Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Федор Овчинников

Федор Овчинников

Дата рождения

10.06.1981

Бизнес

Сеть пиццерий Додо пицца

Сфера бизнеса

Общественное питание

Цитата

«У нас в компании есть принцип: все решения должны быть открытыми. Открытость дает контроль для всех»

История

Родился в Сыктывкаре, в семье журналиста и предпринимателя. Увлекался археологией и поступил на соответствующий факультет Сыктывкарского госуниверситета. Там Федор занимался наукой, пока не начал подрабатывать в рекламном агентстве матери в роли продажника.

Сеть книжных магазинов. Когда Федор сказал матери, что хочет открыть бизнес, та ответила: «Ты сошел с ума, ты разоришься. Ты же справку не можешь получить в поликлинике, а тут бизнес — надо уметь договариваться». Федор мать не послушал и пошел за кредитом в банк. Там ему сразу отказали, когда узнали, зачем ему деньги. В итоге ему дали в кредит 400 000 ₽ в другом банке — он сказал, что деньги нужны на ремонт квартиры.

Федор открыл книжный магазин «Сила ума» в 2006 году. Денег на рекламу не хватило. Перед открытием он привлекал внимание к магазину с помощью блога: рассказывал, как искал помещение, закупал книги и строил финмодель бизнеса. Это сработало: о магазине стали писать в СМИ, а покупатели заходили за книгами с первого дня продаж. В феврале 2007 года оборот составил 482 000 ₽, а чистая рентабельность — 35%.

Кризис. В 2008 году начался мировой финансовый кризис. И хотя оборот книжного магазина к тому моменту вырос до 1,6 млн рублей, его рентабельность снизилась до 3—4%. Вдобавок в этот год Федор допустил несколько управленческих ошибок, которые наложились друг на друга и привели к кассовым разрывам.
Одна из ошибок касалась первой работы с госзаказом — тендером на поставку учебников в школы. Сначала выяснилось, что заказчики платили по схеме «30% — предоплата, 70% — по факту». Проблема в том, что предоплаты не хватало, чтобы заплатить за учебники поставщикам. Пришлось брать кредит у поставщиков и договариваться об отсрочке платежа.

Когда дело дошло до отгрузки товара, выяснилось, что у поставщиков постоянно не хватало каких-то учебников. Тогда решили отправить часть учебников в школы, но заказчики не платили за них, потому что еще не получили учебники в полном объеме. Чтобы купить новую партию у поставщиков, пришлось брать деньги из розничного оборота и нарушать условия оплаты лояльным издательствам.

В книжном бизнесе Федора были и другие проблемы: магазин с прессой «Сенсация» приносил убытки, тендер на поставку подписных изданий в библиотеку выполнить не получилось. Все это привело к тому, что Федору не хватало денег на сотрудников. Чтобы выплатить зарплату команде, Федор занимал наличные деньги под 3% в месяц у ростовщиков. В 2010 году он продал книжный бизнес конкуренту.

Начало нового бизнеса

После провала с книжным Федор загорелся идеей открыть ресторан быстрого питания. Для этого поехал в Петербург, чтобы поработать в Sbarro, «Макдональдсе», «Папа Джонсе» и «Теремке». Там он на практике узнал, как устроен общепит: какое оборудование нужно, как выстроена логистика и как контролируют сотрудников.

В 2011 году Федор снял деньги с кредитной потребительской карты и открыл на них пиццерию. Первых покупателей он снова привлек с помощью блога: писал о своих ошибках и публиковал финансовую отчетность. За полгода вышел на выручку в миллион рублей.

В том же году он начал с командой разрабатывать «Додо ИС» — приложение, через которое можно принимать заказы и рассчитывать клиентов. Первая версия получилась нормальной, но ее не хватало, чтобы масштабироваться. Федор начал привлекать франчайзи и инвестиции, чтобы можно было создать ИТ-инфраструктуру для пиццерий.

Что сейчас

«Додо Пицца» — международная сеть пиццерий. В начале 2022 года точки «Додо Пиццы» можно найти в 14 странах: Румынии, Вьетнаме, Эстонии, Нигерии, Великобритании и других. Всего торговых точек около семисот.

Кроме франчайзи в масштабировании сети пиццерий помог «Додо ИС». Через этот сервис можно ставить задачи пиццамейкерам, отслеживать время приготовления, распределять заказы, считать выручку и смотреть, как дела у других франчайзи.

Например, в сервисе есть «Индекс счастья» — анонимная оценка работы пиццерий от сотрудников. Руководитель точки видит, как этот показатель коррелирует с продажами, и может что-то предпринять, чтобы повысить их и снизить текучку кадров.

Интервью с другими бизнесменами