Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Интеграция


Объединение самостоятельных объектов или внедрение одного в другой


Объединение самостоятельных объектов или внедрение одного в другой


Интеграция — это объединение самостоятельных частей. Есть два способа это сделать:

  1. Добавить новый элемент в уже существующую структуру.
  2. Создать абсолютно новую систему из разных элементов.

Чаще всего говорят об интеграции сервисов или компаний.

Процесс интеграции программ работает так. Есть два самостоятельных сервиса, например программа для автоматизации 1С и сервис выплат самозанятым. В первом можно вести бухучет, а во втором — перечислять деньги контрагентам. Сервисы можно интегрировать — или внедрить функции одного в другой. Тогда в 1С появятся новые возможности: например, в нем будут автоматически появляться чеки, которые формирует сервис выплат. При этом обе программы не перестанут существовать в исходном виде.

Интеграцию программ используют, если компании нужно создать нестандартное решение под свои нужды.

Интеграция компаний работает немного иначе — о ней и поговорим в статье.

Интеграция простыми словами — это объединение двух самостоятельных элементов в один или внедрение одного в другой. Например, две самостоятельные компании могут организовать альянс и работать сообща. А самостоятельный сервис «Рецепты» может встроиться в платформу для фитнеса.

Какой может быть интеграция

Интеграцию компаний можно условно разделить на три вида, в зависимости от того, как связаны компании — участники объединения.

Интеграция какого вида будет у вашей компании, зависит от целей

Горизонтальная. Компании находятся на одном уровне развития и могут выгодно сотрудничать после слияния.

При горизонтальной интеграции объединившиеся компании увеличивают свою долю присутствия на рынке, клиентскую базу, доходы и маркетинговые ресурсы. Вместе с этим снижают затраты и вытесняют конкурентов.

В 2019 году компания Уолта Диснея заключила договор о слиянии со студией Pixar. Таким образом корпорация хотела расширить количество поставляемого зрителю контента и еще больше захватить мировой рынок.

При этом есть риск создать монополию, а значит, интеграции такого типа находятся под тщательным контролем со стороны государства.

Вертикальная. Компании связаны технологически, например у них общий цикл производства продукта или услуги. Цель вертикальной интеграции — рост и расширение каждой компании.

Самым ярким примером вертикальной интеграции является холдинг Alibaba Group. В нем объединились похожие компании. Все они работают в одном производственном цикле, но каждая компания решает свои задачи:

  • Taobao.com — работает на китайский рынок в качестве оптового и розничного посредника;
  • Tmall — предназначен для брендов и розничных продавцов;
  • Alibaba.com — онлайн-платформа для малого бизнеса;
  • AliExpress — розничная торговля за рубежом.

В идеале при вертикальной интеграции оптимизируются все процессы, растет прибыль и стабильность бизнеса.

Смешанная. Компании не связаны между собой и находятся на разных уровнях развития, каждый объект автономен. Цель — диверсификация производства. Например, автомобильная компания решает выпускать еще и мотоциклы. Для этого она приобретает компанию, в которой их производят, и теперь выпускает через нее мотоциклы под собственным брендом.

Формы интеграции компаний

В жизни никто не говорит «интеграция компаний Google и Ford выпустила новый продукт». Дело в том, что у интеграции есть разные формы — в зависимости от целей объединения, сферы деятельности, взаимосвязи организаций. Различают 11 форм:

  • стратегический альянс;
  • консорциум;
  • картель;
  • синдикат;
  • пул;
  • ассоциация;
  • конгломерат;
  • трест;
  • холдинг;
  • финансово-промышленная группа;
  • концерн.

Стратегический альянс. Соглашение на определенный срок между двумя и более компаниями для сотрудничества, производства продукции или технологического развития. Альянсы создают для выгодного обмена ресурсами, знаниями и возможностями.

В 2021 году Google и Ford подписали соглашение о сотрудничестве. Теперь Google поставляет информационно-развлекательную систему на базе Android в автомобили Ford. Для Google выгода в постоянном крупном клиенте, а Ford получает готовое технологическое решение.

Стратегические альянсы никогда не приводят к слиянию или поглощению компаний.

Консорциум. Компании временно объединяются для решения финансовых задач: часто для получения инвестиций в проектах большого масштаба.

Известнее всего банковские консорциумы. Например, британский холдинг — NatWest Group, который включает в себя Royal Bank of Scotland, National Bank of Scotland и другие банки. Во время экономического кризиса в 1969 году они сформировали консорциум, в который сейчас входит 7 дочерних компаний из разных стран.

Картель. Монополистическое объединение компаний, при котором каждый участник сохраняет независимость. Компании объединяются в картели, чтобы урегулировать отношения в определенной сфере — ценообразовании, продажах, объемах производства и так далее.

Легальный пример мирового картеля — ОПЕК. Это организация стран — экспортеров нефти, они открыто договариваются об объеме добычи нефти с целью удержания цен.

Некоторые государства выступают против картелей, другие, наоборот, поощряют их. В России за организацией картелей следит ФАС и штрафует тех, кто нарушает правила.

Синдикат. Монополистическое объединение компаний для снижения конкуренции между участниками или улучшения условий для ведения коммерческой деятельности. Участники синдиката теряют свою коммерческую самостоятельность, но остаются юридически и производственно независимы.

Как и в случае с картелями, не все государства поддерживают создание таких объединений.

Пул. Компании собирают прибыль от сотрудничества в общий фонд, а потом распределяют в оговоренной пропорции.

Есть несколько видов пулов:

  1. конкретный — компании направляют инвестиции на определенный проект;
  2. торговый — компании объединяются ради удержания какого-либо товара на складе в ожидании увеличения цены на него;
  3. страховой — страховщики объединяются, чтобы выработать одинаковые правила и тарифы для определенной сферы;
  4. патентный — компании вместе используют патент на определенный товар, а прибыль утверждают при вступлении в пул.

Страховые компании «СОГАЗ», «АльфаСтрахование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие» объединились в страховой пул для страхования объектов на сочинской Олимпиаде 2014 года.

Обычно такое объединение носит временный характер и считается одной из разновидностей картелей.

Ассоциация. Некоммерческое объединение компаний для координации действий и защиты общих интересов.

Ассоциация работников торговли, или АРТО, объединяет сотрудников магазинов, складов и офисов торгового предприятия для защиты их интересов.

Для своих членов АРТО предлагает правовую поддержку, оформление документов, трудоустройство, обучение и специальные мероприятия.

В ассоциациях отношения регулируются уставом и учредительным договором, а высшим органом управления является общее собрание членов.

Конгломерат. Чаще всего поглощение крупной компанией нескольких мелких и средних бизнесов из различных сфер, не имеющих между собой каких-либо связей. Все они подчиняются главной компании, но работают независимо друг от друга.

В конгломерат «Газпром» входят компании, которые работают в развлекательной сфере. Это несколько десятков телеканалов, радиостанций, газет, журналов и видеосервисы. При этом основную свою прибыль Газпром получает от продажи нефти, ее добычи и переработки.

Трест. Объединение производств. При создании треста организации теряют свою самостоятельность и подчиняются управляющей компании, а прибыль распределяется в зависимости от вложенной доли.

Холдинг. Нескольких мелких дочерних компаний, которые полностью подчиняются материнской: она владеет контрольным пакетом акций, а дочерние организации распределяют оставшиеся между собой. В таком случае головная компания получает прибыль от управления более мелкими.

Inditex — крупный испанский холдинг. Он управляет несколькими брендами одежды — Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Oysho — и получает с этого прибыль.

Финансово-промышленная группа. Объединение нескольких компаний, в которое обязательно входит банк и промышленное предприятие. Они могут как объединять свои активы, так и действовать как основное и дочерние сообщества.

Роснефть — финансово-промышленная группа, в которую входят заводы и Российский региональный банк развития.

ФПГ создают для упрощения взаимодействия между компаниями в крупных проектах.

Концерн. Финансово-промышленная группа, в которую объединяются с целью получить как можно больше прибыли.

Концерн Volkswagen включает в себя 1500 дочерних компаний, совместных предприятий и партнерств и выпускает автомобили под разными брендами — Volkswagen, Audi, Skoda, Bentley, Bugatti, Porsche, мотоциклы Ducati и другие.

Каждый участник остается самостоятельным, но его деятельность координирует головная компания.

Что важно запомнить

  1. При интеграции можно добавить один элемент к системе, а можно создать новую систему из нескольких разных элементов.
  2. Интеграции бывают трех видов: горизонтальная, вертикальная и смешанная. Какую выбрать — зависит от уровня развития компаний, которые объединяются.
  3. Есть разные формы интеграции компаний, какую выбрать — зависит от поставленных целей и того, какое сотрудничество вам предлагают.
  4. Интегрировать можно также одну программу с другой, так можно создать специальную систему, которая будет отвечать нуждам вашего бизнеса.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости