Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое бизнес-инкубаторы и как они помогают бизнесу


Даже на уровне идеи стартап может стать резидентом бизнес-инкубатора и быстрее масштабировать свой проект


Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Максим Слесарев

Максим Слесарев

Директор бизнес-инкубатора МГИМО

Татьяна Эсман

Татьяна Эсман

СЕО Organic Works

Поделиться

Начинающий предприниматель решил разработать социальную сеть для владельцев домашних животных «Пушистые компаньоны». Пользователи платформы могут создавать профили своих питомцев, делиться информацией об уходе и воспитании, общаться с другими владельцами и ветеринарами. Пушистым компаньонам нужны были деньги, чтобы разработать и продвигать соцсеть. Поэтому стартап обратился в бизнес-инкубатор, который помог привлечь первых пользователей и инвестиции.

В статье расскажем, как бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям коммерциализировать идею или, наоборот, от нее отказаться.

Что такое бизнес-инкубатор

Бизнес-инкубатор — организация, которая предлагает стартапам бесплатные программы поддержки и развития. В инкубатор можно прийти с прототипом продукта или просто идеей — все зависит от требований организации.

Так, российский производитель экологичной бытовой химии Synergetic начал свое развитие в Нижегородском бизнес-инкубаторе в 2011 году. Компания запустила производство через два года — первым продуктом бренда стало средство для мытья посуды. Сейчас Synergetic производит 1400 тонн моющих средств в месяц.

Кто и для чего создает бизнес-инкубаторы

Бизнес-инкубаторы находятся на обеспечении государства. У инкубаторов социальная функция — государство их поддерживает, так как их резиденты генерируют выручку, платят налоги и создают рабочие места. По этим причинам бизнес-инкубаторы не претендуют на прибыль, которую получают стартапы, и не оказывают им финансовую поддержку самостоятельно, а только помогают привлечь инвестиции.

«По своей задумке бизнес-инкубатор — способ государства стимулировать развитие бизнеса. Проекты получают комплексную поддержку компетентной команды, методика работы с проектом позволяет уберечь фаундера от типичных ошибок, и в результате проекты растут быстрее.

Бывает и так, что существование заявленной проблемы не подтвердилось. Тогда задача инкубатора — или помочь понять, где еще возможно применить данную технологию, или обратить внимание команды на другие проблемные области, которые данная команда может попробовать решить».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Виды бизнес-инкубаторов

В зависимости от своей структуры и целей бизнес-инкубаторы бывают нескольких видов:

  • инновационные;
  • производственные;
  • классические;
  • академические, или университетские.

Инновационные. Поддерживают бизнес, в основе которого лежит инновационный продукт или технология. Такие бизнес-инкубаторы в большинстве случаев работают на базе научных центров и исследовательских институтов, потому что их резидентам необходим доступ к лабораториям и научным базам.

Производственные. Работают со стартапами, которые производят какие-либо товары. Подобные инкубаторы помогают предпринимателям найти поставщиков сырья, изготовить образцы товара, заключить контракты с первыми заказчиками.

Классические. Ориентированы на общую поддержку малого бизнеса разной направленности. Предоставляют начинающим предпринимателям офис, консультации, менторство и контакты инвесторов.

Академические, или университетские. Такие инкубаторы часто являются структурными подразделениями вузов и выполняют специфическую функцию профориентации студентов. Они помогают студентам и выпускникам с коммерциализацией их бизнес-идей. Университетские инкубаторы обеспечивают стартапы доступом к лабораториям, экспертам из разных сфер бизнеса, инвесторам.

Как бизнес-инкубатор помогает стартапу

Помощь инкубатора направлена на то, чтобы ускорить развитие проекта. Бизнес-инкубаторы консультируют по экономическим и юридическим вопросам, предоставляют помещение, помогают привлечь инвестиции. Например, могут подсказать, какие ошибки не допустить бизнесу.

«Я проходила программу бизнес-инкубатора МГИМО параллельно с учебой. Наш инкубатор вел нас от сырой идеи до минимально жизнеспособного продукта. По нашим запросам приглашали специалистов из различных сфер — юристов, специалистов по финансовым моделям, недвижимости. Нам устраивали встречи с действующими предпринимателями. Каждую субботу мы встречались с другими резидентами, оттачивали elevator pitch и делились друг с другом результатами».

Татьяна Эсман

Татьяна Эсман

СЕО Organic Works

Обычно бизнес-инкубатор предоставляет стартапу:

  • льготную аренду;
  • консалтинговые услуги;
  • помощь в привлечении инвестиций;
  • маркетинговые и рекламные услуги;
  • менторскую поддержку;
  • поиск единомышленников и команды.

Льготная аренда. Бизнес-инкубаторы сдают начинающим предпринимателям помещения — офисы и переговорные комнаты — за минимальную арендную плату на весь период инкубации. Как правило, они располагаются по адресу регистрации бизнес-инкубатора. В некоторых организациях льготная аренда будет с повышающим коэффициентом. Например, в первый год инкубации стартап платит 15—25% от рыночной стоимости аренды, на второй год — 50%, на третий — 75%. Дальше стартап должен начать что-то продавать и оплачивать себе офис по рыночной цене.

«У нас аренда примерно на 20% дешевле рыночной стоимости по Санкт-Петербургу с учетом дополнительных услуг, которые в нее включены. Преимущество для молодой команды в данном случае — на льготных условиях стартап получает комплексное решение. Мы предоставляем стартапам офисы, мебель, клининг, интернет и переговорные комнаты, а также услуги офис-менеджера для их заказчиков и партнеров. Это позволяет командам сконцентрироваться на том, что действительно важно — на работе над сутью проекта».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Консалтинговые услуги. Не каждый стартап может позволить себе консультации маркетологов, юристов или риелторов. Эксперты бизнес-инкубатора могут изучить договоры и объяснить, насколько правомерными и обоснованными являются условия партнеров по бизнесу. Кроме того, бизнес-инкубатор помогает стартапам с составлением бизнес-плана, оценкой финансовых рисков, определением конкурентных преимуществ.

«Наша программа включает интенсивные тренинги, на которые мы приглашаем внешних практиков. Например, патентного поверенного, который рассказывает, как зарегистрировать товарный знак.

После тренингов идет индивидуальная работа. Каждую неделю-две мы проводим стратегические сессии с резидентами, на которых смотрим, что препятствует дальнейшему росту бизнеса и как мы можем помочь. Помощь может быть разной. Например, проект говорит, что ему нужен логотип. Мы ему помогаем с разработкой, у нас есть свои дизайнеры».

Максим Слесарев

Максим Слесарев

Директор бизнес-инкубатора МГИМО

«Одной из важнейших ценностей нашего бизнес-инкубатора являются консультации. Инвестиционное направление наиболее популярное. На рынке много консалтинговых компаний, которые предлагают инновационному бизнесу подобные услуги. Частное консалтинговое агентство готовит заявку на грант примерно за 150 тысяч рублей плюс комиссионные в случае выигранного гранта — обычно это 10% от выделенной суммы. Таким образом, на консалтинг может уходить до четверти гранта. Мы же помогаем писать заявки, и это входит в работу с проектами в рамках программы „Резидентура“».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Помощь в привлечении инвестиций. У бизнес-инкубаторов есть контакты с инвесторами, венчурными фондами и бизнес-ангелами. Инкубатор помогает резидентам разработать убедительный бизнес-план и презентовать его инвесторам, а еще составить заявку на получение государственных субсидий и грантов.

Например, стартап разработал софт, который может пригодиться в работе другому бизнесу. Инкубатор связывается с компаниями, которые ищут себе новые технологии и могут протестировать разработку стартапа, а потом и вовсе купить его продукт.

«Важнейшая задача проекта на стадии seed — привлечение инвестиций, поскольку на данной стадии важно найти product-market fit, и на это требуются значительные средства. Это крайне важный этап, так как именно соответствие продукта рынку и позволит компании быстро вырасти в будущем».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Маркетинговые и рекламные услуги. Инкубатор помогает с минимальными издержками изучить своего клиента, протестировать каналы продвижения, разработать стратегию запуска. С помощью бизнес-инкубатора стартап может с минимальными затратами доработать свой продукт перед выходом на рынок, чтобы потом максимально вложиться в маркетинг.

Менторская поддержка. Менторами обычно становятся опытные предприниматели, инвесторы, отраслевые эксперты. Они добровольно участвуют в программе менторства и могут предоставить стартапам доступ к своей сети контактов. Еще, к примеру, могут оценить бизнес-идею и помочь избежать распространенных ошибок.

«У нас хорошо работает нетворкинг. Если резидент хочет выйти, например, на рынок рестораторов, тогда мы сводим его с успешным выпускником МГИМО, который занимается ресторанным бизнесом».

Максим Слесарев

Максим Слесарев

Директор бизнес-инкубатора МГИМО

«У нас сформирован менторский клуб, куда входит более 300 нишевых экспертов-практиков или ЛПР крупных компаний, например, из Yandex Cloud, MTS StartUp Hub, VK Cloud. Они бесплатно консультируют проекты наших резидентов, помогают им в решении различных задач. Помимо консультаций, ментор может способствовать пилотированию продукта, продажам, привлечению инвестиций».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Поиск единомышленников и команды. У стартапа может не быть укомплектованной команды и денег, чтобы ей платить. Поэтому инкубаторы привлекают студентов на практику, и они работают в стартапе в обмен на опыт.

Чем бизнес-инкубатор отличается от акселератора

Бизнес-инкубатор и акселератор — похожие по смыслу организации, иногда они пересекаются в рамках гибридных программ. Ключевое различие в том, что акселератор работает с бизнесом, у которого уже есть первые продажи. Акселератор помогает стартапам с финансированием, масштабированием и выходом на новые рынки. В обмен на помощь акселераторы получают долю в бизнесе своих резидентов, опционы или право влиять на ключевые решения в компании.

«Задача, чтобы из ничего появился проект, — это про инкубатор. Акселератор же работает с востребованным бизнесом, отбирает потенциально успешные проекты и вкладывает в них деньги. Цель акселератора — извлечение прибыли. Инкубатор никогда не инвестирует в проекты резидентов и не входит в долю».

Максим Слесарев

Максим Слесарев

Директор бизнес-инкубатора МГИМО

Отличия бизнес-инкубатора от акселератора
Бизнес-инкубаторАкселератор
Не инвестирует в стартапыИнвестирует в стартапы
Работает безвозмездноБерет долю в проекте за свои услуги — 7% или менее
Инкубация в среднем длится 33 месяцаАкселерация длится от 3 месяцев
Помогает стартапам на самых ранних стадияхРаботает с компаниями на стадии MVP и выше

Условия сотрудничества с бизнес-инкубатором

У каждого бизнес-инкубатора свои условия сотрудничества. Чаще всего встречаются такие требования к резидентам:

  1. Прошло не более одного года с момента основания компании.
  2. Стартап входит в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с крупными компаниями инкубаторы не работают. Как попасть в реестр МСП.
  3. Если это внутриуниверситетский инкубатор, нужно быть студентом или выпускником этого вуза.
  4. Стартап должен быть зарегистрирован на территории субъекта, где находится инкубатор. Потому что инкубатор финансируется из бюджета города, региона или области.
  5. Инкубаторы не работают с бизнесом, который связан с алкоголем и табаком, азартными играми и оборонной промышленностью.

Участие в бизнес-инкубаторе часто бесплатное или стоит символических денег. Резидентов к нему ничего не привязывает, кроме мотивации. Стартап в любое время может покинуть организацию.

«Стоимость программы „Резидентура“ в нашем инкубаторе — 2800 или 4800 ₽ в месяц. Если потребность стартапа в консалтинге незначительна, так как для фаундера это уже не первый проект, но он хочет участвовать в закрытых мероприятиях, он платит 2800. Если резидент планирует плотно работать в области консалтинга, пользоваться коворкингом, подаваться на грант — платит 4800. Эта сумма посильна даже небольшим начинающим проектам».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Где искать бизнес-инкубаторы и как выбрать подходящий

Бизнес-инкубаторы традиционно создаются на базе институтов, поэтому можно просматривать сайты научно-технических и образовательных учреждений региона. Если при вузе работает инкубатор, информация о нем будет на сайте учреждения.

Кроме того, работает федеральная сеть центров поддержки бизнеса «Мой бизнес». Многие региональные бизнес-инкубаторы — часть этой сети. В каждом субъекте страны есть такой центр поддержки малого и среднего бизнеса.

Собрали небольшой список бизнес-инкубаторов, которые работают в разных регионах России.

Бизнес-инкубаторы для начинающих предпринимателей
НазваниеРегион
Бизнес-инкубатор МГИМОМосква
Бизнес-инкубатор технопарка СтрогиноМосква
ИнгрияСанкт-Петербург
Бизнес-инкубатор Новосибирского АкадемгородкаНовосибирск
ИмпульсПенза
Нижегородский инновационный бизнес-инкубаторНижний Новгород
Бизнес-инкубатор РМЭЙошкар-Ола
Красноярский городской бизнес-инкубаторКрасноярск
Псковский бизнес-инкубаторПсков
Бийский бизнес-инкубаторБийск
Республиканский бизнес-инкубатор БурятииУлан-Удэ
Чувашский республиканский бизнес-инкубаторЧебоксары
Бизнес-инкубатор технопарка ТюмениТюмень
Бизнес-инкубатор LIFTАстрахань
Бизнес-инкубатор ИТ-парка г. Набережные ЧелныНабережные Челны
Омский региональный бизнес-инкубаторОмск
ИТ-инкубатор «Футурама»Мурманск
АНО «Бизнес-центр „Юг Башкортостана“»Салават
Бизнес-инкубатор Саратовской областиСаратов
Екатеринбургский центр развития предпринимательстваЕкатеринбург
Технопарк-МордовияСаранск
Вологодский бизнес-инкубаторВологда
Инновационный технопарк «Идея»Казань

Главные критерии оценки бизнес-инкубатора — количество реализованных стартапов и их «выживаемость». Важно, получилось ли у предпринимателей развить бизнес дальше, после того как они вышли из-под опеки инкубатора.

Как стать резидентом бизнес-инкубатора

Чтобы попасть в бизнес-инкубатор, надо пройти конкурс. Как правило, он состоит из двух этапов:

  1. Подача заявки.
  2. Презентация проекта.

Подача заявки. Бланк заявки можно найти на сайте бизнес-инкубатора. Заполнять анкету нужно внимательно — это пропуск на следующий этап. Инкубаторы при университетах обычно проводят набор дважды в год. Например, бизнес-инкубатор МГИМО принимает заявки каждый семестр — до 5 октября и до 15 марта. А отбор в бизнес-инкубатор «Ингрия» происходит постоянно.

«Обычно за семестр поступает 60—70 заявок, из них отбираем 75%. Смотрим, насколько человек мотивирован. На презентации проекта надо доказать, что идея нужная и потенциально прибыльная».

Максим Слесарев

Максим Слесарев

Директор бизнес-инкубатора МГИМО

«В заявке проект должен рассказать про свой продукт, на какой стадии он сейчас находится — прототип или есть первые продажи, — как предполагает развиваться дальше. Обязательно указать, какая помощь нужна от инкубатора. Мы не берем проекты, если понимаем, что не сможем оказать им необходимую помощь.

Получив заявку, мы внимательно ее изучаем и принимаем коллегиальное решение. Бывает так, что по каким-то проектам нам нужна дополнительная экспертиза: в таких случаях мы приглашаем для участия в оценке проекта эксперта из менторского клуба».

Евгения Бжицкая

Евгения Бжицкая

Руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия»

Этапы отбора в бизнес-инкубатор МГИМО. Источник

Презентация проекта. Когда инкубатор одобрил заявку, он приглашает стартап на очную встречу. Экспертный совет оценивает проект и принимает решение, брать его в инкубатор или нет. Обычно надо доказать перспективность своего продукта. У стартапа с инновационной идеей больше шансов стать резидентом.

Например, стартап «Меджитал» придумал и разработал проект голографической навигации для хирургов. Разработка с использованием технологий дополненной реальности упрощает врачам принятие решений в момент операции. Стартап прошел инкубацию в санкт-петербургском бизнес-инкубаторе «Ингрия» и вышел на рынок. Сейчас технологию Меджитал используют в медицинских центрах.

Главное

  1. Бизнес-инкубатор помогает стартапам на начальном этапе бизнеса — льготной арендой, консалтингом, рекламой. Бизнес-инкубатор не дает деньги своим резидентам, но помогает с поиском инвесторов.
  2. Чтобы стать резидентом бизнес-инкубатора, в первую очередь стартап должен доказать состоятельность своего проекта.
  3. Найти бизнес-инкубатор можно в разных регионах России. Можно просматривать сайты научно-технических и образовательных учреждений региона, а также центров поддержки малого и среднего бизнеса.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше
Бизнес с нуля

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе

Юля Майорова
Юля Майорова

Вы бы обратились в бизнес-инкубатор? Если нет, то почему?


Больше по теме