На старте бизнеса часто возникают проблемы: не хватает опыта, денег или технологий. Руководитель может самостоятельно решать проблемы и учиться на своих ошибках. А может обратиться к специалистам, которые помогли десяткам стартапов преодолеть те же трудности. Найти подходящих экспертов можно в акселераторах.
Что такое акселератор
Акселераторы — это организации или программы, которые помогают стартапам повысить эффективность работы и быстрее выйти на рынок. С помощью акселератора можно:
- получить инвестиции;
- доработать стратегию развития;
- обучиться маркетингу, продажам, работе с командой;
- получить контакты потенциальных партнеров, клиентов, поставщиков, инвесторов.
Обычно эксперты в акселераторах — бизнес-консультанты и успешные предприниматели, которые запустили несколько проектов. За свою помощь они могут попросить небольшую долю компании, например 7%. Иногда вдобавок к доле акселератор получает опцион на покупку дополнительных акций со скидкой, то есть может докупить еще часть компании. Еще акселератор может получить право участвовать в принятии ключевых решений стартапа.
Участие в акселераторе не гарантирует успеха. Но это повышает шансы на выживание бизнеса. Исследователи Университета Ксавьера в Луизиане выяснили, что стартапы, которые прошли программы акселераторов, имеют на 26% больше шансов выжить в первые два года, чем другие новые компании.
Чем акселератор отличается от бизнес-инкубатора
Акселераторы обычно работают со стартапами, у которых есть MVP — минимально жизнеспособный продукт. На этом этапе у бизнеса уже сформирована команда, налажены основные процессы и, возможно, есть первые продажи. В основном акселераторы фокусируются на обучении и развитии команды, поиске инвестиций и партнеров.
Совсем молодым стартапам больше подойдут бизнес-инкубаторы. К ним можно идти, если у команды есть идея, но не хватает денег или технических возможностей, чтобы воплотить ее и сделать хотя бы базовый продукт. Инкубаторы могут предоставить офисные помещения, оборудование и другие ресурсы для старта бизнеса.
Как работают акселераторы
Критерии отбора стартапов в акселератор могут немного отличаться в зависимости от конкретной программы, но есть несколько факторов, на которые обычно обращают внимание:
- Рынок. Акселераторы ищут стартапы, которые решают реальные проблемы на большом рынке. Если стартап потенциально решает проблемы лишь небольшого количества людей, работать с ним не будут.
- Команда. Эксперты оценивают опыт, навыки и мотивацию основателей, а также их способность работать вместе и решать сложные задачи.
- Продукт. Важно, чтобы стартап уже продумал, что будет продавать и как продукт будет работать на рынке.
- Финансовая устойчивость. Стартап должен быть финансово стабилен и способен покрыть свои расходы.
Некоторые акселераторы работают со стартапами в определенных сегментах либо из конкретного региона. Часть акселераторов готовы работать даже с начинающими компаниями — как бизнес-инкубаторы. Другие сотрудничают только со взрослым, стабильным бизнесом. Обычно условия прописаны на сайтах
Для участия в акселераторе необходимо подать заявку на сайте программы: заполнить анкету, представить информацию о своем бизнесе и команде. Команда акселератора оценит заявки и выберет наиболее перспективные проекты.
Стоит обратить внимание на то, какие услуги предоставляет акселератор и насколько они соответствуют потребностям бизнеса. Например, если нужна помощь в маркетинге или продажах, лучше выбирать акселераторы, которые специализируются на этих областях.
После отбора начинается обучение команды. Акселератор помогает компании определить цели, выстроить стратегию, разрабатывает план действий и контролирует его выполнение.
Обычно программа акселератора длится от пары месяцев до полугода. В этот период акселераторы проводят регулярные встречи с участниками, чтобы обсудить прогресс и возникшие проблемы.
Что важно запомнить
- Акселераторы помогают стартапам быстрее развиваться: получить инвестиции, повысить эффективность руководителей, найти полезные контакты.
- За помощь компания-акселератор обычно получает небольшую долю в стартапе.
- Акселераторы работают со стартапами, у которых уже есть готовый продукт, хотя, возможно, и недоработанный.
- Акселератор, как и обычные инвесторы, соглашается работать только со стартапами, которые он сочтет перспективными. Акселератор может отбирать проекты по региону или сфере работы.