Актуальное

Как предпринимателю обезопасить свои доходы.

Как обезопасить свои доходы.

Читать →
Подпишитесь на телеграм

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Глоссарий Редактор: Виктория Слепчевич

Себестоимость

Затраты бизнеса на создание и реализацию продукта

Себестоимость — важный показатель для бизнеса. С ее помощью можно оценить рентабельность компании, определить ценовую политику и понять, где что-то работает неэффективно.

Где бизнес теряет деньги: операционные расходы

Оценивать себестоимость нужно производителю, и тому, кто занимается перепродажей товаров, оказывает услуги или выполняет работы.

Как рассчитать себестоимость — зависит от особенностей бизнеса. У разных компаний разные сферы деятельности, индивидуальные затраты и так далее. Но чем больше бизнес, тем больше переменных, а значит — сложнее рассчитать себестоимость. Поэтому в статье разберем базовые детали, которые важно знать бизнесу про себестоимость.

Что включают в себестоимость

При расчете себестоимости можно учитывать только прямые затраты или прямые и косвенные.

Прямые затраты — все, что бизнес расходует, когда производит изделие, перепродает товар, оказывает услугу или выполняет работы. К примеру, швея создает свадебные платья на заказ. В стоимости одного изделия она учитывает ткань, бусины, нитки, электричество — она тратит его, чтобы сшить платье, и так далее. А для продавца товаров из Китая прямыми затратами станут деньги, потраченные на закупку товара, его доставку и продажу на маркетплейсе. Чтобы не запутаться, важно помнить: прямые затраты — это все, что бизнес потратил непосредственно на производство своего продукта.

Косвенные затраты — расходы, которые не идут напрямую на производство продукта, но участвуют в «жизнедеятельности» бизнеса. Например, для швеи это может быть упаковка для платьев, траты на доставку, налоги ИП. А для продавца товаров из Китая — реклама в социальных сетях, хранение на складе и другие.

Себестоимость с учетом косвенных затрат всегда выше, чем только с прямыми. Об этом нужно помнить при расчетах и оценке бизнеса. Прямые и косвенные затраты каждый производитель определяет для себя самостоятельно.

Что еще важно помнить: себестоимость — величина непостоянная. На нее многое влияет, например изменение цены на материалы, рост затрат на рекламу или тарифов на электричество. Поэтому стоит регулярно пересчитывать себестоимость: раз в месяц, квартал или полгода — в зависимости от вида бизнеса. Например, швея может оценивать себестоимость раз в месяц, а большое трубопрокатное производство — раз в квартал, в момент, когда закупает сырье.

Как оценить прибыльность единицы товара

Как посчитать себестоимость

Есть много методов расчета себестоимости со сложными названиями и еще более сложными формулами: например, позаказный и попередельный. Такие методы чаще всего используют крупные производства. Объемные расчеты лучше поручить бухгалтеру — их в статье рассматривать не будем.

Как посчитать точку безубыточности бизнеса

Вместо этого собрали несколько упрощенных формул, которые помогут небольшому бизнесу оценить свою эффективность: рассчитать сокращенную и полную себестоимость.

Сокращенная себестоимость. Самая простая формула — сумма с учетом только прямых затрат:

Расчет сокращенной себестоимости

Она подойдет для первоначальной оценки совсем небольшого бизнеса. Давайте посмотрим на примере производства товара:

Швея потратила на закупку тканей, стекляруса и других составляющих 50 000 ₽, а сшила 10 платьев.
50 000 ₽ / 10 шт. = 5000 ₽ — сокращенная себестоимость одного свадебного платья.

Эту сумму можно считать приблизительной. Для того чтобы понять более реалистичную картину, можно рассчитать полную себестоимость.

