Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Логистика


В бизнесе происходят десятки процессов: поиск поставщиков, производство, работа склада, доставка заказов покупателям. Логистика помогает оптимально организовать все эти процессы.

Многие думают, что логистика связана только с доставкой грузов. Но на самом деле она затрагивает все процессы от планирования производства до доставки покупателю.

Логистика управляет разными производственными потоками — то есть перемещением груза на пути от производства к потребителю. Например, предприятие закупило сырье, на производстве его превратили в готовый продукт и продали покупателю. Это пример материального потока.

Цель логистики — минимизировать затраты, оптимизировать процессы, а значит, снизить расходы и увеличить прибыль.

В мебельной мастерской занимаются производством стульев в стиле 60-х. Раньше дерево и фанеру заказывали в Москве. Материалы шли долго, приходилось много платить за доставку. Недавно директор нашел другого поставщика из соседнего города. Теперь дерево и фанеру везут быстрее, а за оптовые заказы даже предложили скидку 15%. В результате затраты на производство уменьшились, а объемы производства выросли.

В небольшой компании этим может заниматься собственник или руководитель, крупный бизнес принимает на работу логиста или собирает целый отдел.

Логистика простыми словами — это разные способы оптимизировать производственные процессы, чтобы бизнес тратил меньше, а зарабатывал больше. Например, отлаживание доставки товаров или их хранения на складе.

Задачи логистики

Главная задача — достичь максимального эффекта с минимальными затратами. Если ее конкретизировать, можно выделить такие задачи:

  • доставить продукцию;
  • контролировать сроки поставок;
  • минимизировать затраты;
  • управлять закупками;
  • обеспечить запасы;
  • организовать складирование;
  • контролировать ликвидности товаров.

Единого списка задач, которые решает логистика, не существует. Все зависит от специфики бизнеса. Например, если предприятие импортирует сырье, ему потребуется таможенное сопровождение и подготовка документов. А логисты маркетплейса могут выбирать, где построить новый склад или как организовать работу курьеров.

Логистические принципы и концепции

Бизнес чаще всего сталкивается с логистикой, когда нужно что-то доставить. Это может быть груз от поставщика или заказ для покупателя. На таких примерах описывает принципы логистики «Правило 7Rs» — The 7 Rights of Logistic. В общем это правило звучит так: нужный продукт должен быть доставлен нужному покупателю по нужной цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужном месте, в нужное время.

Представьте, что вы открыли интернет-магазин и вам нужно доставить заказ покупателю. Вот так выглядят эти правила для вашей компании.

Right product
Доставить именно тот продукт, который заказал покупатель
Right condition
Качество продукта такое, какое было обещано при продаже
Right quantity
Количество — ровно столько, сколько заказал покупатель
Right time
Доставка в указанное время
Right customer
Доставка указанному покупателю
Right place
Доставка точно по адресу
Right cost
Стоимость — доступная покупателю и выгодная компании

Что будет, если не соблюдать эти принципы? Например, ваш интернет-магазин вместо заказанного гипоаллергенного детского питания по ошибке отправит маме ребенка обычное или вообще другого менее качественного бренда. А если курьер при этом еще опоздает на 4 часа или перепутает адреса? Тогда бизнес начнет терять клиентов и станет меньше зарабатывать.

То же самое и с логистикой на производстве, когда вы в роли заказчика и вас подводит поставщик. Тогда возникает риск остановить работу предприятия.

Продуманная логистика не позволяет превратить работу в хаос. Если производство работает, его можно усовершенствовать. Логистика предлагает разные концепции организации работы.

Just-in-Time. На русский переводится как «точно в срок». Впервые эта концепция появилась на заводе Toyota в 1950-е. Ее идея в том, что нужные детали появлялись в сборочном цехе только тогда, когда это нужно. У предприятия нет цели производить много. Бизнес ориентируется на потребительский спрос, чтобы не складировать товар.

Концепция RP. В отличие от Just-in-Time в основе лежит четкий план. Все потребности производства просчитаны заранее, а процесс поставок и пополнения склада готовой продукцией может регулировать график.

Lean Production. Дословно переводится как «тощее производство», его еще называют бережливым. Предприятие не гонится за большими объемами, а делает акцент на качестве продукции. Основная задача — максимально минимизировать потери. Например, организовать стол швеи так, чтобы она не тратила время на поиск нужных ниток и инструментов.

Виды логистики

Чаще всего логистику делят по функциям и задачам. Они связаны с потребностями бизнеса.

Транспортная логистика. Все, что касается доставки товаров. Сюда относятся работа курьерских служб, сервисов доставки грузов. Логист ищет перевозчика, выбирает самый быстрый маршрут и подходящий транспорт.

Производственная логистика. Организация слаженной работы на предприятии. Логист занимается оптимизацией процессов производства: уменьшение издержек, последовательность процессов, применение новых технологий.

Закупочная логистика. Отвечает за поиск поставщиков для производства. Задача — подобрать поставщиков, подходящих по цене, срокам и качеству.

Складская логистика. Прием готовой продукции, ее учет и хранение. На складе следят, чтобы груз сохранился без повреждений, пока его не отправят заказчику.

Сбытовая логистика. Поиск покупателей готовой продукции. Работа с торговыми сетями, маркетплейсами.

Таможенная логистика. Возникает, когда бизнес работает с другими странами. Логист учитывает все особенности импорта и экспорта продукции, подготавливает документы и стремится уменьшить расходы.

Логистические цепи

Последовательность и взаимосвязь процессов производства формируют логистическую цепь. Она существует в любом бизнесе, даже если ее никто специально не разрабатывал. Каждое звено — это объект производства со своей ролью и задачами. Большую цепь можно разделить на несколько этапов:

  1. Цепь снабжения — связи между поставщиками сырья и производителями.
  2. Цепь производства — этап превращения сырья в готовый продукт.
  3. Цепь распределения — отправка потребителю.
Схема логистических цепей
Схема логистических цепей

Как выглядят логистические цепи

Как выглядят логистические цепи

Это пример самой простой логистической цепи. В нее можно добавлять другие звенья, более подробно описать процессы и их участников. На крупных предприятиях управлением цепочками поставок занимается логист. В небольшом бизнесе эти вопросы решает собственник или руководитель.

Что важно запомнить

  1. Логистика — это не только про доставку грузов. Ее задача — оптимизировать производственные процессы, чтобы бизнес тратил меньше, а зарабатывал больше.
  2. Задачи логистики зависят от специфики бизнеса. Для кого-то важно организовать доставку, а кому-то — наладить работу склада.
  3. Порядок всех процессов определяется логистической цепью.
  4. Чтобы бизнес не превратился в хаос, нужно соблюдать логистические принципы и концепции.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации