Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
РазвитиеРедактор: Виктория Слепчевич

Знак качества: зачем нужен бизнесу и как его получить

Знак качества может повысить продажи потребительских товаров, но получить его не так просто. В статье — как Роскачество выбирает товары для экспертизы и проводит их проверку, сколько действует знак качества и какие преимущества дает бизнесу

Михаил Кратов

Михаил Кратов

Эксперт по праву

Роскачество помечает знаком качества российские товары, у которых хороший и безопасный состав. Чтобы найти такую продукцию, проводят исследования: эксперты отбирают образцы, разрабатывают стандарты и тестируют товары в лабораториях.

Рассказываем, чем производителю полезна отметка о качестве и как ее можно получить.

Что такое знак качества

30 апреля 2015 года Правительство РФ учредило автономную некоммерческую организацию, которая занимается мониторингом качества товаров, — Роскачество. АНО проводит независимую экспертизу товаров по всей стране, а лучшей продукции присваивают знак качества. Работу организации и все исследования продукции финансируют из средств Федерального бюджета.

Российский знак качества — это специальный маркер, его наносят на упаковку, тару и техническую документацию товаров, которые успешно прошли экспертизу Роскачества.

Основные задачи знака — помочь покупателям выбрать хороший продукт и продвинуть отечественных производителей, которые делают качественные товары.

Loading...
Колбасное изделие «Окраина» со знаком качества на боку упаковки

Знак стандарта качества могут получить не только продукты питания и напитки, но и одежда, техника и даже мобильные приложения и программное обеспечение.

Знак качества ≠ ГОСТ

Требования Роскачества жестче, чем требования ГОСТа или технического регламента. Например, ГОСТ разрешает двойную заморозку рыбы, а знак качества такой продукт не получит: разморозка ухудшает вкусовые свойства рыбы.

Для чего знак качества нужен бизнесу

Вот главные выгоды, которые дает маркировка бизнесу.

Более широкий охват российского и зарубежного рынка. Роскачество разрабатывает меры развития торговых марок со знаком качества. Например, в России запущена федеральная программа продвижения товаров, в которой принимает участие свыше 10 тысяч розничных магазинов.

Доверие покупателей. По данным Роскачества, более 35% россиян знают о знаке качества, а более 70% покупателей доверяют продукции, которая им промаркирована.

Выявление сильных и слабых стороны продукта. Во время экспертизы на знак качества одинаковые товары разных марок сравнивают между собой по множеству критериев. В итоге каждый производитель может оценить свой товар сравнении с конкурентами.

Как производителю получить знак качества

Подать заявку на получение знака качества нельзя — Роскачество самостоятельно выбирает категорию продукции и товары для исследования. Упрощенно процесс выглядит так:

Loading...

Как Роскачество отбирает товары для исследования

Первоначальный отбор в категории происходит на основе трех источников:

  1. Рекомендаций со стороны Государства. Минпромторг или Минсельхоз может подать запрос на исследование конкретной категории товаров.
  2. Социологических опросов и предпочтений покупателей. Эксперты Роскачества анализируют и изучают потребительский спрос: что людям нравится, что волнует и какая продукция актуальна. Также в работе используют отчеты маркетинговых агентств: аналитики Роскачества изучают статистику и выбирают самые популярные товары.
  3. Рекомендаций отраслевых ассоциаций, обществ защиты прав потребителей и научных институтов.

Любой человек, ИП или компания может предложить свою категорию на исследование. Для этого нужно заполнить анкету и отправить на почту info@rskrf.ru.

Заявку нужно подать до 1 июля текущего года, чтобы была возможность попасть в исследования следующего.

Как проходит экспертиза качества товаров

После выбора категорий и товаров начинается исследование продукции.

Loading...
Время проведения исследования каждого вида продукции — до двух месяцев

Разберем подробнее каждый этап.

Разработка стандартов качества. Для каждого исследования Роскачество разрабатывает требования и регламенты для продукции. Делает это специальный технический комитет по стандартизации. В него входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных и экспертных организаций, отраслевых союзов и общественные объединения по защите прав потребителей. Например, при исследовании вина в составе комитета обязательно будет председатель общества виноделов России. А при оценке ПО пригласят экспертов из ведущих ИТ-компаний страны.

Для каждой группы товаров разрабатывают 20—500 параметров безопасности, качества, а также потребительских характеристик. К примеру, замороженную рыбу проверяют на количество водяной глазури на тушке, а одеяло — на пожаробезопасность. Перед испытаниями все стандарты и регламенты, отредактированные и утвержденные техническим комитетом, отправляют в лаборатории.

Выбор лабораторий для проведения испытаний. Чтобы получить разрешение на участие в испытаниях Роскачества, лаборатория должна соблюсти два условия:

  • иметь аккредитацию Федеральной службы по аккредитации;
  • пройти межлабораторные сличительные испытания — Роскачество присылает зашифрованные образцы одинаковой продукции, а лаборатория должна их оценить. Чем точнее лаборатория определит значения прописанных образцов, тем больше у нее шанс заключить контракт с Роскачеством.

Чтобы принять участие в отборе, лаборатория должна заполнить анкету и отправить на почту или через сайт организации.

Исследования продукции. Специалисты Роскачества закупают товары из испытательной категории по всей стране. После этого образцы обезличивают, присваивают им номер и отправляют их на тест в лабораторию. Специалисты в течение шести недель проводят испытания: проверяют продукцию согласно стандартам Роскачества.

В случае пищевых продуктов ее дополнительно оценивают на органолептику — профессиональные дегустаторы проверяют вкусовые качества. Например, мука должна быть пресная, допустимое значение — слегка сладковатая. Если же у продукта есть горьковато-кислый привкус, это означает, что мука поражена амбарными вредителями.

В конце исследований лаборатории направляют в Роскачество протоколы испытаний.

Публикация результатов. По результатам исследования формируют рейтинг и публикуют на портале Роскачества. Кроме того, информацию о результатах отправляют в популярные федеральные и региональные СМИ, публикуют в социальных сетях Роскачества и через другие каналы коммуникации.

К публикации готовят:

  • описание результатов испытания с комментариями экспертов на сайте Роскачества;
  • индивидуальные карточки товаров для рейтинга;
  • статьи и пресс-релизы для СМИ.

Это сделано в том числе и для того, чтобы продвинуть качественную продукцию и проинформировать покупателей о недобросовестных производителях.

Loading...
Публикация информации о плохом качестве нескольких кефирных брендов на сайте РБК

Сертификация. Лабораторные испытания — это еще не все исследования. Производствам, которые успешно прошли оценку, предлагают пройти сертификацию производства и уже после этого получить знак качества.

На этом этапе Роскачество проверяет производство на нарушения и оценивает уровень локализации бизнеса: используют ли при создании продукции иностранные ингредиенты, детали и другие составляющие. Требования по локализации для каждой категории разные: Роскачество разрабатывает их самостоятельно и высчитывает по специальной формуле.

Производство может не пройти сертификацию по двум причинам:

  • если не соответствует требованиям локализации;
  • если продукция и сырье, которые эксперты отобрали в ходе анализа состояния производства, не соответствует требованиям стандартов Роскачества.

Ежегодно, даже после вручения знака качества, могут происходить внеплановые проверки производства. Это может произойти, если поступают претензии к качеству продукции или произошли изменения внутри организационной структуры компании, технологии и условий труда или же количества персонала.

Получение знака качества. Производители, которые успешно прошли исследования и сертификацию, получают сертификат соответствия Роскачества. Это дает право маркировать продукцию знаком качества и участвовать в программе продвижения.

«Срок годности» знака качества — 2—3 года, все зависит от ситуации в отрасли. Например, если в категории появилось много новой продукции, то исследования могут «перепровести». Повторные исследования также проводят раз в 2—3 года. Новые производители могут попасть в исследования, при этом стандарты по продукции для них будут уже известны.

Все испытания и сертификация для производителей бесплатны. Стоимость проверки одного образца для государства — около 30 тысяч рублей.

Главное о знаке качества

  1. Знак качества выдает Роскачество — автономная некоммерческая организация, курирующая систему национального мониторинга качества, утвержденная правительством РФ в 2015 году.
  2. Задачи знака качества: помочь покупателю выбрать хороший товар, а производителю — продвинуть свою продукцию.
  3. Подать заявку на получение знака качества нельзя. Роскачество само выбирает кандидатов в исследование. Чтобы увеличить шансы на попадание в исследования, можно заполнить анкету и предложить категорию для изучения.
  4. Для оценки качества продукции проводят анонимные закупки, а для испытаний привлекают независимые аккредитованные лаборатории.
  5. После испытаний Роскачество формирует рейтинг производителей и публикует результаты на официальном портале. Также информацию о результатах рассылают в региональные и федеральные СМИ.
  6. Лабораторных испытаний недостаточно, чтобы получить знак качества. После публикации результатов Роскачество предлагает пройти оценку и сертификацию производства. Выездная комиссия проверяет производства лучших кандидатов испытаний. Если нарушений не обнаружено, то производителю присваивают знак качества.
  7. Знак качества действует от двух до трех лет. После в категории могут провести повторную оценку.
Loading...

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram