Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Валидация


Подтверждение того, что объект подойдет пользователям для решения конкретных задач


Валидация — это доказательство, что продуктом, оборудованием или процессом можно пользоваться по назначению.

В идеале валидацию должны проводить эксперты ниши. В больших компаниях или на производствах этим занимаются отделы качества, а в средних и небольших — директора или руководители направлений.

Для некоторых компаний может быть невыгодно проводить внутренние проверки, поэтому иногда для проведения валидации нанимают сторонние компании, а иногда просто отказываются от нее.

Валидация простыми словами — это проверка продукта. Она помогает убедиться, что потребители точно смогут его использовать.

Чем различаются валидация и верификация

Валидацию часто путают с верификацией, но эти процессы отличаются друг от друга.

Отличия верификации от валидации
ВерификацияВалидация
Кто проводитПроводит производительМожет проводить производитель, сторонние тестировщики или пользователи
Зачем проводятПроверить, отвечает ли продукт заявленным техническим характеристикамПроверить, отвечает ли продукт требованиям конечного пользователя
Как проводятПроводится обязательно, причем заблаговременно, до начала примененияПроводится, если требуют пользователи или если необходимость валидации зафиксирована в стандартах
Как оцениваютОбъективные характеристики

Продукт либо соответствует своим техническим характеристикам, либо нет. Если не соответствует, то не выпускается в продажу
Субъективный опыт пользователей

Кому-то продукт подходит полностью, кому-то не хватает функций, кто-то не будет пользоваться всеми функциями

Верификация — общая проверка технических требований к продукту. Даже если продукт прошел ее — не факт, что конечные покупатели смогут им успешно пользоваться.

Валидация помогает избежать финансового провала: с ее помощью можно убедиться, что потребители точно смогут использовать продукт.

Стартап не провел валидацию продукта и потерял деньги

Стартап Juicero разработал высокотехнологичную соковыжималку, которая выжимала сок из специальных пакетиков с нарезанными фруктами и овощами. Соковыжималка отвечала техническим характеристикам, которые заложили разработчики, — прошла верификацию.

Когда бытовой прибор поставили на рынок, оказалось, что у него есть недостаток: пользователям было проще и в некоторых случаях быстрее выжать сок из пакета вручную. Для этого было незачем покупать громоздкую технику за 400 $. То есть валидацию продукт не прошел.

Стартап не смог привлечь аудиторию, на которую рассчитывал, и потерял деньги.

«120 миллионов долларов на создание соковыжималки с недостатком» — статья RB.RU

Если у компании ограничен бюджет, можно провести валидацию самостоятельно — например раздать продукт знакомым и попросить описать впечатления от использования.

Как проводят валидацию на производстве

На производстве проводят оба вида проверки: и валидацию, и верификацию. Результаты верификации дают ответ на вопрос: «Выполнены ли установленные требования к объекту?» Само по себе соблюдение этих требований уже позволяет выпустить продукт, который можно использовать по назначению.

Результаты валидации отвечают на вопрос: «Можно ли использовать объект по его назначению?» Это страховка от ситуаций, когда требования к объекту установили ошибочно и они не соответствуют реальности.

На Таймыре МЧС пользуется техникой, которую разрабатывали для спасательных работ в условиях Крайнего Севера и бездорожья. Техника соответствует техническим нормативам и заявкам, но спасатели все равно потом дорабатывали ее под себя ретроспективно: утепляли, усиливали конструкции, добавляли дополнительные отсеки.

Валидация на производстве проходит в шесть шагов.

Шаг 1. Спецификация требований. Собирают в один документ ожидания и требования пользователей продукции.

Производитель опрашивает спасателей МЧС, в каких условиях они будут использовать транспорт, с какими проблемами они уже сталкивались. Узнает, что в кузове автомобиля спасателей недостаточно места, чтобы безопасно разместить лежа двух людей.

Шаг 2. Спецификация функций. Принимают решение, как нужно изменить продукт, чтобы выполнить требования пользователей.

Компания решает, что нужно укоротить сиденья для команды и удлинить корпус машины, чтобы разместить дополнительное горизонтальное место.

Шаг 3. Техническая спецификация. Описывают все технические и проектные характеристики продукта и процесса его производства.

Компания проводит замеры, определяет, на сколько сантиметров нужно укоротить сиденье, с какой стороны и какой длины должно быть второе горизонтальное место.

