По данным налоговой службы, к 2023 году в Свердловской области работают больше 400 тысяч малых и средних компаний. Мы выбрали несколько бизнесов, которые вдохновляют создавать новое и не бояться.
Неоновая мастерская «Ракета»
В Екатеринбурге неоновые вывески создает мастерская «Ракета», которой владеют Роман Колесников и Максим Грущин. Заказы им поступают из разных городов России, а еще из Нидерландов, Германии, Италии и США.
У предпринимателей просторное помещение, несколько сотрудников в штате, оборот по итогам 2021 год — 3,7 млн рублей в год. Но начинался бизнес на балконе квартиры. Роман Колесников вспоминает об этом так:
«Особых накоплений не было, поэтому производственную площадку начали делать на балконе в квартире Макса. Шесть квадратных метров, которые почти целиком занял рабочий стол. Чтобы было теплее, всю осень конопатили щели, клеили стекловату. Провели на балкон свет, купили паяльник, электролобзик — и мастерская была готова».
80% дохода предпринимателям приносят заказы по индивидуальному дизайну. Они бесплатно делали заказчикам макеты будущих работ и давали десятилетнюю гарантию на вывеску.
Бизнес взлетел после того, как про интересную мастерскую рассказал ютуб-блогер Wylsacom. Для этого Роман и Максим отправили блогеру вывеску бесплатно. Вилсе вывеска понравилась, и он оставил ссылку на мастерскую в описании под видео. После этого у предприятия пошел поток клиентов.
Весной 2022 года рентабельность бизнеса изменилась: в цене выросли неон и оргстекло подложек для вывесок, при этом число заказов упало. Тогда предприниматели запустили для клиентов новую возможность: неоновые вывески теперь можно взять в аренду для вечеринки или свадьбы. Сервис пользуется популярностью, и молодые пары охотно берут их как элемент декора.
Сити-фермы «АгроАспект»
В крупных торговых центрах и продуктовых сетях Екатеринбурга стоят витрины-грядки со свежей зеленью. Их делает местная компания «АгроАспект Плюс», которую создали физики из УрФУ Вячеслав Карпов и Евгений Мингалиев.
Предприниматели собирают оригинальное оборудование для сити-фермерства — домашние экобоксы и вертикальные фермы для бизнеса, в которых можно выращивать зелень, клубнику и овощи круглый год.
Оборот компании по итогам 2021 года — более 50 млн рублей в год, есть свое помещение, в штате работают инженеры и агрономы, а оборудование покупают клиенты из Москвы, Белгорода, Новосибирска и даже Бахрейна.
Начиналось все с малого. Первый бокс для выращивания петрушки и укропа тогда еще студент Вячеслав Карпов собрал из старой клетки для грызунов, фольги и светодиодов.
У компании три главных продукта: домашние экобоксы, промышленные вертикальные фермы и учебные гидропонные мини-фермы.
Интерес к оборудованию для сити-фермерства вырос после того, как предприятие начало выпускать вертикальные фермы для выращивания клубники круглый год. Зимой на сити-ферме ягоды получались вкуснее и слаще, чем летом с грядки. Вячеслав Карпов рассказывает об этом так:
«К нам стали приезжать предприниматели со всей страны: „Вау-вау-вау, мы хотим! Сделайте нам такую же!“ Мы поняли, что спрос больше на технологию, нежели на саму ягоду, и сконцентрировались на производстве ферм».
Производство компании загружено на 150%. Несмотря на высокий спрос именно на оборудование, предприниматели мечтают открыть свои фермы, а также фермы-витрины в многоквартирных домах, где жители круглый год смогут покупать зелень с грядки.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Глэмпинг в Малом Турыше
Десять лет назад Гузель Санжапова начала помогать папе-пасечнику продавать мед в деревне Малый Турыш в 200 км от Екатеринбурга. Со временем у нее появилось свое производство деревенских продуктов. Их она продает через сайт и онлайн-магазины.
В качестве сотрудников и подрядчиков предпринимательница нанимает местных жителей: летом бабушки с внуками собирают ягоды, а другие жители варят из них варенье.
В 2021 году оборот бизнеса дошел до 30 млн рублей, а в 2022 году Гузель вместе с партнером запустила в Малом Турыше глэмпинг — пять шатровых домиков поблизости от производства варенья, меда и овощной икры. Их можно арендовать для отдыха. Обычно отдохнуть туда приезжают предприниматели из Москвы, Перми, Тюмени, Челябинска. За первый сезон глэмпинг принес 1,5 млн рублей.
Гузель рассказывает, почему городские жители едут отдыхать к ним в деревню:
«Люди приезжают к нам потому, что это Малый Турыш. Точка. Не потому, что у нас классные сапы, горячие простыни или комаров потравили, хотя это есть. Люди приезжают к нам, потому что годами следили за нашей деревней и хорошо знают, что каждый рубль мы потратим со смыслом. Этот смысл в людях, в деревне, внутри. У нас каждая этикетка на продукте разговаривает с аудиторией. Потом они приезжают, держа в руках банку сацебели, и идут искать, в каком же доме живет чувак с этикетки».
Главный принцип проекта — уединенность. Когда человек выходит на свое крыльцо, проснувшись утром, он видит не других людей, а только холмы или речку. Но при этом с утра в дом вполне может постучаться любопытная соседская овца.
Кофейня «Море Кофе»
Дарья Казакова с 14 лет работала в общепите в Сысерти — сначала официанткой, а затем помощником управляющего. Потом уволилась и с парнем на 10 месяцев уехала путешествовать автостопом за рубеж. После возвращения в Россию открыла в родном городе кофейню в морском контейнере — «Море Кофе».
Вместе со своим молодым человеком Дарья сделала проект, наняла сварщика, который вырезал проемы под окна и двери. Затем обшили контейнер обрешеткой из бруса и утеплили стены. Запуск кофейни обошелся в 600 000 ₽.
Стройку предпринимательница освещала в соцсетях. Жителям городка было интересно, они подписывались, следили за процессом и потом пришли попробовать кофе. После открытия кофейня окупилась за полгода.
К 2023 году у кофейни уже три точки: две в Сысерти, одна в соседнем городе Арамиле. В них кроме кофе и других напитков продают круассаны, сытные и сладкие завтраки, комбо-предложения, бейглы, тыквенный пирог и блинчики с семгой. Блинчики — самый топовый продукт.
О планах развития бизнеса предпринимательница рассказывает так: «Я думаю, что в 2023 году мы продолжим строить кофейни. Еще не знаю, где точно, но мне нравятся малые города».
Груминг-салоны GROOM
Всего под брендом GROOM работают 88 груминг-салонов, которые открыты по франшизе в городах России и Казахстане. Сеть заведений, где домашним питомцам помоют, сделают стрижку и подстригут когти, создала предпринимательница Дарья Гоц.
В команде — десятки сотрудников, а оборот бизнеса по итогам 2022 года составил 154 млн рублей. Хотя начинала бизнес Дарья одна с небольшого кабинета груминга при магазине товаров для животных. При этом девушка стригла собак еще со школы, она рассказывает об этом так:
«Грумингом я занимаюсь с детства — с 13 лет брала заказы на стрижку и уход за животными. В основном это были заказы от владельцев собак, но бывало, что я сотрудничала и с кинологическими клубами Екатеринбурга. За это время я наработала себе репутацию и собрала клиентскую базу».
Кроме обслуживание клиентов с домашними питомцами компания обучает грумеров — открыли пять действующих академий: в Екатеринбурге, Сургуте, Норильске, Первоуральске и Уфе.
Еще одно направление бизнеса — создание уходовой косметики для животных. Его предпринимательница решила запускать в 2022 году, когда столкнулась с перебоями поставок косметики из других стран, проблемами с качеством российских аналогов.
Чтобы развивать эту часть бизнеса, Дарья запускает собственную лабораторию, где средства по уходу за шерстью и кожей домашних питомцев будут разрабатывать ученые и опытные мастера.
Под запуск производства предпринимательница планирует создать акционерное общество, где 49% акций смогут купить обычные частные лица.
На что вас вдохновляют истории других предпринимателей?