В бизнесе происходят десятки процессов: поиск поставщиков, производство, работа склада, доставка заказов покупателям. Логистика помогает оптимально организовать все эти процессы.
Многие думают, что логистика связана только с доставкой грузов. Но на самом деле она затрагивает все процессы от планирования производства до доставки покупателю.
Логистика управляет разными производственными потоками — то есть перемещением груза на пути от производства к потребителю. Например, предприятие закупило сырье, на производстве его превратили в готовый продукт и продали покупателю. Это пример материального потока.
Цель логистики — минимизировать затраты, оптимизировать процессы, а значит, снизить расходы и увеличить прибыль.
В мебельной мастерской занимаются производством стульев в стиле 60-х. Раньше дерево и фанеру заказывали в Москве. Материалы шли долго, приходилось много платить за доставку. Недавно директор нашел другого поставщика из соседнего города. Теперь дерево и фанеру везут быстрее, а за оптовые заказы даже предложили скидку 15%. В результате затраты на производство уменьшились, а объемы производства выросли.
В небольшой компании этим может заниматься собственник или руководитель, крупный бизнес принимает на работу логиста или собирает целый отдел.
Логистика простыми словами — это разные способы оптимизировать производственные процессы, чтобы бизнес тратил меньше, а зарабатывал больше. Например, отлаживание доставки товаров или их хранения на складе.
Задачи логистики
Главная задача — достичь максимального эффекта с минимальными затратами. Если ее конкретизировать, можно выделить такие задачи:
- доставить продукцию;
- контролировать сроки поставок;
- минимизировать затраты;
- управлять закупками;
- обеспечить запасы;
- организовать складирование;
- контролировать ликвидности товаров.
Единого списка задач, которые решает логистика, не существует. Все зависит от специфики бизнеса. Например, если предприятие импортирует сырье, ему потребуется таможенное сопровождение и подготовка документов. А логисты маркетплейса могут выбирать, где построить новый склад или как организовать работу курьеров.
Логистические принципы и концепции
Бизнес чаще всего сталкивается с логистикой, когда нужно что-то доставить. Это может быть груз от поставщика или заказ для покупателя. На таких примерах описывает принципы логистики «Правило 7Rs» — The 7 Rights of Logistic. В общем это правило звучит так: нужный продукт должен быть доставлен нужному покупателю по нужной цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужном месте, в нужное время.
Представьте, что вы открыли интернет-магазин и вам нужно доставить заказ покупателю. Вот так выглядят эти правила для вашей компании.
Что будет, если не соблюдать эти принципы? Например, ваш интернет-магазин вместо заказанного гипоаллергенного детского питания по ошибке отправит маме ребенка обычное или вообще другого менее качественного бренда. А если курьер при этом еще опоздает на 4 часа или перепутает адреса? Тогда бизнес начнет терять клиентов и станет меньше зарабатывать.
То же самое и с логистикой на производстве, когда вы в роли заказчика и вас подводит поставщик. Тогда возникает риск остановить работу предприятия.
Продуманная логистика не позволяет превратить работу в хаос. Если производство работает, его можно усовершенствовать. Логистика предлагает разные концепции организации работы.
Just-in-Time. На русский переводится как «точно в срок». Впервые эта концепция появилась на заводе Toyota в 1950-е. Ее идея в том, что нужные детали появлялись в сборочном цехе только тогда, когда это нужно. У предприятия нет цели производить много. Бизнес ориентируется на потребительский спрос, чтобы не складировать товар.
Концепция RP. В отличие от Just-in-Time в основе лежит четкий план. Все потребности производства просчитаны заранее, а процесс поставок и пополнения склада готовой продукцией может регулировать график.
Lean Production. Дословно переводится как «тощее производство», его еще называют бережливым. Предприятие не гонится за большими объемами, а делает акцент на качестве продукции. Основная задача — максимально минимизировать потери. Например, организовать стол швеи так, чтобы она не тратила время на поиск нужных ниток и инструментов.
Виды логистики
Чаще всего логистику делят по функциям и задачам. Они связаны с потребностями бизнеса.
Транспортная логистика. Все, что касается доставки товаров. Сюда относятся работа курьерских служб, сервисов доставки грузов. Логист ищет перевозчика, выбирает самый быстрый маршрут и подходящий транспорт.
Производственная логистика. Организация слаженной работы на предприятии. Логист занимается оптимизацией процессов производства: уменьшение издержек, последовательность процессов, применение новых технологий.
Закупочная логистика. Отвечает за поиск поставщиков для производства. Задача — подобрать поставщиков, подходящих по цене, срокам и качеству.
Складская логистика. Прием готовой продукции, ее учет и хранение. На складе следят, чтобы груз сохранился без повреждений, пока его не отправят заказчику.
Сбытовая логистика. Поиск покупателей готовой продукции. Работа с торговыми сетями, маркетплейсами.
Таможенная логистика. Возникает, когда бизнес работает с другими странами. Логист учитывает все особенности импорта и экспорта продукции, подготавливает документы и стремится уменьшить расходы.
Логистические цепи
Последовательность и взаимосвязь процессов производства формируют логистическую цепь. Она существует в любом бизнесе, даже если ее никто специально не разрабатывал. Каждое звено — это объект производства со своей ролью и задачами. Большую цепь можно разделить на несколько этапов:
- Цепь снабжения — связи между поставщиками сырья и производителями.
- Цепь производства — этап превращения сырья в готовый продукт.
- Цепь распределения — отправка потребителю.
Это пример самой простой логистической цепи. В нее можно добавлять другие звенья, более подробно описать процессы и их участников. На крупных предприятиях управлением цепочками поставок занимается логист. В небольшом бизнесе эти вопросы решает собственник или руководитель.
Что важно запомнить
- Логистика — это не только про доставку грузов. Ее задача — оптимизировать производственные процессы, чтобы бизнес тратил меньше, а зарабатывал больше.
- Задачи логистики зависят от специфики бизнеса. Для кого-то важно организовать доставку, а кому-то — наладить работу склада.
- Порядок всех процессов определяется логистической цепью.
- Чтобы бизнес не превратился в хаос, нужно соблюдать логистические принципы и концепции.