Бизнес-план помогает людям, которые хотят открыть бизнес, спланировать работу, стратегию продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. План нужен, чтобы оформить идею о запуске своего дела в четкий план действий.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план — это документ, в котором описывают, чем бизнес будет заниматься, а также стратегию его развития. Простыми словами — это изложенный на бумаге план того, что нужно сделать для открытия бизнеса и как он будет работать дальше.
В бизнес-плане прорабатывают ответы на важнейшие вопросы для запуска проекта:
- что потребуется для начала работы;
- почему клиенты будут выбирать нас, а не конкурентов;
- какую цену назначить;
- как выбрать ассортимент;
- сколько времени уйдет, чтобы выйти в плюс.
Бизнес-план помогает продумать работу до начала продаж, спланировать ее так, чтобы бизнес смог успешно выйти на рынок.
Виды бизнес-планов
Есть два варианта бизнес-планов: для внутреннего и внешнего пользования.
Внутренний бизнес-план. Этот документ полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. В бизнес-план вносят всю полезную информацию — даже секретную или неприятную.
Внешний бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Он существенно короче: в него включаю только ключевую информацию, цифры и выводы. Инвестор или банк легче дадут деньги, если увидят, что владелец бизнеса внимательно проанализировал рынок, просчитал экономику и точно знает, как на этой идее можно заработать.
Как составить бизнес-план
Бизнес-план нужно писать так, чтобы он был удобен руководителю. Вот какие разделы можно включить в документ:
- Резюме или титульный лист — краткое описание проекта. На нем указывают ключевые цифры и чем бизнес будет заниматься.
- Дорожная карта — план по запуску проекта со сроками работы над каждой задачей. Это поможет не растягивать запуск надолго.
- Анализ рынка и конкурентов — в каком состоянии рынок, каков его объем. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в городе запуска.
- Продукт и его преимущества, особенности — в чем конкурентные преимущества, почему клиенты будут выбирать ваш товар, а не другой.
- Описание бизнес-процессов — как будет устроена работа, сколько потребуется сотрудников, что будет входить в их обязанности.
- Расходы на запуск и ведение бизнеса — подсчет всех затрат, которые нужно сделать, чтобы совершить первую продажу.
- Маркетинговая стратегия — как бизнес намерен продвигаться, через какие каналы, и какая часть дохода будет уходить на маркетинг.
- Организационно-правовая форма, налоговый режим.
- Финансовый план — подсчет постоянных и переменных расходов, которые бизнес будет нести во время работы. Лучше построить финмодель: примерный прогноз доходов и расходов на первый год работы.
- Риски — важно продумать их заранее, чтобы руководитель был готов к нештатным ситуациям.
Этот список — необязательный, но он охватывает все аспекты бизнеса, о которых стоит подумать перед запуском.
Инструменты бизнес-планирования
Написать весь бизнес-план из головы не получится. Чтобы план был полезным, в тексте нужно опираться на аналитику. Есть три базовых инструмента, которые помогут предпринимателю написать бизнес-план.
Готовые анализы рынка — это поможет определить конкурентов, потенциальных клиентов и тренды на рынке. После изучения этих данных станет понятно, какие продукты или услуги будут востребованы на рынке и как можно выделиться среди конкурентов.
SWOT-анализ — оценка сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз на рынке. Это поможет выделить преимущества перед конкурентами и спрогнозировать риски.
PEST-анализ — анализ внешних факторов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на будущее бизнеса.
Что важно запомнить
- Бизнес-план — это документ, в котором пошагово прописывают этапы создания бизнеса, а также стратегию его развития.
- Такой документ помогает спланировать работу: продумать концепцию, рассчитать расходы и спрогнозировать доходы.
- Бизнес-план должен быть удобным для руководителя. Руководитель может добавлять в него разделы, которые он считает нужными.