Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Диверсификация


Диверсификация — это повышение эффективности деятельности предпринимателя, компании, физлица или какого-то процесса за счет распределения рисков. Основные цели диверсификации — найти конкурентное преимущество, снизить вероятность банкротства бизнеса и повысить рентабельность производства.

Диверсификацию применяет не только бизнес, но и люди в повседневной жизни. Например, фрилансер, который работает на трех проектах, диверсифицирует свой доход.

В этой статье рассказываем про диверсификацию бизнеса.

Что можно диверсифицировать

Диверсифицировать можно:

  • производство;
  • бизнес;
  • инвестиционный портфель.

Диверсификация производства. Предприниматель расширяет ассортимент за счет тех ресурсов, которые у него есть.

Пример диверсификации. Пекарня выпекала хлеб ручной работы, а потом начала готовить на заказ торты и пирожные к праздникам.

В результате у пекарни появились новые источники дохода, она стала устойчивее к кризисам: если из-за падения доходов люди будут покупать хлеб в супермаркетах, у пекарни останется доход от изготовления тортов.

Диверсификация бизнеса. Предприниматель или организация с минимальными вложениями открывает еще один бизнес в другой сфере.

ИП занимался химчисткой, но так как спрос на эту услугу небольшой, а арендную плату помещения и зарплату сотрудникам надо платить независимо от спроса, он стал продавать в том же помещении кофе. Купил кофемашину, обучил администратора варить кофе, сделал вывеску на входе.

В результате у предпринимателя есть два разных бизнеса, но с использованием одних ресурсов. Ему не надо арендовать второе помещение, нанимать еще одного сотрудника. А еще клиенты, которые придут в химчистку, могут, пока ждут, купить кофе. Или прийти за кофе и узнать, что в этом месте есть химчистка.

Диверсификация инвестиционного портфеля. Предприниматель или компания вкладывает часть полученных доходов в разные финансовые инструменты, которые друг с другом не связаны или связаны мало. Например, в акции компаний из разных стран и разных отраслей.

В результате шанс на инвестиционный успех выше, а риск остаться без денег ниже: если ценная бумага одной компании из портфеля инвестора упадет в цене, другие будут расти, и доход с растущих акций перекроет убытки.

Виды диверсификации

Диверсификацию делят на два основных вида: связанную и несвязанную.

Связанная диверсификация. Связана с основной деятельностью предпринимателя. Пекарня, которая помимо хлеба стала выпекать торты, провела диверсификацию по этому типу.

Несвязанная диверсификация. Не связана с деятельностью, которой бизнес занимался до диверсификации. Владелец химчистки, который начал продавать в том же помещении кофе, провел несвязанную диверсификацию. Она сложнее, чем связанная, потому что нужно обучить сотрудников новым навыкам, приобрести дополнительное оборудование, перестроить процессы.

Стратегии диверсификации

Диверсификацию используют, чтобы распределить капитал бизнеса по разным направлениям его деятельности: это помогает снизить риск возможных потерь. Выделяют четыре стратегии:

  • горизонтальная;
  • вертикальная;
  • концентрическая;
  • конгломератная.

Горизонтальная. Бизнес разрабатывает новый продукт, который можно продать текущим клиентам. Для этого используют уже существующие технологии производства.

Косметическая компания решает расширить ассортимент и начать производить новую линейку кремов. Теперь, если уменьшится спрос на определенный крем, у компании есть альтернативный продукт на рынке.

Вертикальная. Бизнес сам управляет всеми этапами производственного цикла. Такая стратегия помогает уменьшить зависимость от третьих сторон, а еще позволяет контролировать качество продукта на каждом этапе производства и управлять продажами.

Обжарщик кофе продает зерна оптовым покупателям, но решает открыть кофейный магазин — теперь он предлагает розничным клиентам место, где они могут приобрести его продукт.

В этом случае ему не нужно полагаться на других продавцов, которые могли не следить за сроком годности, неправильно хранить товар или ставить пачки кофе в незаметное место. Это дает клиентам доступ к продукту и повышает конкурентоспособность бизнеса.

Концентрическая. Бизнес продает товары или услуги, которые дополняют его основной ассортимент.

Главный продукт компании — сок. Она решает запустить производство снеков из сушеных фруктов и овощей. Так компания перерабатывает сырье и диверсифицирует ассортимент своей продукции в той же отрасли. Это может привлечь новых покупателей, которые заинтересованы в здоровом питании.

Конгломератная. У бизнеса два независимых друг от друга направления со своим рынком сбыта. При этом параллельное направление приносит дополнительный доход, который в случае непредвиденных ситуаций может финансово поддержать основное.

Компания — производитель бытовой техники решает купить сеть ресторанов фастфуда. Она может использовать свой опыт и бренд, чтобы преуспеть в сфере общественного питания.

Как определить метод диверсификации

Выделяют три основных метода диверсификации:

  • адаптация;
  • экспансия;
  • объединение.

Метод выбирают исходя из специфики деятельности компании, этапа развития бизнеса и текущей ситуации. Расскажем про каждый метод.

Адаптация. Ресурсы, которые уже есть у предпринимателя, применяют для открытия нового направления в бизнесе.

Предприниматель, чтобы увеличить прибыль, расширил ассортимент. Раньше продавал только аромасвечи на основе соевого воска, а теперь добавил твердые духи, основа которых тоже соевый воск. Так как у него уже было налажено производство, найдены поставщики и разработан дизайн, для выпуска новой продукции нужно было только разработать новую упаковку и научиться делать духи.

Экспансия. Предприниматель выходит на новый рынок, чтобы увеличить прибыль.

Раньше ИП продавал украшения ручной работы только в России, а потом сделал отдельный сайт на английском языке, нашел транспортную компанию, которая будет доставлять посылки в другие страны, и стал продавать украшения за границей.

Объединение. Может быть в форме поглощения, слияния или присоединения бизнесов друг к другу. В рамках такой диверсификации компании объединяют ресурсы для того, чтобы поставлять продукты или оказывать услуги клиентам быстрее, снизить стоимость, выйти на новый рынок.

Автомобильному заводу для того, чтобы стать конкурентоспособным, нужна реструктуризация производства, а для ее проведения — привлечение инвестиций. Самостоятельно сделать это она не может. Ее поглощает крупный металлургический завод, для которого производство автомобилей кажется привлекательным, и он хочет зайти на новый рынок.

После объединения металлургическая компания формирует для автомобильного завода бизнес-план, помогает привлечь инвесторов, открывает стабилизационную кредитную линию, формирует комитет для оперативного принятия решений по техническим и финансовым вопросам.

При проведении диверсификации можно применить сразу несколько методов. Например, две компании могут объединиться и выйти на новый рынок.

Какие преимущества и недостатки есть у диверсификации

Собрали в таблицу преимущества и нюансы диверсификации.

Преимущества диверсификацииНедостатки диверсификации
— Ниже риск потерять крупную сумму денег. Если одно направление станет убыточным, ущерб покроют доходы с других направлений.

— Снижается финансовая зависимость от внешних источников — например, кредитования.

— Растет конкурентоспособность компании.

— Бизнес более устойчив к кризисам
— Нужно распределять ресурсы между разными направлениями и активами.

— Нужны вложения, чтобы запустить новый продукт или выйти на новые рынки.

— Есть риск, что отдельные направления будут «съедать» прибыль от остальных

Главное в статье

  1. Основной принцип диверсификации — увеличить эффективность бизнеса и снизить риски.
  2. Можно диверсифицировать производство, бизнес, инвестиционный портфель.
  3. Есть два вида диверсификации: связанная с основной деятельностью бизнеса и несвязанная.
  4. Диверсификацию можно провести разными методами. Например, адаптировать компанию под еще одну деятельность или выйти на новый рынок.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации