Чтобы продать товар или услугу недостаточно изучить потребности целевой аудитории и создать подходящий продукт — нужно, чтобы потенциальные клиенты о нем узнали. Сделать продвижение эффективным поможет маркетинговая стратегия.
Что такое маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия — это комплекс решений, который определяет подход бизнеса к продвижению на рынке. Документ, который описывает маркетинговую стратегию, содержит подробный план по реализации этой концепции.
Без маркетинговой стратегии привлечь аудиторию будет сложнее: это потребует значительных ресурсов, а оценить эффективность разных каналов будет непросто. Сравните две ситуации.
Маркетинговая стратегия помогает строить продвижение вдолгую. Чтобы ее создать, у предпринимателя должно быть развито стратегическое мышление. О том, как его развить, мы написали отдельную статью.
Если вам нужна помощь в разработке стратегии, можно найти маркетолога под эту задачу или нанять его в штат.
Какими бывают маркетинговые стратегии
Есть четыре основных вида маркетинговых стратегий:
- Базовые. Основаны на позиционировании бизнеса и на его конкурентных преимуществах. Это может быть желание отстроиться от конкурентов или сконцентрироваться на конкретном сегменте рынка. Например, бизнес хочет подчеркнуть, что производит дешевый аналог товара конкурента, и пишет об этом в рекламном тексте.
- Конкурентные. Эти стратегии помогают бизнесу обойти конкурентов. Для этого бизнес может расширять производство и товарную линейку или, наоборот, сокращать их, продвигать самые популярные товары или перераспределять ресурсы.
- Глобальные. Продвижению продукта в глобальном смысле способствует выход на новые рынки, коллаборации с другими бизнесами и создание продуктов по разным стандартам. Это помогает привлечь новую аудиторию и обратить внимание на свой продукт.
- Стратегии роста. Еще один способ продвинуть товар — занять видимую часть рынка. Это можно сделать двумя способами: расширить линейку товаров или создать уникальный продукт, у которого не будет аналогов.
Вот несколько примеров компаний, которые используют разные стратегии.
Бизнес может сочетать несколько маркетинговых стратегий или изменять их, когда меняются цели продвижения.
Как составить маркетинговую стратегию
Создание маркетинговой стратегии — многосоставный процесс. Вот шесть его основных этапов:
- Анализ рынка и аудитории.
- Определение целей.
- Разработка стратегии.
- Планирование бюджета и ресурсов.
- Реализация стратегии.
- Мониторинг и оптимизация.
Проанализируйте рынок и аудиторию. До разработки плана действий по продвижению определите текущие тенденции, размер рынка, уровень конкуренции и потенциальные барьеры для входа.
Изучите свою целевую аудиторию: какие у нее потребности, проблемы и ожидания от продукта или услуги.
Определите цели. Например, увеличить продажи, захватить долю рынка, улучшить узнаваемость бренда. Правильно установить цели поможет методика СМАРТ.
Разработайте стратегию. Для начала определите, что делает ваш продукт или услугу уникальными на рынке и почему клиенты должны выбрать именно вас. Затем выберите каналы продвижения, разработайте ключевые месседжи и убедитесь, что они соответствуют вашим целям и УТП.
Спланируйте бюджет и ресурсы. Определите, сколько средств будет выделено на каждый канал продвижения и каждый этап реализации стратегии. Просчитайте, какие ресурсы — команда, технологии, инструменты — помогут вам в работе.
Реализуйте стратегию. Внедряйте маркетинговые инициативы по вашему плану: запускайте рекламные кампании, публикуйте контент, работайте с блогерами.
Контролируйте результаты. Постоянно анализируйте KPI, которые вы себе установили: показатели продаж, трафика, конверсий. На основе анализа корректируйте стратегию, чтобы улучшить результаты. Например, выберите новый канал продвижения или перераспределите бюджет.
Что важно запомнить
- Маркетинговая стратегия — это концепция продвижения продукта или услуги с четкими шагами, которые нужно выполнить.
- В зависимости от целей выделяют базовые, глобальные, конкурентные и стратегии роста.
- Чтобы разработать маркетинговую стратегию, нужно выделить свое конкурентное преимущество, проанализировать аудиторию и конкурентов, действовать по плану и регулярно контролировать результаты.