Компании и предприниматели могут столкнуться с нехваткой какого-то ресурса: людей, денег, времени или сырья. Такую ситуацию называют дефицитом.
Рассказываем, каким бывает дефицит, почему происходит и как с этим справиться.
Виды дефицита
Дефицитным может стать любой ресурс, в котором нуждаются люди или бизнес. Чаще всего бизнес сталкивается с дефицитом:
- бюджета;
- товаров;
- специалистов.
Бюджетный дефицит возникает, когда расходы бизнеса превысили доходы. Например, когда компания планирует годовой бюджет, видит, сколько денег уйдет на зарплаты, аренду, закупку и покрытие обязательств перед контрагентами, а сколько получится заработать на своих товарах или услугах. Если первое выше, чем второе, — можно говорить о дефиците.
ООО «Ромашка» запланировала траты на год: 35 млн рублей. Из них 10 млн рублей уйдет на зарплаты, 20 млн — на закупку сырья для производства товаров и еще около 5 млн — на доставку до покупателя, аренду помещений и коммунальные расходы.
Доход от продажи всех произведенных за год товаров ООО «Ромашка» составит 30 млн рублей.
Дефицит бюджета на год — 5 млн рублей. Чтобы не остаться с долгами в конце года, нужно пересмотреть бюджетную политику или найти деньги на покрытие дефицита.
Чтобы избавиться от бюджетного дефицита, можно отказаться от части расходов или нарастить доходы: поднять цены на товары или услуги, увеличить число продаж либо взять кредит на покрытие расходов.
Бизнес также может привлечь деньги с помощью эмиссии ценных бумаг: акций или облигаций. Выпускать акции могут акционерные общества — АО, а облигации могут выпустить компании любой организационной формы.
Товарный дефицит. Возникает, когда спрос на некий товар превышает предложение. Приводит к росту цены на такой товар или исчезновению товара из свободной продажи.
Преодолеть товарный дефицит можно за счет импорта дефицитных товаров и стимулирования их производства. А чтобы дефицита не случилось, иногда применяют метод заградительной цены — стоимость товара или услуги намеренно завышают в несколько раз, чтобы снизить количество покупателей или клиентов.
Кадровый дефицит. Когда на рынке труда находится меньше специалистов определенной квалификации, чем требуется работодателям. В результате компании готовы платить больше денег, чтобы нанять нужного человека.
Например, в 2023 году в России в дефиците квалифицированные разработчики и другие специалисты ИТ-сферы, поэтому компании тратят значительные суммы, чтобы привлечь и удержать их. Также предприятиям не хватает инженеров и специалистов рабочих профессий.
Чтобы компенсировать нехватку людей, работодатели и государство создают и финансируют образовательные программы для подготовки дефицитных кадров.
Причины дефицита
Дефицит возникает, когда ситуация на рынке резко меняется: возникает повышенный спрос на ресурс, или количество самого ресурса сокращается при сохранении прежнего спроса.
Товарный дефицит, например, может возникнуть на фоне чрезвычайной ситуации, когда товары неожиданно понадобились большому количеству покупателей.
В 2020 году в России возник резкий дефицит медицинских масок из-за пандемии коронавируса. Производители не успевали за спросом, выросшим из-за введения масочного режима и потребительской паники. Это привело к спекулятивной торговле: маски, которые до дефицита стоили в розницу около
4 ₽ , продавались от 40 ₽ и дороже. Ситуация нормализовалась лишь после того, как в страну завезли достаточное количество масок и материала для их производства.
Другая распространенная причина товарного дефицита — ручное управление ценой, когда государство устанавливает максимальную цену на товар ниже, чем он стоит на свободном рынке. В таком случае поставщики могут удерживать товары на складах, чтобы не нести убытки, а покупатели моментально разбирают то, что осталось в продаже. В результате товар быстро пропадает с рынка.
Бюджетный дефицит может быть следствием несбалансированной бюджетной политики — если организация закладывает на расходы больше, чем зарабатывает. Если не устранить запланированный дефицит, это чревато просрочками и накоплением долгов. Долги, в свою очередь, — прямой путь к дефолту и банкротству.
Дефицит кадров может возникнуть по причине оттока специалистов из профессии или за рубеж. На ситуацию на рынке труда влияет также популярность отдельных специальностей и политика государства в сфере образования. Если в школах плохо преподают точные науки, а в вузах нет мест на инженерных специальностях, то через некоторое время в стране возникнет дефицит инженеров: им будет просто неоткуда взяться.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Методы борьбы с дефицитом
Конкретные методы борьбы с дефицитом зависят от его типа. Все они направлены на то, чтобы убрать разрыв между спросом и предложением, увеличивая предложение или снижая спрос.
В случае с товарным дефицитом производители и продавцы повышают цены на товар, чтобы он не исчезал с рынка, но пользовался меньшим спросом, вводят более дешевые аналоги товара или привозят товар извне, если это возможно. Производители также могут увеличивать объемы выпуска товара.
Аналогично решается проблема дефицита кадров. Например, в сфере строительства квалифицированным специалистам могут предложить более высокую зарплату, чем в среднем по стране и отрасли. В то же время на должности низкоквалифицированного персонала могут нанимать трудовых мигрантов, которые готовы получать меньшую зарплату за свои услуги.
Дефицит бюджета можно устранить с помощью ребалансировки — пересмотра доходов и расходов бюджета. Можно сократить расходы, ввести новый налог или сбор, чтобы увеличить доходы, выпустить облигации или взять кредит на покрытие дефицита.
Иногда с дефицитом ничего не делают и просто копят долги. В долгосрочной перспективе это грозит банкротством.
Что важно запомнить
- Дефицит — это когда спрос на какой-то ресурс преобладает над предложением.
- Дефицит может возникнуть по причине несбалансированной бюджетной политики или вследствие резкого изменения ситуации на рынке.
- Затяжной дефицит может привести к кризису: стагнации производства, дефолту и банкротству.
- Чтобы избежать негативных последствий дефицита, нужно восстановить баланс спроса и предложения, например снизить расходы или найти новые источники доходов.