Стартап-виза — это программа, по которой команда с инновационным проектом может получить ВНЖ в другой стране. Виза позволяет там легально жить и вести бизнес от года до пяти лет — срок зависит от условий страны. Участники программы могут переехать вместе с семьями.
Некоторые страны дают налоговые льготы и финансовую поддержку на первое время. Но это больше как исключение.
Стартап-виза — это обобщенное название программы переезда предпринимателей. Такой термин есть в законе Португалии и Кипра. А в других странах программу могут называть по-другому, например предпринимательская виза, или вместо визы сразу дают ВНЖ. Но так как механизм привлечения инновационных предпринимателей везде одинаков, удобнее использовать термин «стартап-виза». Имейте в виду нюансы названий, если будете изучать законы разных стран.
Страны активно развивают условия программы и упрощают порог входа. Например, в 2023 году Нидерланды планируют продлить срок стартап-визы с года до двух. А Испания приняла закон о стартапах, по которому бизнес получает налоговые льготы, а фаундеры — возможность продлить визу до пяти лет. В ближайшие годы программы привлечения инновационных проектов точно не закроют.
С каким проектом можно получить стартап-визу
У каждой страны могут быть свои критерии, но логика отбора одна. Странам выгодно привлекать предпринимателей и строить у себя инновационный бизнес. Стартап-виза выдается, чтобы протестировать идею на местном рынке. У кого получится показать результат за несколько лет, сможет остаться и продолжить строить бизнес. Исходя из этого формируют критерии отбора.
Чаще всего проект оценивают по шести параметрам:
- инновационность;
- масштабируемость;
- MVP — минимально жизнеспособный продукт;
- деньги на счете;
- опыт команды;
- срок бизнеса.
Инновационность. Это не значит, что надо проектировать роботов или выращивать овощи на Марсе. Проекты могут быть и проще. Главное — задействовать технологии.
Четких критериев инновационности нет. Эксперты с опытом в венчурном инвестировании оценивают каждый проект отдельно. Чаще получают одобрение идеи на стыке дисциплин, например образование + ИТ.
Есть еще один вариант — сделать проект с социальной инновационностью. Например, проект для помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями, для детей. Такие проекты востребованы в Нидерландах, Швеции, Франции.
Примеры инновационных проектов
Масштабируемость. Это значит, что у проекта есть потенциал роста. Эксперты оценивают емкость рынка — потенциальный спрос и возможности роста. Если идете на супермаленький рынок, могут отказать: например, индивидуальный пошив обуви c помощью технологий виртуальной реальности.
MVP — минимально жизнеспособный продукт. Эксперты не просят прислать само изобретение или показать код программы. Обычно достаточно показать лендинг с описанием услуги, чертежи или проект модели.
Иногда MVP вообще не нужен. Некоторым странам, например Испании, достаточно подробно описать идею и подкрепить ее бизнес-планом.
Опыт команды. Этот критерий может компенсировать недостатки проекта. Чем сильнее команда, тем выше шансы получить визу. Сильная команда значит, что у фаундеров есть соответствующие компетенции и опыт в сфере от 5 лет.
Например, если разрабатываете медицинское приложение, один фаундер должен разбираться в разработке приложений, а другой быть врачом или биологом. Это идеальный тандем для экспертов.
Срок работы бизнеса. Традиционно стартап-виза существует для новых проектов. Поэтому многие страны не дают стартап-визу уже работающему бизнесу с выручкой. Такие компании могут попытаться релоцироваться.
Самый беспроблемный путь такой: получить опыт в других проектах, а подаваться на стартап-визу с новым.
Какие есть требования к команде
Из обязательных требований к членам команды — только к возрасту и сумме денег на счете. Иногда еще надо подтвердить знание английского.
Возраст. Получить стартап-визу можно от 18 лет. Предельного возраста нет, например команда Relocode помогла получить стартап-визу женщине 67 лет.
Деньги. Стартап-визу не дадут, если нет денег на жизнь. Предполагается, что команда должна заниматься бизнесом и привлекать инвестиции, а не пытаться подзаработать.
В среднем каждому участнику надо иметь на счете 20 000—30 000 €. Этой суммы должно хватить на год жизни. Точную сумму надо уточнять в стране, куда планируется переезд. Например, в Испании нужно не менее 25 000 €, во Франции — 18 500 €. Дополнительно в некоторых странах могут проверить обороты по счету за последние три месяца.
Если участник стартапа переезжает с семьей, нужны деньги и на нее. Иногда сумма для членов семьи может быть меньше, чем для фаундера.
Бывает, нужной суммы нет, и человек одалживает деньги у знакомых. Когда пройдет проверку у комиссии, деньги сразу вернет. Следить за счетом каждого фаундера власти страны не будут. Но надо иметь в виду, что это правило добавили не просто так. Когда переедете, понадобятся деньги на жилье, еду и бизнес. Если придется одновременно развивать стартап и работать, будет сложно добиться результатов и продлить визу.
Еще надо разобраться, на каком счете должны быть деньги — российском или обязательно иностранном. Это зависит от страны. Например, Испании важно, чтобы только на иностранном, а Франции можно показать выписку и с российского счета.
Знание языка. В некоторых странах нужно подтвердить знание языка одним из международных экзаменов вроде IELTS. Но чаще комиссии достаточно, что фаундеры могут поддержать разговор.
Как выбрать страну для переезда
Стартап-визы выдают многие страны: США, Канада, Новая Зеландия, страны Европы и Азии. Есть два подхода: выбирать страну для жизни или для бизнеса.
Хорошо для жизни. Стратегия жизни подходит, если стартап не привязан к определенной стране и в будущем планирует выходить в другие регионы. Чтобы выбрать подходящую для вас страну, стоит оценить пять параметров: уровень медицины и образования, климат, менталитет и язык.
«По нашему опыту найти хорошую медицину и образование возможно почти в любой стране. Поэтому я советую больше смотреть на климат и менталитет местных.
С языком сложнее: если вы не знаете язык страны, придется пользоваться услугами переводчика. Например, в Испании госслужащие будут говорить с вами только на испанском, английского они не знают».
Михаил Межинский
Основатель компании Relocode
Хорошо для бизнеса. Если бизнес-модель связана с языком, менталитетом, географией, надо подаваться на стартап-визу в подходящей стране. Также заранее оцените, сможете ли вы найти там инвестора.
Например, команда разработала приложение для наблюдения за погодой для серфинга. Им подойдут страны около океана. Запускать такой проект и искать инвесторов во Франции будет сложнее, чем в Австралии.
Как получить стартап-визу
Чтобы повысить шансы, можно подавать заявление на стартап-визу сразу в несколько стран. Если одобрят все, будет выбор из нескольких вариантов.
Обычно информацию про получение стартап-визы можно найти на сайтах министерства экономики или миграционной службы страны. Собрали сайты популярных направлений:
На схеме — опорный план по получению визы, дальше рассмотрим каждый пункт подробнее.
Составить бизнес-план. Это базовый документ для получения стартап-визы в Европу, Америку или Азию. Бизнес-план должен отвечать на главный вопрос: почему вы идете именно в эту страну и что там будете делать. Если эксперты не поймут этого из плана, в визе откажут.
Эксперты будут оценивать: финансовую модель, анализ целевой аудитории, планы на наем сотрудников, на чем вы планируете зарабатывать, как будете продвигать бизнес. Если цифры не сойдутся, проект отправят на доработку.
Сделать бизнес-план можно в виде презентации или документа. Лучше сразу делать вариант на английском и на языке страны, куда хотите попасть.
Выбрать акселератор. В некоторых странах надо выбрать фасилитатор — это тот же акселератор, только от государства. Это обязательно делать, если одно из условий получения стартап-визы — договор и одобрительное письмо из аккредитованного акселератора или фасилитатора.
Обычно на выбор дается от 50 до 100 акселераторов. Список можно найти на сайте стартап-визы.
«Например, во Франции пятьдесят акселераторов. Из них два отказались работать с фаундерами из России, другие тридцать работают только на французском. Так что остается выбрать всего из двадцати».
Михаил Межинский
Основатель компании Relocode
Подготовить документы. Точный список зависит от страны, куда подаете заявление на стартап-визу. Чаще всего у каждого участника команды запрашивают такие документы:
- копию загранпаспорта;
- справку о несудимости;
- выписку из банка с нужной суммой;
- резюме;
- мотивационное письмо;
- договор с иностранным акселератором;
- подтверждение знания языка.
Все бумаги на русском надо перевести на язык страны. Обычно нужен нотариальный перевод. А на некоторые документы перед переводом надо поставить апостиль — это отметка на документе, подтверждающая его международную силу. Апостиль можно сделать только в России — в стране, где получали документы, а нотариальный перевод можно сделать и за границей.
Для подстраховки стоит оставить генеральную доверенность на близкого в России. Если вдруг понадобится какой-то документ позже, он сможет получить его за вас и дослать.
Подать заявление и получить ответ. Рассматривать заявку будут независимые эксперты или чиновники с опытом в венчурном инвестировании. Ответ может бы положительным или отрицательным.
«Некоторые страны Европы запретили россиянам подавать заявление удаленно: надо ехать в страну. Если у предпринимателя нет шенгена, придется ехать в третью страну, например в Турцию, и делать ВНЖ там. И только потом можно подавать удаленно документы в желаемую страну».
Михаил Межинский
Основатель компании Relocode
Если ответят «да», вы получаете стартап-визу, можете начинать заниматься бизнесом и получением ВНЖ.
Если ответят «нет», это не конец. Надо изучить причину отказа и доработать. Некоторые проекты получают несколько отказов, пока не выполнят все требования. Отказ — это всего лишь инструкция, что исправить или доработать.
Еще может быть, что стартап-визу одобрят не всем участникам проекта. Обычно ее дают фаундерам, а вот необходимость каждого разработчика, маркетолога, дизайнера надо доказывать. По логике программы этим людям не надо переезжать: они могут остаться работать в России или любой другой стране.
Если какой-то специалист понадобится позже или появится новый партнер, они смогут приехать по стартап-визе позже. Главное — доказать незаменимость каждого нового члена команды.
Рассматривать заявку могут от нескольких недель или месяцев.
Что делать после получения стартап-визы
Когда получили стартап-визу, можно получать ВНЖ и начинать строить бизнес.
Получить ВНЖ — вид на жительство. Стартап-визу иногда путают с ВНЖ, но это разные вещи. Стартап-виза — это программа переезда, по которой уже получают разрешение на проживание в стране — ВНЖ. Когда получили стартап-визу, надо разобраться, как на ее основании получать ВНЖ.
Например, в Европе сначала дают визу D на год, и за это время надо оформить ВНЖ. Для этого из документов могут понадобиться договор аренды и медицинская страховка.
Имейте в виду: когда получите ВНЖ, нельзя покидать страну надолго, иначе его могут аннулировать. Разрешенные сроки выезда у каждого государства свои.
Строить бизнес. В другой стране может быть непонятно, с чего начать: как регистрировать бизнес, как искать поставщиков, как привлекать первых клиентов, как продвигаться. Хорошо, если есть местный бизнес-партнер. Если нет, то на первых порах поможет акселератор: познакомит с рынком, подскажет, как лучше действовать и искать первых клиентов.
Бывает, что акселератор не оправдывает ожидания. Предприниматели ждали поддержки, а он только контролирует. Так тоже может быть: все акселераторы работают по-разному. Чтобы не прогадать с выбором, важно заранее изучить отзывы, пообщаться с представителями акселератора и сверить ожидания.
Следить за сроком стартап-визы. Сколько действует стартап-виза, зависит от страны. Например, В Испании и Нидерландах дается на год, а в Португалии на два года.
Когда срок будет истекать, надо подать отчет о достижениях бизнеса. Эксперты будут сравнивать, какие задачи вы ставили в бизнес-плане и что получилось на самом деле. Надо рассказать, что получилось, а что нет и почему, что планируете делать дальше. Подкрепить свои слова нужно документами.
Подать отчет лучше за три месяца до окончания действия стартап-визы, чтобы точно успеть продлить вовремя. Если все в порядке и бизнес развивается, стартап-визу продлят. Если визу не продлят, уезжать не обязательно, если срок ВНЖ еще не вышел.
Частые ошибки в получении стартап-визы
Разобрали несколько ошибок, которые чаще других встречаются среди стартапов.
Не соотнесли опыт команды с идеей бизнеса. Если проект в сфере образования, а в команде нет человека с опытом в обучении, стартап-визу не дадут. В таком случае не надо самим получать недостающий опыт или знания, надо пригласить в команду человека с нужными компетенциями.
Не разобрались с документами. Сходу сложно разобраться в чужой административной системе: в какой форме подавать справку, в какие сроки. Но такие ошибки стоят дорого.
Отказ в стартап-визе значит, что надо снова подавать заявление и по новой ждать ответа несколько месяцев. Например, в Испании рассматривают заявку до трех месяцев, в Нидерландах до шести, а в Канаде до девяти месяцев.
Если для команды критично не затягивать срок получения стартап-визы, можно сделать три вещи:
- Подавать сразу в несколько стран, чтобы повысить вероятность успеха.
- Обратиться к специализированным агентствам, которые знают нюансы.
- Советоваться с предпринимателями, кто недавно получил стартап-визу в выбранную страну. Если им недавно одобрили заявку, вероятно, стоит повторить оформление документов за ними.
Выбрали неподходящую страну для бизнеса. Часто хотят открыть бизнес там, где были в отпуске или живет друг. Но еще надо учитывать налоговую нагрузку, дадут ли там инвестиции, есть ли там потенциальные клиенты. Иначе команда может пожить год, а потом потратить силы и деньги на новый переезд.
«Ошибки случаются, когда человек не формирует критерии страны и не может выбрать, куда ехать. Выбор страны — это иллюзия. Когда есть четкие критерии, не приходится выбирать из десятка стран, останутся две-три подходящих для жизни и работы».
Михаил Межинский
Основатель компании Relocode
Не учли стоимость жизни. Снимать квартиру, покупать продукты, лечиться в Барселоне в два раза дешевле, чем в Лондоне. Надо учитывать, сколько денег у команды на старте и на сколько их хватит, пока бизнес не начнет приносить деньги. Иначе говоря, надо выбрать страну с оптимальным Burn rate — термин определяет, как быстро бизнес сжигает свои деньги. Например, миллион рублей можно растянуть на год жизни в Португалии, а можно за три месяца потратить в Нью-Йорке.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
В какую страну вы бы хотели получить стартап-визу?