменениями на своем рынке и в смежных сферах, чтобы вовремя отреагировать на новые потребности покупателей.
Тщательно исследуйте рынок, прежде чем выйти на него
Как в сериале. Видеомагнитофон, который украли «универсамовские», принадлежал предпринимателю из района «Дома быта», который платил деньги за «крышу» другой группировке. Очень скоро кинотеатр Адидаса навестили «домбытовские»: новоявленных предпринимателей избили, видеомагнитофон отобрали, и в итоге это привело к самым трагическим событиям в сериале и гибели нескольких персонажей.
Как в жизни. Перед выходом на новый рынок обязательно нужно провести анализ конкурентов, чего герои сериала не сделали. Данные о соперниках на рынке можно найти в онлайн-поиске или справочниках, с помощью опроса потенциальной аудитории или в готовых маркетинговых исследованиях. Собранную информацию нужно проанализировать, после чего задать себе вопрос: получится ли у нового бизнеса соперничать с текущими игроками и как можно отстроиться от конкурентов.
Анализ конкурентов нужно делать регулярно: раз в квартал или как минимум раз в год, чтобы не отстать от рынка и быстро реагировать на изменение стратегий других продавцов.
Не бойтесь меняться
Как в сериале. После серии смертей и личных потрясений Вова Адидас понимает, что пацаны занимаются в жизни чем-то не тем, теряет интерес к этому делу и уходит из группировки. Однако озарение настигает его слишком поздно: он уже потерял уважение семьи, в том числе младшего брата, его ищет и милиция, и участники конкурирующих группировок. К тому же даже после инсайта лидер «универсамовских» не отказывается от преступных методов. В концовке сериала Адидас погибает, так и не успев начать новую жизнь.
Как в жизни. Порой предприниматели после череды неудач сталкиваются с похожими чувствами: дело, которому они посвятили свою жизнь, кажется им малозначимым. В эти моменты человеку нужно быть особенно внимательным к себе: возможно, он столкнулся с выгоранием, апатией или депрессией и ему нужна помощь специалиста.
В этом случае нужно разобраться с причиной морального упадка: одним будет достаточно длительного отдыха, другим понадобится кардинальная смена деятельности. Возможно, ваше призвание в чем-то другом. Осталось только его найти.
Знать куда поставить подпись и что написать в месте подписи .выявить разобраться кто акцептант кто идосамирует индоссамент по тратте