Представим, что Алексей руководит производством леденцов. Компания несколько месяцев не получает прибыль. Руководитель пытается разобраться, в чем дело, но каждое подразделение называет свою причину.
Кондитерский цех отчитывается, что склад уже забит, а продажники не могут заключить договоры с магазинами. Отдел продаж жалуется, что технологи не могут разработать популярные рецепты. Технологи винят отдел закупок, что те закупают ингредиенты, из которых не получится хороший продукт.
В итоге Алексей тратит все время на наведение порядка, а бизнес так и продолжает работать в минус. Возможным решением в такой ситуации будет внедрение системы управления канбан.
Что такое канбан
Канбан — это система организации процессов, при которой визуализированы все этапы работы. Самый простой вариант — построить канбан-систему из трех этапов:
- Надо сделать.
- В работе.
- Готово.
Чтобы работу проще было контролировать, каждый этап визуализируют. Например, можно взять лист бумаги или настенную доску и расчертить их на три колонки: «Запланировано», «В работе», «Готово». Затем для каждой задачи завести карточку-стикер и передвигать ее из колонки в колонку. Вот как может выглядеть такая канбан-доска для селлера маркетплейса.
Это и есть простейшая канбан-доска. С ней абстрактные этапы бизнес-процесса становятся наглядными: не нужно держать их в голове, чтобы ничего не упустить. Визуализация позволяет систематизировать задачи, и операционная деятельность бизнеса становится более упорядоченной.
Как система канбан работает в бизнесе
Главное достоинство канбан-метода в том, что он позволяет построить эффективное взаимодействие между несколькими сотрудниками или даже подразделениями предприятия.
Канбан изначально придумали на заводах компании Toyota. Нужно было выпускать автомобили как можно быстрее, чтобы при этом запчасти не скапливались на складе, а сразу шли в сборку. Для этого инженеры ввели систему карточек-задач: рабочие передавали карточку из одного цеха в другой, как только закончат свой этап работы. Карточка отражала каждый этап работы конвейера.
Как был организован канбан на заводах Toyota
Японские инженеры взяли за основу принцип работы супермаркетов. На кассе учитываются все купленные товары, потом отчет обо всех покупках идет в отдел закупок. И в следующий раз в магазин поставляют столько товаров, сколько смогут продать. Такой бережный подход к ресурсам перенесли на производство машин.
Цех сборки получал запчасти в ящиках. Когда все детали из ящика были использованы, сборщики отмечали в карточках, сколько они потратили запчастей в определенный период. Карточка с количеством запчастей отправлялась на этап производства, и цех производил ровно столько деталей, сколько указано. Эти карточки на заводе назывались «канбан».
Метод помог сбалансировать производство: материалы не залеживались на складах, нагрузка на цехи распределялась равномерно.
Такой конвейер, основанный на принципе канбана, можно внедрить в любые виды бизнеса: торговлю, ИТ-разработку, предоставление услуг.
Рассмотрим процесс разработки деревянных конструкторов-пазлов на заводе игрушек. Отдел маркетинга завода спускает план по производству новых моделей конструктора. На следующем этапе дизайнер рисует эскиз. Дальше вместе с конструктором они создают опытный образец, проверяют, как он работает, и решают, запускать ли его в производство. На следующем этапе программист ЧПУ-станков создает программу для вырезания деталей. После этого конструктор запускается в массовое производство. Вот как это может выглядеть на канбан-доске.
На канбан-доске видно, что самое большое количество задач находится на стадии дизайна. Это значит, что руководителю надо обратить внимание на этот этап: допустим, заменить дизайнера на более квалифицированного или расширить отдел дизайна, если объем задач слишком велик.
Что нужно учитывать, чтобы система канбан работала оптимально
Если просто повесить на стену доску со стикерами, это будет еще не система канбан, а, скорее, ее прототип. Чтобы система управления работала, нужно создать определенные правила для участников процесса. Вот какие элементы и регламенты могут быть в канбане:
- список планируемых задач — бэклог;
- количество задач в работе — WIP-лимит;
- дедлайны;
- критерии окончания работы;
- регулярные встречи с командой;
- руководство через доску.
Список планируемых задач, или бэклог. Это все задачи, которые можно сделать для развития бизнеса. Обычно их записывают в отдельный документ или в «нулевую» колонку на канбан-доске.
В зависимости от того, как построено управление в компании, задачи в бэклог может добавлять руководитель, начальники ключевых подразделений или все члены команды на общих встречах.
Дальше человек, который отвечает за стратегию развития бизнеса, выставляет приоритет задачам из бэклога: что сделать в первую очередь, а что только в том случае, если есть свободные ресурсы.
Если команда работает с внешним заказчиком, бэклог создается автоматически. Например, бэклог в компании по ремонту техники — это заявки клиентов.
Количество задач в работе. Его еще называют WIP-лимит, от английского work in progress. Если незавершенных задач будет слишком много, команда перестанет справляться и производительность упадет. Если же задач недостаточно, скорее всего, сотрудники будут затягивать сроки либо просто ничего не делать.
Нет универсального рецепта, как высчитать WIP-лимит. Эксперты рекомендуют подбирать его опытным путем: ставить определенное количество задач и анализировать, как идет работа и сколько задач успевали сделать за прошлые месяцы.
Установка дедлайнов. В системе канбан не заложен механизм строгого следования дедлайнам. Предполагается, что, если грамотно выверен WIP-лимит, сотрудник берет следующую задачу, как только закончит предыдущую, таким образом, автоматически оптимизируется время производства. Но на практике так бывает не всегда. Поэтому если сроки важны, лучше их обозначить в карточке.
Критерии окончания работы. Каждый сотрудник должен знать, когда работу можно считать законченной и когда можно переместить карточку в следующую колонку. Для этого в карточке создают чек-лист.
На практике карточка не всегда будет линейно двигаться вперед, иногда задачу могут вернуть на предыдущий этап, даже несколько раз. Стоит обращать внимание на такие циклы. Возможно, где-то плохо проработаны критерии завершения этапа, а может быть, стоит добавить дополнительную колонку — для согласования результата.
Регулярные встречи с командой. Сколько должно быть планерок, каждый руководитель решает сам. В идеале нужно проводить два типа встреч:
- оперативные — по 10—15 минут, раз в день или неделю. На них обсуждают текущие статусы и проблемы;
- встречи по бэклогу и приоритетам, они могут проводиться раз в неделю или месяц.
Руководство через доску. Канбан-доска — это не только инструмент визуализации и контроля, система должна охватывать весь процесс целиком: от постановки задачи до приемки готового продукта.
«Если руководитель хочет внедрить в команду канбан-метод, а сам ставит сотрудникам задачи в чате или через плечо, когда подходит к рабочему месту сотрудника, — система работать не будет».
Дмитрий Панькин
Руководитель ИТ-компании Resolventa
Это лишь основные правила работы с канбаном, каждая компания может разработать регламенты для себя. Важно закрепить их в документе и довести до всех сотрудников.
Достоинства канбана
У системы канбан много сильных сторон, среди них такие:
- просто внедрить;
- по канбану может работать все производство, а может только часть;
- руководитель расходует меньше ресурса на операционку;
- можно увидеть задачи, которые зря отнимают ресурс;
- помогает равномерно распределить нагрузку между сотрудниками;
- вовлекает сотрудников в рабочий процесс.
Просто внедряется. Чтобы внедрить канбан, не нужно менять рабочие процессы: систему управления можно наложить на привычную схему работы команды.
Веб-студия «Лихой вомбат» решила внедрить канбан. Команда продолжает работать, как раньше: аккаунт-менеджер брифует заказчика, дизайнеры отрисовывают внешний вид сайта, программисты разрабатывают структуру и сервисы, затем сайт наполняют контентом, тестируют и сдают заказчику.
Только каждый этап работы теперь фиксируют передвижением канбан-карточки. Это не такое существенное изменение процессов, нововведение внедряется гладко, без сопротивления команды.
Можно сказать, что канбан подстраивается под команду, а не команда под канбан. Ввести систему можно на любом этапе, не обязательно останавливать работу или дожидаться начала следующего производственного цикла.
Можно внедрить только в части производства. Например, по методу канбан может работать только одна команда или один отдел, это не нарушит производственных связей с другими частями бизнеса. Это тоже облегчает внедрение — например, можно организовать канбан-доску сначала в отделе продаж. Если опыт окажется удачным, масштабировать его на всю компанию.
«Есть мнение, что канбан адекватно работает только в небольших командах, до 10—15 человек. Это не совсем так, система может работать и на огромном заводе. Например, у некоторых подразделений могут быть свои доски. Результат работы выносится на общую доску компании, где идет дальше по процессу».
Дмитрий Панькин
Руководитель ИТ-компании Resolventa
Управленец расходует меньше ресурса на операционку. Руководителю не нужно тратить много времени, чтобы проверить рабочие процессы. Он быстрее принимает управленческие решения, потому что вся работа команды становится более наглядной.
Канбан позволяет увидеть задачи, которые зря отнимают ресурс. Руководитель понимает, что команда имеет определенную емкость: может взять столько-то задач, но больше уже «не вместится». Тогда он пересматривает запланированные задачи и выбирает из бэклога только самые важные, которые напрямую влияют на развитие бизнеса. На то, что не важно, ресурс бизнеса не тратится.
Без канбана есть риск, что руководство будет ставить задачи без учета ресурса команды, это будет тормозить производительность.
Помогает равномерно распределить нагрузку между сотрудниками. Визуализация позволяет легко понять, где в процессе узкое место: в какой колонке скапливается больше всего карточек, там и следует искать проблему.
Компания самостоятельно ведет свои соцсети, этим занимаются копирайтер и дизайнер. У копирайтера в работе в текущий момент семь карточек-постов, а у дизайнера всего одна. Канбан подсвечивает проблему, и руководитель видит, что копирайтер тратит на один пост больше времени, чем дизайнер. Чтобы нагрузка была равномерной, рисовать должен один человек, а писать трое. Или дизайнеру можно дать дополнительные задачи кроме оформления постов.
Каждый сотрудник вовлечен в общий процесс. Участник команды видит на канбан-доске, как его работа связана с общим результатом компании. Он осознает не только свою зону ответственности, но и как его работа помогает другим сотрудникам делать свою часть работы.
В каких случаях канбан будет не самой подходящей системой
Рассмотрим ситуации, когда метод канбан может не подойти бизнесу.
Задачи в компании не однотипные. Канбан работает по принципу конвейера: сотрудники привыкают к определенному алгоритму, за счет этого процесс идет быстрее. Если для каждой задачи нужно придумывать свой алгоритм решения и свою схему взаимодействия — канбан не подойдет, он окажется просто ненужным.
В компании принята жесткая система управления. Например, собственник предпочитает авторитарный стиль управления: сам вникает во все тонкости и несет ответственность за все. В таком случае канбан может быть неудобным, так как часть инициативы придется отдать команде, а на это готовы не все.
Работа предполагает четкое соблюдение дедлайнов на каждом этапе. Канбан не дает возможностей для строгого контроля сроков. В таком случае лучше выбрать систему, которая ориентирована на постановку дедлайнов, например SCRUM.
Канбан не подойдет для долгосрочного планирования. Метод рассчитан на работу с текущими задачами. Но можно объединять в работе канбан-доску и инструменты стратегического планирования.
В каких программах можно сделать канбан-доску
Если по системе канбан работает целая команда, лучше, чтобы доска с задачами всегда была у каждого сотрудника под рукой. Для этого ее можно вести в облачном сервисе.
При выборе стоит учитывать, что многие сервисы ушли из России и лучше выбирать отечественного разработчика. Вот несколько примеров, где можно вести канбан-доску.
Kaiten. Программа со множеством функций, доску в ней можно настроить точно под потребности определенной компании. Например, кроме колонок есть возможность создавать подколонки, выставлять срочность. Можно визуализировать аналитику по процессу работы в виде графиков и диаграмм. На платных тарифах есть таймер учета рабочего времени.
WEEEK. Объединяет в себе канбан-доску и CRM-систему. Есть маркеры приоритета задач. Интегрируется с календарями: Google, Яндекс, Apple.
ПланФикс — задачи можно отобразить не только в виде доски, но и в виде списка, календаря, расписания, таблицы, показать их на карте. Можно настроить автоматизацию: если один из участников присваивает задаче определенный статус, она автоматически переносится в другую колонку. Есть функционал CRM-системы.
Сервисов для ведения электронной канбан-доски довольно много, но некоторые руководители все равно в дополнение заводят в офисе пробковую доску с прикрепленными карточками. Такой формат удобен для социального взаимодействия команды: на встречах люди могут общаться друг с другом, видя перед глазами доску с этапами работы.
Главное в статье
- Канбан — это метод визуализации бизнес-процессов. На канбан-доске есть колонки — этапы бизнес-процесса — и карточки с описанием задач. Карточки двигаются по колонками от «Запланировано» к «Готово».
- Чтобы система работала хорошо, нужно ввести несколько обязательных элементов: бэклог, лимитированное количество задач в работе, критерии окончания каждого этапа и всей работы, регулярные встречи с командой.
- Достоинства канбана: простота внедрения, экономия времени руководителя на операционку, вовлечение сотрудника в общий процесс, равномерное распределение нагрузки между отделами.
- Канбан лучше заменить другими системами управления, если задачи в компании не однотипные, если руководитель — приверженец жесткой системы управления или если нужно четко соблюдать дедлайны.
- Канбан-доску лучше сделать электронной, с совместным доступом каждого сотрудника. Это можно реализовать в специальных сервисах, например Kaiten, WEEEK, ПланФикс.
Есть ли у вашего бизнеса система управления процессами? В какой момент вы поняли, что она необходима?