Шаг 4. Оценка монтажа. Подтверждают, что после сборки все узлы работают корректно, продукт соответствует требованиям и стандартам.

Производитель изготавливает прототип машины и проверяет, что сиденья для команды укорочены на 10 см и на свободном пространстве можно разместить человека ростом 170 см на носилках.

Шаг 5. Проверка функционала продукта. Проверяют продукт на соответствие требованиям спецификации функций.

Компания испытывает транспорт с командой и укладывает двух людей на горизонтальные места.

Шаг 6. Проверка эксплуатации. Проверяют, как работает готовый продукт в реальных условиях.

Компания проверяет, сможет ли машина так же ездить по пересеченной местности с полной загрузкой.

После всех этапов валидации можно ожидать, что продукт будет использоваться по назначению успешно.

Для каких объектов можно провести валидацию

Проверить качество можно у многих объектов, для каждого из них процесс валидации и ожидания от использования будут отличаться.

Валидация оборудования. Проверка работы нового или подержанного оборудования продавцом или покупателем. Цель валидации нового оборудования — убедиться, что в нем нет заводских дефектов и оно работает.

Подержанное оборудование покупают, чтобы сэкономить. Новый китайский вырубной пресс стоит 300 000 ₽, а отреставрированные советские прессы продают за 90 000 ₽. Покупателю особенно важно провести валидацию подержанного оборудования, чтобы не переплатить потом за ремонт.

В некоторых случаях компаниям выгоднее продать подержанное оборудование с заводов, так как ремонт или утилизация для производства — лишняя трата денег. Чтобы покупатель не отказался от оборудования после того, как его списали и перевезли, можно заранее провести валидацию и убедиться, что оно ему подходит.

Валидация процесса. Чаще всего проводят валидацию для процесса, у которого еще не отлажены технические характеристики, — например в пекарне технолог испек по новому рецепту хлеб с орехами, и его решили выпустить в производство. Нужно проверить, что по рецепту технолога любой пекарь может испечь такой же хлеб.

Проверку проводят для новых процессов или для тех, в которых нужны изменения. Важно, чтобы процесс регулярно приводил к ожидаемым результатам.

Валидация продукта. Изучение опыта от использования продукта на практике. Это особенно актуально для любого нового продукта.

Если состав или конструкция изменились в процессе доработки, для него нужно провести валидацию повторно. Это делают, чтобы подтвердить, что в результате изменений продукт приобрел нужные свойства.

Валидация продукта особенно важна для стартапов, так как велик риск выпустить на рынок продукт, которым никто не будет пользоваться.

Валидация в системе менеджмента качества

В некоторых областях производства порядок валидации может устанавливать само предприятие. Но есть еще государственные и международные системы менеджмента качества. Самые известные стандарты — ISO, ГОСТ, GMP, ХАССП.

В этих стандартах прописывается в том числе то, как нужно проводить валидацию на производстве. Если предприятие и его продукция соответствуют стандартам, выдают сертификат. Сертификат сигнализирует, что такая продукция прошла валидацию и соответствует минимальным ожиданиям клиентов.

Среди самых известных систем менеджмента качества — . У каждого стандарта есть свои нормативные документы и часто своя область применения.

Особые требования предъявляют к методикам валидации продукции, от которой зависит жизнь и здоровье людей. Например, это медицинские изделия и лекарственные препараты

Для российских предпринимателей есть список деятельности, для которой обязательно нужно получить лицензию. Туда входит медицинская и фармацевтическая деятельность, производство алкоголя, деятельность по кредитованию и другие

За деятельность без лицензии или за грубые нарушения условий лицензии предусмотрена административная ответственность. В зависимости от суммы ущерба или суммы дохода можно получить штраф от 4000 до 500 000 ₽.

В России бизнесу, которому не нужна лицензия, не обязательно проводить валидацию своего продукта в системах менеджмента качества. Сертификаты получают на добровольной основе и часто используют для дополнительной рекламы. Ни одна система качества не гарантирует, что сертифицированный товар получит на рынке преимущество перед несертифицированным.

Другое дело, если производитель участвует в госзакупках. Заказчик может установить требование к товару или услуге на соответствие ГОСТу или ISO. Тот бизнес, чей продукт не соответствует, не сможет принять участие в конкурсе на эту госзакупку.

Другие объекты валидации

Есть еще пять объектов валидации: пользователь, форма, данные, степень очистки оборудования, навыки и методика.

Валидация пользователя — происходит в основном в интернете и в платежных системах. Человек должен подтвердить, что он имеет право получить доступ к защищенным данным.

Валидация формы — проверка корректной работы формы, ее используют при разработке программы или интернет-ресурса. Важно убедиться, что форма работает и отправляет в базу данных нужную информацию.

Валидация данных — проверка аналитических данных и отчетов на степень достоверности. Данные с высокой степенью достоверности можно применять в исследованиях, на их основании можно выдвигать гипотезы.

Валидация кода — в программировании это проверка кода на ошибки и проблемы с синтаксисом и логикой.

Валидация очистки оборудования — ее используют в наукоемких сложных процессах, в которых важно, чтобы в продукт не попали посторонние вещества. Например, когда изучают характеристики новых материалов для солнечных батарей, важно избежать искажения и получить точные данные.

Валидация навыков — подтверждение квалификации сотрудников. Часто этот вид валидации проводят руководители, перед тем как повысить работника.

Валидация методик — подтверждение, что последовательность действий приводит к нужному результату. Часто применяется в образовании и к инструкциям. Например, методика обнаружения примесей в лекарствах должна помогать пользователю успешно обнаружить примеси или быть уверенным, что их нет.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Виды валидации

Валидацию можно разделить по видам в зависимости от этапа, на котором ее проводят.

Перспективная. Выполняется перед началом производства. Главная задача — определить, будет ли продукт обладать всеми необходимыми характеристиками и способно ли оборудование обеспечить бесперебойную работу. Для такой валидации выпускают 2—3 пробные серии продукта и отдают тестировщикам или реальным пользователям. До тех пор, пока тестирование не завершено, производство нового продукта не начинают.

Перспективную валидацию всегда проводят для продукции, от которой зависят жизнь и здоровье человека, и для наукоемких производств, где этап исследования длиннее, чем этап производства. Инновационным стартапам проверка гипотез о продукте позволяет сэкономить деньги и репутацию.

Сопутствующая. Валидацию ведут параллельно с процессом производства. Выпускают несколько серий продукции и проводят валидацию. В это время производство продолжает массовую сборку. Это подходит для продуктов:

  • дорогих и эксклюзивных, которые сложно тестировать;
  • с редкими или ограниченными партиями выпуска;
  • процесс производства которых уже валидировали раньше, но затем внесли изменения.

До завершения сопутствующей валидации серия продукции может быть выпущена в продажу. Для этого необходимо контролировать каждую из них и иметь возможность оперативно отозвать всю серию обратно.

Ретроспективная. Проводится после того, как серия ушла в продажу и начала поступать информация о продукте от пользователей.

Ретроспективная валидация возможна для продукции с хорошо организованным процессом производства и минимальными модификациями.

Повторная. Проводится, если в продукт или процесс производства были внесены изменения.

Чем лучше производитель знает продукт или процесс, тем более простой процесс валидации можно провести. Если продукт сложный или от него зависит здоровье человека, то процесс валидации должен быть более строгим и сложным.

Что важно запомнить

  1. Валидация и верификация — разные по смыслу слова. Валидация — проверка требований пользователей продукта, а верификация — проверка технических характеристик.
  2. На производстве валидация — долгий сложный процесс, с помощью которого выпускают продукт, подходящий требованиям конечного пользователя.
  3. Вид валидации зависит от объекта, который хотят проверить, и от этапа производства.
  4. Перспективная валидация лучше всего позволяет сохранить деньги, репутацию и выпустить безопасный для пользователей продукт. Но она подходит не для каждого продукта.
Все для работы с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Предложение Тинькофф

Все для работы с госзакупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ

  • Поможем зарегистрироваться в системе госзакупок и найти подходящий тендер
  • Откроем спецсчет, выпустим банковскую гарантию, предложим кредит под госконтракт
  • Оформим электронную подпись онлайн
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Справочник предпринимателя

Больше по теме

На чем должен сосредоточиться владелец бизнеса: три кита успешной компании

Создатель завода по производству топливораздаточного оборудования рассказал, почему бизнес не идет в гору, если владелец привык все тащить на себе, что мешает избавиться от вредной привычки и сосредоточиться на главном