Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как маркировать поставки для Ozon


Разобрались, как работать с маркированными товарами на маркетплейсе, чтобы не получить штраф


Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Поделиться

При поставке любых товаров на Ozon нужно указывать:

  • штрихкод — уникальный код товара, по которому его принимают на складе. Штрихкод автоматически генерирует маркетплейс для каждой позиции в поставке;
  • артикул — уникальный код в базе поставщика, по нему продавец работает с товаром;
  • Ozon ID — уникальный код среди всех товаров на площадке, его выдает маркетплейс, когда продавец создает карточку. Бывает двух видов: для FBO, если товар продают со склада маркетплейса, и для FBS, если товар продают со склада продавца.

Для маркируемых товаров есть еще один код — Data Matrix. Это уникальный код обязательной маркировки в виде квадрата. На Ozon есть специальная витрина с товарами, которые подлежат обязательной маркировке и имеют этот код.

На странице представлено 2,6 млн товаров. Среди них одежда, обувь и парфюмерия

В статье разбираемся с руководителем отдела технической поддержки GetMark Аленой Захаровой, что такое обязательная маркировка товаров, какие категории в нее попадают и какие основные требования предъявляет Ozon к маркировке для поставщиков.

Что такое обязательная маркировка и как выглядит код

Код маркировки «Честный знак» — это последовательность символов, которая зашифрована в двумерном коде Data Matrix. Его генерирует система для каждого товара отдельно.

Такой код помогает отследить товар от производителя до покупателя. Производитель или импортер должен наносить код на упаковку в момент ввоза товара в Россию. Если этого не сделать, оштрафуют и конфискуют продукцию.

«Код для каждого товара уникален. Это сделано, чтобы избежать пересортицы и можно было четко понять, какой поставщик товар реализует, как и где именно это происходит».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Код маркировки содержит:

  • уникальный код товара, или GTIN, — комбинацию из 14 символов. Это обозначение позиции продукции в международном справочнике GS1. GS1 — организация, которая занимается учетом и штриховым кодированием на международном уровне;
  • серийный номер — в нем зашифрованы сведения о товаре;
  • ключ проверки — четыре знака внутри кода;
  • код проверки, или криптохвост, — 88 знаков внутри кода. Вместе с ключом предназначен для проверки подлинности товара и защиты его от копирования.

«Код GTIN также может входить в Ozon ID. Но его можно разместить и отдельно, в виде этикетки с Data Matrix. Это решает продавец, зависит от того, как ему удобнее работать с товаром».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Вместе с кодом можно указать и дополнительную информацию о товаре. Например, состав, размер, страну производителя. Но делать это необязательно, можно клеить только сам код.

Продавец расположил код Data Matrix слева, а справа написал информацию о товаре — цвет кроссовок, материал, размер
Продавец отдельно оставил этикетку с информацией о товаре и дополнительно после маркировки наклеил код Data Matrix

Покупатель может считать через код приложение «Честный знак», проверить, что товар действительно учтен в системе, и получить всю необходимую информацию о нем.

Покупатель может получить всю информацию о товаре в системе «Честный знак»

Размеры этикетки с кодом Data Matrix, которую нужно клеить на товар, не регламентированы.

«Минимальный рекомендуемый размер этикетки — 20 на 20 мм, но лучше сделать чуть больше, чтобы не было проблем со сканированием. Дальше каждый производитель или продавец сам выбирает, что еще можно поместить на этикетку. Например, можно указать наименование товара или разместить код отдельно от остальных».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Главное — код должен четко считываться. Например, нельзя, чтобы его перекрывали другие этикетки.

Для каких товаров на Ozon нужна обязательная маркировка

Государство определяет специальные категории, которые подлежат обязательной маркировке. Товары из этих категорий регистрируют в системе «Честный знак». С каждым годом список маркируемых товаров расширяется. Например, в ближайшее время планируют добавить в список велосипеды, БАДы и антисептики.

На май 2023 года перечень товаров такой: пиво и слабоалкогольные напитки, молочная продукция, упакованная вода, лекарства, табак, товары легкой промышленности — одежда и текстиль, обувь, шубы из натурального меха, духи и туалетная вода, шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки.

Чтобы промаркировать товар, нужно добавить его в систему. Для этого потребуются разрешительные документы — сертификат или декларация соответствия. Можно и без них, но система будет считать товар сомнительным и постоянно напоминать, что у некоторых позиций нет разрешительных документов.

С 1 марта 2023 года правительство РФ ввело правила обязательной маркировки для товаров на маркетплейсах. Теперь площадки строже относятся к проверкам маркированных товаров.

Ozon проверяет по коду ТН ВЭД, подлежит ли товар маркировке. Продавец обязан указать код ТН ВЭД при создании карточки товара в личном кабинете, в разделе «Характеристики». Если этого не сделать или указать неверный код, а маркетплейс получит штраф за нарушение требований, ответственность будет на продавце. За это у него удержат из прибыли сумму штрафа.

«Ozon строго следит за товарами, подлежащими маркировке, и не принимает к продаже те, что продавец не промаркировал. Даже если попробовать обмануть маркетплейс и указать другой код ТН ВЭД, обман вскроется, когда товар будут проверять сотрудники склада или сортировочного центра».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Чтобы не упустить момент, когда категория товаров становится маркируемой, можно примерно раз в полгода проверять сайт «Честный знак» или следить за новостями, например в нашем канале для селлеров «Бизнес-секреты: маркетплейсы».