Полная себестоимость. Ее считают по формуле:

Полная себестоимость товара: формула

В подсчете учитывают прямые и косвенные затраты. По этой формуле суммируют:

  1. Материалы и сырье — например, ткани, нитки, бусины.
  2. Потраченные в производстве полуфабрикаты — например, затраты на упаковку: коробки, ленты и т. д.
  3. Расходы на электроэнергию и топливо — например, за электричество швея заплатила 700 ₽ в декабре.
  4. Зарплата персонала — если швея откроет свой шоурум, то она будет оплачивать работу продавца.
  5. Зарплата административно-управленческого персонала — в шоуруме обязательно будут работать кассир, уборщик и, к примеру, курьер.
  6. Амортизация техники — швейные машинки с каждым месяцем использования теряют в цене, это также можно заложить в себестоимость.
  7. Страховые взносы на сотрудников при выплате заработной платы.
  8. Прочие производственные расходы — например, если нужно будет сертифицировать продукцию.
  9. Сбытовые расходы — например, продвижение в социальных сетях, реклама у видеоблогеров.
  10. Транспортные расходы — например, швея самостоятельно привозит платье своей клиентке на такси или тратит деньги на бензин для своей машины.
  11. Прочие сбытовые расходы.

Не обязательно, что у каждого бизнеса будут все эти расходы. Постоянные и косвенные затраты у каждого производителя свои.

Прямые и косвенные затраты для целей налогообложения

Давайте представим, какие расходы могут быть у швеи из примера:

  1. Материалы и сырье — 45 000 ₽ на ткани.
  2. Потраченные в производстве полуфабрикаты — 5000 ₽ на упаковку с лентами и стеклярус.
  3. Топливно-энергетические расходы — 700 ₽ на электроэнергию.
  4. Транспортные расходы — 10 000 ₽ на бензин и доставку платьев покупательницам.
  5. Сбытовые расходы — 20 000 ₽ на рекламу в Инстаграме.

В итоге получается такая сумма: (45 000 ₽ + 5000 ₽ + 700 ₽ + 10 000 ₽ + 20 000 ₽) / 10 платьев = 8070 ₽ — полная себестоимость одного свадебного платья.

Полная себестоимость достаточно сильно отличается от сокращенной — 5000 ₽ против 8070 ₽. В случае швеи это не так критично: наценка на свадебные платья довольно высока. Но в случае производства, где наценка небольшая, это может плохо отразиться на выручке и бизнес уйдет в минус.

Как снизить себестоимость

Для этого можно попробовать уменьшить затраты на одном или нескольких этапах производства. Что может сделать швея:

  1. Снизить производственные затраты: например, найти нового поставщика ткани, а для этого промониторить рыночные цены. Может быть, появился новый поставщик, который предлагает более приятную цену. Кроме того, можно рассмотреть варианты более «хитрых» закупок: найти поставщика, например, из Китая — его цена может быть совсем низкой и выгодной даже с учетом логистики.
  2. Расширить ассортимент: добавить новые позиции, которые будут проще в производстве, но на которых также можно заработать. Например, начать шить короткие и минималистичные платья только для тех, кто планирует просто расписаться в загсе.
  3. Увеличить объемы производства: если у швеи есть статус ИП, она может нанять помощницу. В этом случае может быть выгоднее делиться выручкой, но при этом шить больше платьев.
  4. Автоматизировать часть работы: завести CRM, где будут учитываться все заказы, чтобы уменьшить количество времени на самостоятельное ведение дел.

Это основные способы, которые может использовать небольшой бизнес, чтобы попробовать снизить себестоимость.

Что важно запомнить

  1. Себестоимость — все расходы на производство товара или услуги. Она помогает понять, прибыльна ли компания и эффективно ли работает производство.
  2. Небольшое производство может рассчитывать себестоимость с помощью упрощенных формул. Бизнесу, у которого много переменных — сотрудники, филиалы, разная продукция и так далее, — лучше передать все подсчеты бухгалтеру.
  3. Себестоимость может быть сокращенной, когда считают расходы на создание товара, и полной — когда учитывают и косвенные затраты: рекламу, упаковку, налоги. Любому бизнесу стоит рассчитать полную себестоимость: в этом случае картина более наглядная, чем при подсчете сокращенной.
  4. Полная себестоимость может оказаться значительно выше сокращенной — это стоит учитывать отраслям, где наценка обычно невысокая, иначе бизнес может уйти в минус.

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

[popup_uchebnik_ip]

[popup]