Число фрилансеров в России достигло 19 миллионов человек. В первое полугодие 2023 года они в сумме заработали 5,3 млрд рублей — это на 53% выше, чем за прошлый год.
Мы спросили предпринимателей, какие задачи они делегируют фрилансерам и какие риски видят в таком сотрудничестве.
Александр Некрасов, арт-директор и основатель брендингового агентства Redo Bureau, Москва
У нас семь постоянных фрилансеров, еще 20 человек мы привлекаем к работе время от времени. Почему так? Универсальный графический дизайнер нам нужен всегда, а 3D-иллюстратор, копирайтер, неймер — ситуативно.
Такой подход позволяет нам сократить зарплатный фонд: есть проект — есть затраты, нет проекта — нет затрат. В итоге мы решаем извечную проблему бизнеса в сфере услуг, когда ты купил часы специалиста, а продать их клиенту не смог.
«Этот месяц я работать не буду — буду серфить на Бали»
Фрилансеру легко отказаться от предлагаемой задачи. Обычно это относят к минусам работы с такими специалистами. Но по факту этот минус оборачивается в плюс, потому что давать человеку работу, которую он делать не хочет, — всегда плохая идея. А мы за хорошие.
Даже наши «постоянные» фрилансеры всегда могут сказать «Мне сейчас интересно сделать один творческий проект, я на три месяца полностью погружусь в него» или «Этот месяц я работать не буду — буду серфить на Бали».
Чтобы работать с фрилансерами, мы наняли в штат HR-специалиста. Сотрудничество с людьми вне штата позволяет разделить задачи и повысить эффективность работы. Но такая система не может гладко работать сама по себе, поэтому в 2023 году мы наняли HR-специалиста. Это позволило нам расширить пул фрилансеров и не скатиться в хаос.
Пришлось отойти от собственнического подхода к людям — мне кажется, к этому должна двигаться вся наша цивилизация. Каждый может заниматься чем хочет, и мы не ревнуем, если фрилансер выбирает другие проекты. По сути, нам приходится конкурировать за сотрудников, но мы достаточно уверены в себе и в задачах, которые предлагаем.
Артем Рахмеев, основатель федеральной сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl, Тюмень
Как правило, 90% функционала мы закрываем внутри компании своими силами. Но есть задачи, которые для нас эффективнее вывести на фриланс: съемка фото и видео, дизайн, артисты и промоутеры.
С фрилансерами за последний год стали работать больше. Всего у нас на фрилансе 5% команды, а в направлении маркетинга этот показатель доходит до 10—15%.
Например, в этом году мы увели на фриланс SMM. Раньше у нас был специалист в штате, который занимался SMM и маркетинговыми задачами. После его ухода в 2023 году мы разделили часть задач между маркетологами — оказалось, это не отнимает у них много времени, а весь SMM отдали фрилансеру. Специалист в штате закрывал объем работы только по одному городу, а фрилансер сейчас ведет SMM сразу на три города нашей сети. Там же он нашел себе помощников. По факту мы работаем с одним человеком и платим столько же, сколько платили штатному сотруднику.
Если оценивать это решение в деньгах, наем фрилансера на SMM помогает нам экономить около 30% ресурсов, которые обычно тратят на это направление. Пока мы видим очень хорошие результаты:
- За год приросли по всем нашим соцсетям на 15 тысяч подписчиков. Это заслуга не только SMM-специалиста, скорее всей команды, но со штатным специалистом таких успехов не было.
- Мы стали получать хорошие отзывы о контенте от гостей и партнеров.
- Наши рилсы регулярно залетают в тренды.
Несмотря на то что новый специалист работает на договоре самозанятости, он супервовлеченный. Поэтому мы воспринимаем его как штатного специалиста — приглашаем на командные рабочие встречи, корпоративы.
С дизайнерами тоже работаем на фрилансе. Объем задач по дизайну такой, что выгоднее было бы платить штатному сотруднику. Но найти хорошего дизайнера, который готов выйти в штат и заниматься одним нашим проектом, не так-то просто. Поэтому на данном этапе работаем с фрилансерами.
Часто у фрилансеров качество работы лучше, чем у штатных сотрудников. Я связываю это с тем, что у них сильнее развиты профессиональные скиллы, есть опыт работы со многими компаниями и больше насмотренность. Например, в случае с дизайнерами мы выбираем платить на 20—30% больше, но получать лучшие результаты.
Найти «своих» подрядчиков почти то же самое, что найти штатных сотрудников в команду.
Есть фрилансеры, контактами которых мы ни с кем не делимся. Понимаем, что этот человек на вес золота и если пойдет помогать другим, то на нас у него не останется времени. Найти «своих» ребят-подрядчиков — для нас почти то же самое, что найти штатных сотрудников в команду.
Наши затраты на фриланс в 2023 году выросли на 10—15%. В следующем году, я думаю, они вырастут примерно так же.
На днях наш дизайнер сообщил, что с начала 2024 года поднимает цены, потому что инфляция и спрос на его услуги кратно растет.
Кроме того, наши постоянные фрилансеры могут ставить двойной ценник в сезон, когда у них высокая загрузка на других проектах, например перед Новым годом. На днях девушка-копирайтер сказала нам, что не успеет реализовать нашу задачу, поскольку «декабрьский загруз». Но если возьмет двойной прайс, готова выполнить работу за ночь. Фрилансер может себе это позволить. Мы относимся к этому с пониманием.
Главные плюсы сотрудничества с фрилансерами — это скорость и качество работы, часто они выше, чем у сотрудников в команде.
Но есть и минусы. Фрилансеры чуть менее ответственно подходят к задачам, чем штатные сотрудники. У них много заказов — специалист может жертвовать качеством, скоростью или репутацией ради заработка. А еще может сорвать сроки, если возьмет на себя слишком много задач.
Кроме того, у фрилансеров нет эмоциональной привязанности к результату.
Юлия Гречушникова, основательница дизайн-студии FORM X, Москва
Сотрудников в штате у меня нет. Я запустила студию меньше полугода назад, работаем в онлайне, все проекты ведутся удаленно, и пока нет необходимости держать людей в офисе и на зарплате.
Большинство специалистов, с которыми регулярно сотрудничаю, — это фрилансеры: 3D-визуализатор, дизайнер, архитектор и комплектатор. Их привлекаю для создания чертежей, рабочей документации для проектов, визуализации интерьеров пространства, а также для создания сметы на проекты.
С фрилансерами удобно работать. Пока нет большого потока проектов, иметь сотрудников в штате невыгодно, так как я не всегда могу обеспечить им полную загрузку. Поэтому привлекаю нужного человека конкретно под проект.
Главный плюс — финансовый: мне не нужно оплачивать отпуска, больничные и так далее.
Кроме того, я могу иметь в арсенале несколько человек, выбирать, с одним посотрудничать или с другим.
Опытные фрилансеры подняли ценники по сравнению с предыдущим годом. Это касается специалистов, у которых весомое портфолио: стоимость их работ выросла примерно на 20—30%. Но в целом по рынку стоимость услуг не сильно изменилась.
Если впервые работаешь с фрилансером — есть риски. Человек может тебя подставить, в любой момент сказать, что не может или не хочет выполнять работу по проекту. Тут нет никаких гарантий, ты ничем не защищен. У меня такое было совсем недавно.
Мы заключили договор на проект квартиры в Петербурге. Я взяла в команду проекта хорошего визуализатора с высоким ценником. Первое время все было отлично, но потом он начал выбиваться из тайминга и снижать качество. Я заволновалась, но все же приняла ситуацию — настроила работу остальной команды так, чтобы уложиться в срок, не снижая качество. Визуализатор работу выполнил, но для себя я отметила, что не продолжу с ним сотрудничество.
Фрилансер никогда не признается, сколько у него параллельных проектов и как много времени он будет посвящать твоей задаче. Даже если у человека очень хороший потенциал, но много других задач, ему просто не хватит вдохновения на твой проект — тогда качество работы точно упадет.
Бывает, что мне приходят срочные проекты. Фрилансер, с которым мы давно работаем, может сказать: «У меня большая загруженность по другим проектам, могу взять твой в следующем месяце». Такое может произойти, если я регулярно не загружаю человека стабильно задачами. Но это скорее исключение. Если контакты наработаны, уже понимаешь человека, знаешь, на что он способен.
Сдельная оплата труда может сработать в минус. Когда в месяц 2—3 проекта, то сдельный формат оплаты труда может быть невыгоден. В таком случае наличие сотрудника в штате обойдется бюджетнее для студии.
Алена Кетова, создатель настольной бизнес-игры «ОЗЕРО» и телеграм-канала «Тревел бум. Путешествия с Рыжей», Пермь
Все мои сотрудники-исполнители — это фрилансеры. Над бизнес-игрой «Озеро» трудятся трое, и еще один помогает вести телеграм-канал. На фриланс я отдала: графический дизайн, SEO-продвижение сайта, холодные и теплые звонки.
Даже мой штатный менеджер по продажам в каком-то смысле фрилансер — я знаю, что у нее есть и другие проекты, кроме моего.
Не вижу минусов работы с фрилансерами. Им не нужен офис и ноутбук, они не просиживают штаны на окладе, они заинтересованы максимально быстро и хорошо сдать работу. Я сама в прошлом была фрилансером и понимаю, что у такого специалиста есть мотивация сделать хорошо, иначе ему могут не заплатить. Кстати, поэтому с фрилансерами работаю либо по постоплате, либо по частичной предоплате.
Еще один плюс работы с фрилансерами — удобнее оплачивать разовые проекты, чем давать оклад. Такой формат выгоднее, когда нет постоянного потока заказов, поэтому для работы всегда рассматриваю в первую очередь именно фрилансеров
Для меня важно работать со знакомыми фрилансерами, либо с теми, кого мне порекомендовали. Мне приятно подкидывать работу «своим». Так, мой графический дизайнер была новичком и по сути сделала себе портфолио на моих проектах. Такие люди не исчезают, в отличие от незнакомцев.
Стараюсь платить в среднем по рынку, но обычно фрилансеры сами называют цену. У хороших специалистов каждый год ценник повышается, но тут все очень индивидуально: договоренность идет по ценности работы.
Если я готова отдать 2000 ₽ за дизайн ролл-апа, а дизайнер просит 5000 ₽, мы не сойдемся — пойду искать другого и найду, потому что исполнители есть на любой кошелек.
Например, SЕО-специалист просит у меня 30 000 ₽ в месяц. Он озвучил эту цену уже после обозначения задачи, то есть для другой задачи и заказчика она может быть другая. Дизайнеру же я плачу небольшими траншами: за оформление ролл-апа и небольшой презентации могу дать начинающему специалисту 5000 ₽.
Евгений Лепёхин, основатель сервиса онлайн-записи для мастеров «Окошки», Тюмень
Нашим сервисом пользуются фрилансеры из сферы услуг: бьюти-мастера, барберы, массажисты, психологи, репетиторы, а также креаторы и редакторы.
Фрилансеры подняли цены — это нормально. Например, в Тюмени мастера — пользователи сервиса — раньше брали за мужскую стрижку до 1200 ₽. Сегодня эта услуга уже стоит 1500—2000 ₽. Фактически цена поднялась на 50%, а где-то даже и на 100%.
Фрилансеры — это не студенты, а взрослые люди, у них может быть семья, дети и крупные покупки.
Причина не только в том, что люди хотят больше зарабатывать. Просто жизнь дорожает — продукты, услуги, аренда, квартиры. Выросла ставка Центрального банка, а значит, кредитные и ипотечные ставки. Фрилансеры — это не только студенты. Сейчас это взрослые люди, которые работают на себя, у них может быть семья, дети, крупные покупки — квартира, машина. Вырос уровень и стоимость жизни — поднялась стоимость услуг.
Для повышения стоимости могут быть и другие причины:
- Специалисты становятся финансово более грамотными. Люди уходят на фриланс и при этом часто выходят из серой зоны — начинают платить налоги. Они учитывают эти затраты при определении стоимости своей работы.
- Амортизационные расходы. Работая на себя, фрилансеры начинают понимать, что есть затраты на покупку расходников, рабочего оборудования. Даже новые классные ножницы для барбера, машинка для бритья или оформление каких-то профессиональных онлайн-сервисов — все это закладывают в стоимость своей услуги.
Мы сами готовы отдать на фриланс часть задач. Мы создали сервис для фрилансеров маленькой командой — дизайнер, автор, разработчик и я как руководитель. Вышли на рынок недавно и при этом готовы отдавать часть работы на фриланс, потому что это дешевле, чем брать человека в штат. Среди таких задач может быть видеомонтаж или расшифровка нашего подкаста.
найму нового :)