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 31 919 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

Как маркировать товары для моделей FBS и realFBS

Разберемся, как работать с обязательной маркировкой на Ozon по моделям FBS и realFBS.

Перед поставкой продавец должен сам внести товары в систему «Честный знак» и получить для каждого код маркировки, только после этого можно приступать к отгрузке и передавать коды маркетплейсу.

Как передать код маркировки маркетплейсу. Вот что нужно сделать:

  1. Открыть в личном кабинете страницу FBS → «Заказы с моих складов» → «Ожидают сборки».
  2. Найти нужное отправление и выбрать «Собрать заказ».
  3. Проверить информацию о заказе и нажать «Далее».
  4. Указать дополнительную информацию о маркировке — прописать код целиком: GTIN, серийный номер, код и ключ проверки. Ozon подскажет, если заметит опечатку или неверные данные.
  5. Нажать «Подтвердить», а затем «Собрать» — после этого у заказа будет статус «Ожидает отгрузки».

Продавцы на realFBS могут передавать код маркировки через приложение Ozon Seller. В нем можно ввести код вручную или отсканировать с помощью камеры.

Перед отгрузкой проверьте, чтобы у товара был статус «В обороте» в системе «Честный знак». Маркетплейс на конечном складе распакует грузовые места и проверит этикетку на каждом товаре. Если этого не сделать, товар вернут: маркетплейс не сможет убедиться, что он легальный. А еще отслеживание статусов кодов маркировки — обязанность продавца по договору.

«Сотрудники склада сканируют каждый товар с маркировкой „Честный знак“. Если у товара не будет статуса „В обороте“, его не примут.

Также важно поставлять товары в расфасованном виде — на каждой коробке должен быть свой код. Сборные упаковки отправят обратно — не получится сделать один общий код для всех товаров в коробке. Обычно в таких упаковках приходят грузы из-за границы, но поставлять в них же на маркетплейс нельзя».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Как вывести код маркировки из оборота. Перед отгрузкой в пункте выдачи или сортировочном центре необходимо оформить в «Честном знаке» документ «Вывод из оборота». Причина — «Дистанционная продажа».

Вот что потребуется указать:

  • вид первичного документа — «прочее»;
  • номер первичного документа — номер акта приема-передачи;
  • дата первичного документа — дата акта приема-передачи;
  • адрес места выбытия — оставьте пустым.

При этом, если покупатель вернет товар, коды нужно вновь ввести в оборот. Они будут те же самые, нужно просто поменять их статус. Если статус окажется неверным, продавца оштрафуют.

Как маркировать товары для модели FBO

Работать с кодами маркировки по FBO на Ozon чуть проще. Перед поставкой также нужно самостоятельно ввести товары в систему «Честный знак» и после этого подготовиться к отгрузке.

Как передать код маркировки маркетплейсу. Коды нужно передать в УПД, универсальном передаточном документе, с помощью ЭДО.

Как вывести код маркировки из оборота. При FBO маркетплейс сам выводит коды маркировки из оборота при пробитии чека.

Для продавца вся информация будет в отчете по продажам. В нем не указывают код маркировки, но его можно получить в личном кабинете системы «Честный знак», если нужно. Например, чтобы убедиться, что маркетплейс вывел товар из оборота и документы в порядке.

Что будет с неправильно промаркированными товарами

Если продавец неправильно промаркировал товар, придется забрать его со склада и заменить маркировку. Некоторые товары могут посчитать неопознанными. Например, если:

  • сотрудник склада не смог отсканировать маркировку, потому что этикетка повредилась или код оказался неверным;
  • продавец не указал в карточке товара GTIN;
  • продавец не наклеил штрихкод на упаковку.

Если возникнут разночтения, можно исправить маркировку или добавить информацию в карточку товара.

«Иногда, чтобы исправить маркировку, необязательно забирать товар со склада маркетплейса. Если у продавца уже готовы новые коды, можно просто приехать, переклеить их прямо на месте и опять ввести в оборот. Но такое не сработает с целой партией, в этом случае товар придется забрать и перемаркировать заново».

Алена Захарова

Алена Захарова

Руководитель отдела технической поддержки GetMark

Когда все товары будут приняты, Ozon отправит продавцу на подпись УПД-2. В нем укажет все отсканированные и принятые коды. Документ нужно будет подписать в течение трех дней, но чем скорее, тем лучше.

Как маркировать ювелирные изделия

При поставках на маркетплейс необходимо маркировать не только товары из перечня, но и ювелирные изделия. Им присваивают УИН — уникальный идентификационный номер. Маркетплейс не следит за этим, это обязанность продавца, поэтому передавать УИН не нужно.

Но все ювелирные товары нужно регистрировать в ГИИС ДМДК. Это государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

После продажи нужно вывести товары из оборота — по закону это тоже делает продавец.

Главное

  1. При поставке маркированных товаров на маркетплейсы необходимо указывать код Data Matrix. Он помогает отследить путь товара от производителя до покупателя.
  2. Перед поставкой маркированных товаров на склад площадки нужно зарегистрировать их в системе «Честный знак».
  3. Условия передачи и вывода кодов маркировки зависят от модели сотрудничества с маркетплейсом. Например, на FBO Ozon сам выведет товары из оборота, а на FBS это делает продавец.
  4. Для ювелирных изделий действует отдельная процедура, которую должен соблюдать продавец, маркетплейс в этом не участвует. А еще ювелирные товары должны быть зарегистрированы в системе ГИИС ДМДК.
Развитие бизнеса

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме