Когда компания или предприниматель создают новый продукт, им нужно заранее думать, как пользователи будут себя чувствовать при работе с ним. От того, будет ли продукт интуитивно понятным и удобным в использовании, зависит его успех на рынке и прибыль бизнеса.
Проектирование продуктов так, чтобы людям было удобно, называют UX-дизайном. Чаще всего термин используют в диджитал-среде, однако UX-дизайн применим к любой сфере: например, оформлению касс и систем оплаты, созданию новых устройств или навигации в магазинах. Рассказываем, что нужно знать бизнесу о UX.
Что такое UX
Термин UX — user experience — переводится как «пользовательский опыт». UX охватывает весь путь взаимодействия пользователя с продуктом — от первого знакомства с ним до его утилизации. Хорошие UX-решения помогают упростить жизнь клиентам и обойти конкурентов на рынке.
Первые мобильные устройства с сенсорными экранами комплектовались стилусами, и весь графический интерфейс разрабатывался с учетом этого. Но это не было удобно: пользователи периодически теряли стилусы, поэтому на устройствах предусматривали классическую клавиатуру с кнопками, чтобы у людей была альтернатива стилусу. В итоге польза от сенсорного экрана была минимальной.
Apple переосмыслила подход к телефону с сенсорным экраном. В первом iPhone экран занимал почти всю площадь устройства. Вместо стилуса нужно было использовать указательный палец, и весь интерфейс строился с расчетом на это. Новый подход понравился людям: сейчас Apple — один из крупнейших производителей телефонов, а придуманный компанией дизайн стал стандартом для мобильной техники.
UX-дизайн касается не только сайтов или умных гаджетов. Устройство входной группы в офисе, форма кружки для кофе или текстура чехла для телефона — все это влияет на UX и на успех продукта.
Зачем UX-дизайн нужен бизнесу
Грамотно выстроенный UX-дизайн помогает:
- повысить конверсию в покупку;
- снизить затраты на поддержку;
- повысить удовлетворенность клиентов.
Конверсии. Чем короче и понятнее пользовательский путь, тем больше клиентов пройдут его до конца и совершат покупку.
В интернет-магазине с плохим UX-дизайном клиенту нужно зарегистрировать личный кабинет, чтобы совершить покупку: ввести почту, придумать пароль, подтвердить почту в соседнем окне, вернуться на сайт, ввести логин и пароль, вернуться на страницу с товаром, нажать кнопку купить, ввести данные карты, подтвердить через СМС и завершить покупку. На любом из этих шагов пользователь может передумать.
В магазине с хорошим UX-дизайном пользователю дадут возможность совершить покупку без регистрации в один клик и оплатить заказ любым удобным способом — например, через QR-код в банковском приложении. Личный кабинет, если он нужен, создадут автоматически.
Поддержка. Если UX-дизайн продуман, у пользователя не возникнет вопросов, как ему оплатить товар, когда он придет и где его можно будет получить — вся информация будет у него перед глазами или в мгновенном доступе. В этом случае меньше людей будут обращаться в службу поддержки, а бизнесу не придется содержать дополнительных операторов.
Лояльность. Приятный пользовательский опыт помогает создать чувство доверия к бренду и подготовить платформу для долгосрочных отношений с клиентом. Довольные клиенты с большей вероятностью купят продукт снова и порекомендуют его другим.
Чем UX отличается от UI
UX неразрывно связан с другим понятием из сферы дизайна — user interface, или UI. Но если UX касается пользовательского опыта при работе с продуктом в целом, UI связан с визуальным оформлением и интерактивными элементами интерфейса.
Пульт управления телевизором удобно лежит в руке, с его помощью можно включить и выключить устройство, переключать каналы и регулировать громкость. Большой палец легко дотягивается до всех кнопок. Все это относится к UX.
Кнопка включения и выключения устройства одна — она большая, красная и находится далеко от пальца, чтобы ее нельзя было нажать случайно. Кнопки каналов расположены в привычном порядке, от первой до девятой сверху вниз, слева направо. Кнопки громкости и переключения подписаны и разведены по разным сторонам чтобы их нельзя было перепутать. За это отвечает UI.
Хотя у каждого из направлений есть своя зона ответственности, UX- и UI-дизайн обычно рассматривают в комплексе.
Цель UX — сделать взаимодействие пользователя с продуктом удобным и приятным.
Цель UI — сделать интерфейс привлекательным и интуитивно понятным. Эти цели пересекаются между собой.
Как разрабатывают UX-дизайн
Разработка UX-дизайна — это итеративный процесс, который требует постоянного анализа, тестирования и улучшений. Вот пять его основных этапов:
- Определение целей.
- Планирование.
- Прототипирование.
- Тестирование.
- Доработка и улучшение.
Определение целей. Чтобы продукт нравился пользователям и приносил прибыль, нужно заранее исследовать целевую аудиторию.
Нужно изучить, чего клиенты ждут от продуктов такого типа, как ими пользуются, что им нравится, а что скорее оттолкнет. Это поможет предложить оптимальный набор функций и свойств нового продукта: что и как он должен делать, чтобы его покупали.
Планирование. После определения целей надо разработать пользовательские сценарии: описать шаги, которые пользователи будут проходить для выполнения своих задач. Это помогает понять, как лучше организовать устройство нового продукта: какой контент должен быть на сайте и какие кнопки следует добавить.
Прототипирование. Это создание предварительных версий продукта, чтобы визуализировать и протестировать идеи перед их реализацией. Для прототипов могут использовать упрощенный дизайн или усеченные версии функций. Главное — понять, будут ли люди ими пользоваться и как именно. Это поможет устранить возможные сложности на ранних этапах разработки.
Тестирование. Это ключевой этап, позволяющий понять, насколько продукт соответствует ожиданиям пользователей и бизнес-целям. Чаще всего используют два вида тестирования:
- юзабилити-тестирование. Тестирование продукта с реальными пользователями, чтобы выявить проблемы в навигации, функциональности и общем восприятии;
- А/В-тестирование. Сравнение двух версий страницы или функции, чтобы определить, какая из них лучше выполняет задачи пользователей и бизнес-цели.
Улучшения. На финальном этапе разработчики анализируют обратную связь от пользователей и вносят изменения в продукт, чтобы решить возникшие проблемы. После этого тестирование запускают повторно, чтобы увидеть результаты исправлений. Улучшения помогают непрерывно совершенствовать продукт, делая его более удобным и полезным для пользователей.
Что важно запомнить
- UX — это опыт, который получает клиент при работе с продуктом.
- UX-дизайн — этап разработки продукта, направленный на улучшение пользовательского опыта. Грамотный UX-дизайн помогает завоевать лояльность пользователей и обойти конкурентов на рынке.
- UX тесно связан с проектированием пользовательского интерфейса, или UI, однако не ограничивается им.
- Чтобы разработать эффективный UX-дизайн, нужно определить цели работы, спланировать ее, создать прототип продукта и протестировать его на пользователях. Затем продукт улучшают по результатам тестов и снова тестируют, чтобы убедиться, что проблема устранена.