Когда открываешь бизнес с партнером, приходится учиться с ним договариваться. Но ситуация усложняется, когда твой партнер еще и твой супруг. Личное и рабочее смешиваются — семейные проблемы переносятся в бизнес, а сложности в работе отражаются на личных отношениях.
Мы поговорили с предпринимателями, которые строят семейный бизнес. Ситуации у героев разные:
- одни составляют брачный договор и прописывают условия по ведению бизнеса;
- другие ссорятся из-за успеха;
- в третьей семье жена применяет хитрость, чтобы влиять на бизнес-решения мужа;
- а еще одна семья сравнивает семейный бизнес с ремонтом, потому что у каждого свое видение и в процессе можно поругаться и разойтись.
Оказалось, что у многих схожие проблемы — от работы не скрыться даже дома за просмотром фильма, — но при этом разные подходы к тому, как сохранить бизнес и отношения крепкими.
Подробнее про свой взгляд на ведение семейного бизнеса предприниматели рассказывают в статье.
«Делай как считаешь нужным, но вся ответственность на тебе». О женской хитрости при принятии бизнес-решений
Рассказывает Тамара Овчаренко, одна из основателей и совладелица бренда изделий для пикника «Стальные решения».
Что за бизнес. С моим мужем Сергеем мы производим и продаем товары для пикника из металла и стали. Например, мангалы, шампурницы, казаны, саджи.
Как долго вместе. Двадцать лет в браке. Тринадцать лет строим семейный бизнес.
Распределение ролей в бизнесе. Сергей — генератор идей, координатор на производстве. Он разрабатывает новые продукты и направления. Я выстраиваю и контролирую бизнес-процессы.
Сложности семейного бизнеса. Мы совершенно разные. Сергей воздушный и творческий, я системная и анализирующая. Сейчас я воспринимаю особенности наших характеров как наши сильные стороны. Но еще несколько лет назад из-за этого у нас был кризисный момент.
Сергей фонтанирует идеями, но часто не доводит их до конца. Одно время мне приходилось их подхватывать, и я это воспринимала как дополнительную нагрузку, которую я изначально не планировала. Поэтому я часто приземляла Сергея и пыталась доказать, что все и так хорошо работает без его новой идеи. А ему казалось, что я его не поддерживаю. Из-за этого у нас были конфликты дома и на работе.
Мы не смогли сами справиться с кризисом и пошли к психологу. Она дала нам хороший совет — обратить внимание на сильные стороны партнера, принять их и использовать в бизнесе. Мы поняли, что именно из-за того, что мы разные, мы дополняем друг друга в работе.
Теперь у каждого своя зона ответственности: то, что лучше всего получается и что нравится. Сергей разрабатывает продукты и новые направления. Я анализирую и воплощаю его идеи.
Кто принимает окончательное решение. Если я не согласна с Сергеем, я использую женскую хитрость, чтобы настоять на своем. Я говорю: «Делай как считаешь нужным, но вся ответственность на тебе». Эта фраза творит чудеса — после нее Сергей готов выслушать мои аргументы. А потом может со мной согласиться. Но когда он принимает окончательное решение, я уже не лезу, даже если оно меня не устраивает.
Что делать, чтобы отношения и бизнес были крепкими. Надо разделять предпринимательские обязанности. У каждого должны быть свои задачи и зона ответственности. Цель — не пытаться улучшить слабые стороны партнера, а соединять сильные стороны каждого. Тогда получается крепкий семейный и бизнес-тандем.
Раньше у нас все крутилось вокруг работы. Мы постоянно о ней говорили: дома, на выходных, в путешествиях. Мы как близнецы все делали вместе и поэтому уставали друг от друга. Но мы нашли решение и стали разделять наши увлечения. Например, Сергей увлекся мотоциклами, ходит на Эльбрус, играет в «Мафию». Я занимаюсь духовными практиками, езжу на ретриты. Все это дает нам энергию для отношений и бизнеса. Когда мы возвращаемся друг к другу, чувствуем себя отдохнувшими, готовыми делиться любовью, поддержкой и энергией.
«Каждые полгода решаем, кто становится лидером». О том, зачем переизбирать решающий голос
Рассказывает Валентина Ковальская, основательница и совладелица бренда бижутерии «Слонвиш».
Что за бизнес. Вместе с моим мужем Александром мы производим и продаем гипоаллергенную бижутерию ручной работы. Это серьги, браслеты, кольца и подвески.
Как долго вместе. Десять лет в браке, пять лет строим семейный бизнес.
Распределение ролей в бизнесе. Я дизайнер, отвечаю за продукт и производство. Саша — за продажи и маркетинг.
Сложности семейного бизнеса. Хочешь не хочешь, но личное влияет на бизнес. Например, мы стараемся вместе ходить на бизнес-встречи, потому что каждый из нас может вынести из них что-то свое — то, что будет полезно нашему бизнесу. Но бывает, что нам не с кем оставить ребенка. Тогда одному из нас приходится оставаться дома и пропускать важные встречи.
Бывает, что партнер идет навстречу, только потому что он тебя любит и хочет поддержать
Бывает и так, что партнер идет тебе навстречу в работе, только потому что он тебя любит и хочет поддержать. А это может навредить бизнесу. Например, у нас были споры насчет упаковки. Мы продаем наши сережки на специальных открытках с разными типажами девушек. Год назад я обновляла их и заказала новый типаж к новой коллекции, просто потому что мне нравится вид наших открыток и я кайфую от процесса создания упаковки.
Саша пытался мне объяснить, что большое количество открыток с разными девушками на витрине отвлекает покупателей от самих сережек. Но я его не слушала. Саша уступил, потому что видел, какое удовольствие я получаю от процесса и вида наших витрин.
Но потом я увидела цифры. Саша показал аналитику наших коллег и результаты нашего эксперимента с разными открытками. Оказалось, что, когда большая часть сережек лежит на однотонных открытках, продажи вырастают на 20—30%. Я поняла, что мой муж был прав. Это меня отрезвило, и сейчас на витрине мы размещаем 20% сережек на открытках с девушками, а остальные — просто на однотонном фоне.
Кто принимает окончательное решение. Нам повезло: в самом начале бизнеса мы пошли на бизнес-наставничество. И наставник дал нам полезный совет — раз в полгода переизбирать решающий голос. Это помогает избегать конфликтов, которые могут влиять не только на наш бизнес, но и на отношения.
Каждые полгода, в январе и в июне, мы решаем, кто у нас становится лидером. И знаете, что самое интересное? Мы все время хотим уступить это место партнеру.
Дело в том, что принимать окончательное решение сложно и страшно. Ты должен не просто выслушать партнера и услышать все его аргументы, но и взять на себя всю ответственность, если все-таки решишь сделать по-своему. Неверное решение может дать не очень хороший результат, а все деньги нашей семьи лежат в одном месте. От такой ответственности устаешь, поэтому мы и чередуем пост лидера — за полгода запасаешься силой и уверенностью на следующий период.
Что делать, чтобы отношения и бизнес были крепкими. Когда мы создали бизнес, мы проговорили условия нашего сотрудничества. А в 2023 году мы пошли еще дальше и составили брачный договор. В нем мы прописали решения на все случаи жизни. В том числе что будет с нашим бизнесом при разных условиях. Весной 2024 года собираемся нотариально заверить этот договор. Такой документ помогает привести партнера в чувство при спорных моментах и напомнить о договоренностях.
Брачный договор будет сигналом, что с нами можно работать
Сейчас мы идем в партнерские соглашения с крупными клиентами. И наш брачный договор будет для них сигналом, что с нами можно работать. Ведь для многих сотрудничество с семейным предприятием — это своего рода риск. Посыл такой: поссоритесь, разбежитесь, бизнес рухнет, и вы не выполните условия договоренностей. Поэтому с нашим брачным договором безопасно не только нам, но и нашим клиентам.
«Если вести бизнес вместе, то полностью на равных». О том, как успех одного из партнеров мешает работать вместе
Рассказывает Ирина Матюшенко, основательница и владелица бренда одежды Beautiful Criminals.
Что за бизнес. Мы разрабатываем и производим дизайнерскую одежду в стиле славянский гранж — миксуем разные культуры, мистику, сказки и современные тренды.
Как долго вместе. Четыре года в браке. Пробовала работать с мужем в течение года.
Распределение ролей в бизнесе. Я дизайнер, руковожу Beautiful Criminals. Мой муж Максим отвечал за дизайн кокошников и производство видео. C начала 2024 года вышел из моего проекта.
Сложности семейного бизнеса. В какой-то момент мой муж захотел работать вместе. В итоге мы проработали так год, и этот год был ужасным — что-то создавать в паре мы совершенно не смогли, а отношения испортились.
Я думаю, дело было в том, что я оставалась начальницей, основательницей бренда. А муж оказался как бы у меня в подчинении. Он — творческий человек, занимался дизайном головных уборов и видеопроизводством. Он действительно мог с этим здорово помочь — зачем нанимать кого-то со стороны? Я не ставила ему задачи, не была его начальником, но тот факт, что я все равно стояла над всем Beautiful Criminals, его задевал — как в фильме «Москва слезам не верит».
Мы работали с ощущением напряжения и ненужной конкуренции. Если муж где-то ошибался, я была между двух огней — мужем и интересами бизнеса. Мне не хотелось усиливать конфликт, и я старалась все сгладить. Если он не успевал что-то в срок, я переносила дедлайны.
Однажды клиентка написала: «Можете, пожалуйста, прислать мне на открытке автограф Ирины». Муж это увидел и просто взорвался — у меня не только бренд, но еще и фанаты! Если бы у меня были фанаты в другой сфере, он мог бы за меня порадоваться. Но не в той ситуации, когда мы работаем в связке и его роль не так заметна.
Кто принимает окончательное решение. Я создала и возглавляю компанию с 2019 года, поэтому все стратегические решения за мной.
Что делать, чтобы отношения и бизнес были крепкими. Если вести бизнес вместе, то полностью на равных. У нас это не получилось. К счастью, сейчас муж нашел другую работу.
Я видела еще несколько пар с семейным бизнесом, когда основательницей была жена, а муж присоединился позже. У них были похожие проблемы. Так что такую модель я точно никому не рекомендую.
«Как будто летишь в самолете, где есть второй пилот». О доверии и готовности помогать
Рассказывают Павел и Анна Васильевы, основатели и владельцы швейной фабрики Done Print.
Что за бизнес. Мы делаем мерч для компаний в B2B-сегменте и развиваем бренд одежды Done Store.
Как долго вместе. Десять лет в браке. Девять лет строим семейный бизнес.
Распределение ролей в бизнесе. Павел — операционный директор, отвечает за техническое развитие и производство. Анна заведует стратегическим развитием, продажами и маркетингом.
Анна о сложностях семейного бизнеса. Сложно не говорить про работу в нерабочее время и разделять дом и бизнес. А еще, когда мы едем в отпуск, из работы вылетают сразу два ключевых начальника, и это тормозит систему принятия решений.
В целом то, что происходит в отношениях, на бизнесе не отражается. Понятно, что у нас бывают конфликты вроде «вы слишком много играете с сыном в плейстейшен». Но это все несерьезно — днем нам приходится решать бизнес-проблемы и помасштабнее.
«Мы не выполнили план производства. Впрочем, чего ожидать от человека, который опаздывает в садик с ребенком»
А вот то, что происходит в бизнесе, может отражаться на отношениях. Например, когда мы решаем спорные моменты, то можем перейти на личное и начать разбор полетов. Претензии, бывает, звучат совсем абсурдно: «Мы не выполнили план производства в этом месяце. Впрочем, чего ожидать от человека, который опаздывает в садик с ребенком».
В итоге все равно конфликты между нами сводятся на нет. Особенно когда существует действительно серьезная проблема. Тогда у нас включается режим всепрощения и тотальной поддержки. Это помогает справиться с внешними угрозами. Например, в ковид мы так испугались и сплотились, что Павел организовал ремонт в новом цеху на 320 кв. м всего за месяц своими силами и с помощью друзей, а я пересобрала весь сайт на 50 страниц и привлекла в два раза больше новых лидов бесплатно. Такая максимальная концентрация и командная работа помогли нам закончить ковидный год с рекордными на тот момент результатами в прибыли.
