Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее

Бережливое производство


Максимизация ценности продукта для покупателя при сокращении затрат самой компании


Поделитесь статьей

Поделитесь статьей

Максимизация ценности продукта для покупателя при сокращении затрат самой компании


Поделитесь статьей

Кроме термина «бережливое производство» распространен его англоязычный аналог — Lean. Суть идеологии в том, чтобы свести к минимуму действия, которые тратят время, но не добавляют ценности продукту, на каждом этапе его производства.

Это, например:

  • перепроизводство;
  • лишние этапы обработки;
  • ненужные перемещения;
  • хранение запасов;
  • ненужные проверки;
  • ожидание;
  • выпуск брака, который приходится переделывать.

Концепция бережливого производства — это улучшение качества и сокращение потерь. Согласно идеологии Lean, бизнесу важно ориентироваться на желания потребителя, а не на массовый выпуск моделей. То есть уметь определять особенности, из-за которых клиент может вернуться и купить товар.

Производитель пуговиц провел опрос среди своих покупателей и обнаружил, что клиентам нравится скорость оформления и создания заказа, ценник, который на 10% ниже, чем у конкурентов, и необычный дизайн.

Но опрос также показал, что клиенты не очень довольны качеством пуговиц: иногда они ломаются.

Теперь заводу нужно понять, какие действия не создают потребительскую ценность, и постараться свести их к минимуму. Например, уменьшить выпуск брака. А действия, которые добавляют потребительскую ценность, вроде оформления заказов через форму на сайте и по телефону — максимизировать.

Для достижения целей бережливого производства компании используют особые инструменты.

Методы и инструменты в бережливом производстве

У бережливого производства есть пять основных инструментов:

  1. Just in time.
  2. Кайдзен.
  3. Канбан.
  4. Андон.
  5. Поточность производства.

Just in time. Иначе — «точно в срок». Речь идет о том, чтобы производить ровно столько продукции, сколько на нее есть потребительского спроса, чтобы не складировать товар.

Кайдзен. Философия постоянного улучшения качества. Если у компании высокие показатели, это не повод расслабляться: любой результат всегда можно улучшить. Сюда входит, например, метод 2S — когда все инструменты лежат строго на своих местах.

Канбан. Метод распределения материалов и товаров внутри компании. Например, сырье на заводе по производству пружин поступает маленькими партиями и только в те производственные узлы, где оно необходимо. А готовые пружины сразу же отгружаются покупателям. Это помогает бороться с лишними запасами.

Метод касается и работы с заказчиками. Например, компания заказывает запчасти только после того, как поступил заказ на изделие, — в необходимом для его изготовления количестве.

Андон. Система обратной связи на производстве. Например, каждый участок производства может быть оборудован специальным шнуром для подачи сигнала. В случае неисправности сотрудник дергает за него — и загорается желтый свет, сигнализирующий о дефекте. На место сразу же приходят специалисты, чтобы устранить проблему.

С помощью этой системы сотрудники видят состояние каждого этапа производства, а операторы могут остановить производственный процесс при возникновении проблем.

Поточность производства. Важно организовать процессы так, чтобы продукт перемещался от одного участка к другому не партиями, что может стопорить производство, а поштучно, от сырья до готового изделия.

Что важно запомнить

  1. Принцип бережливого производства — максимум пользы для покупателя при уменьшении затрат компании.
  2. По сути, в основе идеологии не экономия, а оптимизация производства.
  3. Чтобы найти инструменты для бережливого производства, сперва бизнесу нужно найти свои «узкие места». Например, это может быть выпуск брака, перепроизводство или проблемы с логистикой.

Больше по теме