Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ГлоссарийРедактор: Мария Кокорева

Бережливое производство

Максимизация ценности продукта для покупателя при сокращении затрат самой компании

Кроме термина «бережливое производство» распространен его англоязычный аналог — Lean. Суть идеологии в том, чтобы свести к минимуму действия, которые тратят время, но не добавляют ценности продукту, на каждом этапе его производства.

Это, например:

  • перепроизводство;
  • лишние этапы обработки;
  • ненужные перемещения;
  • хранение запасов;
  • ненужные проверки;
  • ожидание;
  • выпуск брака, который приходится переделывать.

Концепция бережливого производства — это улучшение качества и сокращение потерь. Согласно идеологии Lean, бизнесу важно ориентироваться на желания потребителя, а не на массовый выпуск моделей. То есть уметь определять особенности, из-за которых клиент может вернуться и купить товар.

Производитель пуговиц провел опрос среди своих покупателей и обнаружил, что клиентам нравится скорость оформления и создания заказа, ценник, который на 10% ниже, чем у конкурентов, и необычный дизайн.

Но опрос также показал, что клиенты не очень довольны качеством пуговиц: иногда они ломаются.

Теперь заводу нужно понять, какие действия не создают потребительскую ценность, и постараться свести их к минимуму. Например, уменьшить выпуск брака. А действия, которые добавляют потребительскую ценность, вроде оформления заказов через форму на сайте и по телефону — максимизировать.

Для достижения целей бережливого производства компании используют особые инструменты.

Методы и инструменты в бережливом производстве

У бережливого производства есть пять основных инструментов:

  1. Just in time.
  2. Кайдзен.
  3. Канбан.
  4. Андон.
  5. Поточность производства.

Just in time. Иначе — «точно в срок». Речь идет о том, чтобы производить ровно столько продукции, сколько на нее есть потребительского спроса, чтобы не складировать товар.

Кайдзен. Философия постоянного улучшения качества. Если у компании высокие показатели, это не повод расслабляться: любой результат всегда можно улучшить. Сюда входит, например, метод 2S — когда все инструменты лежат строго на своих местах.

Канбан. Метод распределения материалов и товаров внутри компании. Например, сырье на заводе по производству пружин поступает маленькими партиями и только в те производственные узлы, где оно необходимо. А готовые пружины сразу же отгружаются покупателям. Это помогает бороться с лишними запасами.

Метод касается и работы с заказчиками. Например, компания заказывает запчасти только после того, как поступил заказ на изделие, — в необходимом для его изготовления количестве.

Андон. Система обратной связи на производстве. Например, каждый участок производства может быть оборудован специальным шнуром для подачи сигнала. В случае неисправности сотрудник дергает за него — и загорается желтый свет, сигнализирующий о дефекте. На место сразу же приходят специалисты, чтобы устранить проблему.

С помощью этой системы сотрудники видят состояние каждого этапа производства, а операторы могут остановить производственный процесс при возникновении проблем.

Поточность производства. Важно организовать процессы так, чтобы продукт перемещался от одного участка к другому не партиями, что может стопорить производство, а поштучно, от сырья до готового изделия.

Что важно запомнить

  1. Принцип бережливого производства — максимум пользы для покупателя при уменьшении затрат компании.
  2. По сути, в основе идеологии не экономия, а оптимизация производства.
  3. Чтобы найти инструменты для бережливого производства, сперва бизнесу нужно найти свои «узкие места». Например, это может быть выпуск брака, перепроизводство или проблемы с логистикой.

Поделитесь статьей

Сейчас читают