Павел о сложностях семейного бизнеса. У нас столько рутинной работы в течение дня, что почти не остается времени на обсуждение стратегических задач. Поэтому мы откладываем их на вечер или выходные. Получается, когда у нас есть свободное время, мы все равно обсуждаем работу. Я хочу выделить часы для обсуждения стратегических решений именно в рабочее время. Это даст нам возможность не возвращаться к этим вопросам на кухне и перед сном.
Анна о том, кто принимает окончательное решение. Хотелось бы применять женские хитрости, но на Павла они не действуют. Зато очень хорошо действует какая-нибудь таблица с финансовым анализом.
Павел о том, кто принимает окончательное решение. У нас так вопрос не стоит. Мы стараемся все обсуждать и приходить к компромиссу. Семейный бизнес — это как ремонт. Одному нравятся белые стены, а другому — розовые. О совместных планах нужно регулярно договариваться, потому что только так можно получить отличный результат. И если семья крепкая, то партнеры найдут компромиссы и доделают ремонт. А если нет, то разойдутся. Так и в бизнесе.
Услышать партнера и найти компромисс нам помогает вопрос: для чего мы этим занимаемся? Цель у нас одна, потому что все, что мы делаем в бизнесе, в итоге идет на пользу нашей семье. Так что когда мы вспоминаем о цели, то быстро находим решение, которое устраивает обоих.
Анна о том, что делать, чтобы отношения и бизнес были крепкими. Выделю три ключевых момента:
- Любить мужа и любить дело, которым ты занимаешься.
- Не убегать от сложных ситуаций, ответственности, решать их сразу, признавать ошибки. Обсуждать проблемы.
- Ценить то, что у тебя есть.
Вещи банальные, но все так и есть. Благодаря бизнесу у нас максимальный уровень взаимопонимания, ты как будто летишь в самолете, где есть второй пилот. С одной стороны, есть на кого положиться, с другой — всегда сам готов помогать.
Павел о том, что делать, чтобы отношения и бизнес были крепкими. Полностью и на 100% друг другу доверять. Иначе зачем мы вместе? Это, наверное, и есть главный плюс семейного бизнеса. У меня с женой одна цель — мы строим один бизнес, и все, что мы зарабатываем, идет на благо нашей семьи. Поэтому мы полностью друг другу доверяем.
Приемы, которые помогают героям статьи укреплять отношения и развивать бизнес
- Когда люди ведут семейный бизнес, у них все вертится вокруг работы: разговоры, дела, личное время. От этого они устают. Хороший способ отдохнуть — выбрать раздельные увлечения и заняться хобби без своего партнера. Это привнесет в отношения и в работу энергию и новые идеи.
- Чтобы разделить рабочее и личное, можно выделить в календаре часы на совместную постановку целей и подведение итогов — как обычно проводят встречи с остальными сотрудниками. Так не придется решать стратегические вопросы дома по вечерам или выходным.
- Можно заключить брачный договор и прописать в нем возможные решения на все случаи жизни. Лучше сразу все проговорить и зафиксировать. Если человек боится озвучить свои беспокойства, потом он может оказаться в ситуации неопределенности. В кризисные моменты договор поможет вернуть вас к прописанным условиям. А крупные клиенты и потенциальные бизнес-партнеры будут уверены в том, что вы выполните все договоренности, даже если семья распадется.
- Когда один из партнеров находится в подчинении другого, это может приводить к конфликтам. Например, муж будет недоволен, что все внимание и признание получает жена, а он как ее подчиненный остается в тени. Решение — вести бизнес на равных и уметь договариваться.
- Когда возникают спорные моменты, вспомните о конечной цели. Как правило, она одна у предпринимателей, которые вместе строят бизнес, — семейное благополучие.
Какие дела вы ведете со своим партнером по жизни? С какими сложностями сталкиваетесь?