Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Создайте страницу бизнеса ВКонтакте и получите бесплатную поддержку
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Схематическое описание бизнес-процессов компании
Схематическое описание бизнес-процессов компании
Бизнес-модель — это схематичное исследование бизнес-процессов компании: менеджмента, системы управления, регламента работы, коммуникаций с клиентами и способов монетизации. Отталкиваясь от этого, бизнес-модель помогает проанализировать, как компания или ИП будет зарабатывать.
ИП открыл кофейню, но не продумал, по какой бизнес-модели будет работать. Кажется, все очевидно — люди будут заходить с улицы, заказывать кофе и завтракать. Увы, владелец ИП не посчитал доходность. Люди покупали кофе, но аренда была такая дорогая, что в итоге пришлось работать в минус. Наличие бизнес-модели помогло бы этого избежать.
Через дорогу тоже открылась кофейня. Предприниматель заранее продумал бизнес-модель и решил, что будет продавать франшизу. Его сеть вскоре стала известной, и его кафе стало посещать больше клиентов. Франшиза — один из видов бизнес-модели.
Кроме того, предприниматель открыл в кафе лавку кофе, где предлагает желающим оформить кофе по подписке — каждый месяц покупатели будут получать новый сорт кофе, смогут углубиться в знания продукта и будут приходить чаще. Подписка — еще один вид бизнес-модели.
Рассказываем, для чего нужна бизнес-модель, из чего она состоит и как ее построить.
На старте бизнеса необходимо рассчитать, сколько денег нужно на открытие, какими будут регулярные траты, сколько можно заработать в первые месяцы после начала проекта. Бизнес-модель не включает в себя детальные расчеты будущих денежных потоков. Она помогает в другом.
Исследовать путь клиента и минимизировать затраты. Предприниматель сможет понять, как минимизировать затраты на создание или продажу продукта, если построит бизнес-модель. Пример: проанализировать способы оплаты клиента за продукт, понять, что ему удобно расплачиваться через QR-код и подключить прием платежей по QR-коду, чтобы сэкономить на комиссии эквайринга.
«Для меня бизнес-модель — это инструмент мышления. Холст, на который предприниматель наносит основные параметры бизнеса, потом отходит и смотрит, что получается. Если не нравится, то нужно переделать. Точно получится быстрее и дешевле, чем строить бизнес и только потом анализировать результат».
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф
Перестроить процессы и спасти убыточный бизнес. Теоретики менеджмента Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер и Микаэла Шик пишут в книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов», что в 21 веке компании могут обходить конкурентов, даже не имея инновационного продукта или услуги. Все, что нужно: вслед за появлением новых технологий пересматривать бизнес-процессы компании, то есть периодически менять бизнес-модель своего проекта.
До того, как стать сервисом по подписке, Netflix продавал DVD-диски по почте. Компания перестроила свою бизнес-модель, когда интернет стал более доступным и начал играть большую роль в жизни людей, чем телевидение. Если бы Netflix продолжал отправлять диски по почте, он бы уже давно прогорел.
Привлечь инвестиции и убедить инвесторов в надежности проекта. На старте бизнеса тяжело сказать, как аудитория отреагирует на продукт, даже детальные бизнес-планы не могут в этом помочь. Чтобы вложить деньги в проект, инвесторы хотят:
Бизнес-модель дает ответы на эти вопросы, и инвесторы начинают доверять проекту.
Сравним бизнес-модель с еще одним распространенным инструментом предпринимательской деятельности — бизнес-планом.
Бизнес-модель | Бизнес-план | |
---|---|---|
Что это | Схематичное исследование бизнес-процессов компании | Подробный документ, в котором предприниматель анализирует рынок |
С чем может помочь | Помогает проанализировать, как компания или ИП будет зарабатывать | Помогает составить будущую стратегию продвижения и план действий на случай рисков, например нового локдауна |
Зачем нужно | Для привлечения инвестиций и понимания, как будет действовать клиент, как минимизировать затраты на бизнес или спасти убыточный стартап | Для привлечения инвестиций и понимания, при каких показателях проект будет прибыльным, когда окупится, какую стоит установить цену и какие издержки учитывать |
Где составлять | Чаще всего заполняют шаблон «Канва бизнес-модели» в гугл-документе или текстовом редакторе | Рассчитывается на 12 месяцев в эксель-таблице или гугл-таблице |
Какая дополнительная информация нужна для составления | Только информация о бизнесе. Цифры доходов и расходов не нужны — в бизнес-модели нет точных финансовых расчетов | Помимо информации о бизнесе, нужно узнать все о потенциальных расходах и доходах. Это пригодится для составления отдельной части бизнес-плана — финансовой модели. В нее включают отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств |
Кто составляет | Предприниматель может составить сам | Без владения экономической теорией составить непросто. Для серьезного проекта с большими вложениями лучше привлечь профессионала |
«Бизнес-модель помогает предпринимателю структурировать мысли и видеть потенциальные проблемы еще до реализации бизнес-плана».
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф
Чаще всего бизнес-план делают после создания бизнес-модели, ведь для нее не нужны точные расчеты.
Структура бизнес-модели подразумевает, что она должна отвечать на три основных вопроса:
Чтобы построить бизнес-модель, которая отвечает на эти три структурных параметра, используют шаблон «Канва бизнес-модели». Его разработали швейцарский предприниматель Александр Остервальдер и бельгийский ученый Ив Пинье.
В структуре бизнес-модели Остервальдера — Пинье девять блоков, каждый из которых помогает кратко, на одном листе, описать концепцию бизнеса. Проанализируем каждый пункт и построим бизнес-модель для нишевого интернет-магазина таежных сладостей.
Сегменты потребителей. Начать заполнять таблицу лучше всего с этого пункта. Здесь нужно описать сегменты целевой аудитории — тех людей, кто точно заинтересуется товаром или услугой. Чем лучше предприниматель знает своих покупателей, тем более продуманным и ценным для аудитории получится продукт или услуга.
Таежные сладости, например варенье и шоколад из сосновых шишек, — это гастрономические подарки. Их целевая аудитория в первую очередь — туристы, как российские, так и иностранные. Во-вторых, таежные сладости будут пользоваться популярностью у компаний, которые хотят удивить своих сотрудников корпоративными подарками.
Ценностные предложения. Предпринимателю предстоит понять, в чем нуждается его целевая аудитория. Какую проблему ЦА он решает с помощью своего продукта или услуги. И чем его продукт или услуга отличается от подобного у конкурентов.
Цель интернет-магазина таежных сладостей — помочь людям найти что-то необычное для подарка и получить новые впечатления. Соответственно, ценностью будет то, из чего и как изготавливаются эти гастрономические подарки. Например, варенье из сосновых шишек.
Каналы поставки. Как бизнес будет взаимодействовать с покупателями и через какие каналы продавать. Как донесет ценность предложения? Как будет доставлять? Будет ли напоминать о себе после продажи, и если да, то как?
Для магазина таежных сладостей основным каналом поставки будет сайт, а доставлять продукт будут с помощью проверенных логистических компаний.
Отношения с клиентами. Предпринимателю предстоит решить, как он будет привлекать и удерживать клиентов. Как он будет с ними общаться, нужна ли служба поддержки или достаточно инструкции на сайте.
Руководитель магазина таежных сладостей решил общаться с аудиторией через соцсети и напрямую с клиентами — через личный кабинет на сайте. Для корпоративных клиентов решил нанимать персональных менеджеров.
Источники доходов. Их может быть несколько, нужно указать все. Деньги можно зарабатывать не только продажей товаров или услуг, но и через подписку или продажу рекламы, с помощью аренды или комиссии за посредничество.
Помимо продажи продукта, руководитель магазина таежных сладостей решил ввести подписку на наборы чая с вареньем, которые выгодны для клиентов и будут приносить постоянный доход.
Ключевые ресурсы. Ресурсы могут быть физическими, интеллектуальными, человеческими и финансовыми.
Ресурсы | Примеры |
---|---|
Физические | Здания, точки продаж, транспортные средства |
Интеллектуальные | Торговая марка, логотип, имя или девиз бренда — как у Coca-Cola. Программное обеспечение — как у Microsoft |
Человеческие | Команда из высококвалифицированных сотрудников в определенной области, исследовательские группы |
Финансовые | Изначальный капитал или финансовые гарантии в виде банковских кредитов |
Предприниматель указывает все, что понадобится для работы бизнеса: что поможет произвести продукт, доставить его, продать, пообщаться с покупателем после продажи.
Руководителю магазина таежных сладостей нужно будет много человеческих ресурсов: от тех, кто будет собирать травы и шишки и производить варенье и шоколад до тех, кто будет рассказывать о товаре клиентам и продавать его.
Ключевые активности. Предприниматель описывает основные процессы, которые помогут произвести продукт, решать проблемы клиента, поддерживать и развивать бизнес.
Помимо производства, маркетинга и клиентского сервиса, понадобится узнаваемая упаковка, с которой можно выиграть какой-нибудь конкурс дизайна, например, в Норвегии.
Ключевые партнеры. Кто поможет бизнесу запуститься и почему. Предпринимателю нужно перечислить всех партнеров и поставщиков, а также выгоды сотрудничества с ними.
Для магазина таежных сладостей важны партнеры-производители, которые могут сами делать варенье и собирать травы для полезных чаев. Также понадобится проверенный логистический партнер, чтобы отправлять товар по России и миру.
Структура издержек. Этот блок заполняется последним, поскольку предыдущие в сумме помогают оценить, сколько ресурсов понадобится на бизнес, его поддержание и развитие.
Основные затраты для интернет-магазина таежных сладостей пойдут на производство, зарплаты сотрудникам, маркетинг и логистику.
Можно не придумывать совершенно новую бизнес-модель, а воспользоваться уже существующей и адаптировать ее под себя. Например, кафе в одном холдинге работают по единой бизнес-модели, однако у каждого есть своя стратегия развития и своя конкретная целевая аудитория.
«Нет какой-то идеальной бизнес-модели. Ее выбор зависит от ситуации на рынке, от географии, где ты находишься, от собственника, что ему больше нравится. Если что-то не получается в бизнесе, попробуйте на него взглянуть из-под какой-то другой бизнес-модели. Не получилась франшиза, попробуй другую бизнес-модель, например подписку».
Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф
Реклама. Эта бизнес-модель строится вокруг аудитории, которая пользуется вашим продуктом или контентом. Например, блог Авиасейлс добавляет бренду популярности, строит доверительные отношения с клиентами с помощью контента и параллельно зарабатывает на рекламных блоках на сайте и интеграциях.
Партнерская программа. Эта модель используется для привлечения новых клиентов через уже существующих. По сути, клиенты бренда становятся его амбассадорами и продают продукцию, получая за это процент. Так работает Ozon. Он предлагает клиентам приводить друзей продавать на маркетплейсе, а взамен получать ежемесячное вознаграждение.
Франшиза. Особенно распространена в общепите. Предполагает продажу бизнеса под ключ в другие города и страны: создатель франшизы продает другим предпринимателям налаженные бизнес-процессы, разработанную и успешно опробованную на практике бизнес-модель и право на использование бренда.
Федор Овчинников открыл пиццерию «Додо Пицца», которая через 10 лет превратилась в международную сеть, присутствующую в 14 странах. Масштабировать Додо Пиццу помогли франчайзи и приложение «Додо ИС», через которое можно принимать заказы и рассчитывать клиентов.
Подписка. Эта модель особенно популярна в приложениях и стриминговых сервисах. Клиенты вносят ежемесячную плату за пользование сервисом и в любой момент могут ее отменить, а значит — перестать получать контент.
Эту модель часто используют не только крупные сервисы вроде Кинопоиска, но и маленькие компании, ИП и самозанятые, которые генерируют контент и зарабатывают на нем. Например, создатели подкаста могут дать своим читателям доступ к дополнительному контенту за подписку с помощью сайта вроде Boosty.
Лизинг. Условная аренда, только со сроком, на который клиент берет продукт. Эту бизнес-модель часто используют для дорогостоящего оборудования, которое начинающий предприниматель не может позволить себе купить. Зато может арендовать на несколько лет и по желанию выкупить, когда закончится срок использования.
Малые предприятия могут оформить льготный лизинг благодаря поддержке государства.
Маркетплейс. Торговая площадка, которая соединяет продавцов и покупателей. Через эту модель можно зарабатывать разными способами, например брать комиссию за сделку или продавать рекламные места.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности