Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как бизнесу вести кадровый учет


Кадровый учет должен вести любой бизнес с сотрудниками. Иногда такую работу поручают бухгалтеру, если он не против. Для этого ему нужно знать Трудовой кодекс РФ и уметь работать с кадровыми документами.

Статья будет полезна любым специалистам, которые ведут кадры. В ней собрали самое важное о кадровом учете: нормативку, которую стоит изучить, шаблоны документов для работы и список отчетности, которую кадровику нужно сдавать.

Что такое кадровый учет

Кадровый учет иногда называют «кадровое делопроизводство» — это документальное оформление всех этапов трудовых отношений с работником. Например, прием на работу, перевод и увольнение, командировки, отпуска, больничные, учет рабочего времени.

Кадровик оформляет сотрудника приказом о приеме на работу. Сейчас приказ можно не составлять, достаточно подписать трудовой договор

Зачем нужен кадровый учет

Кадровый учет нужен бизнесу, чтобы регламентировать отношения с работниками, сообщать им об условиях работы и их изменении так, как этого требует закон. Это поможет подстраховаться на случай конфликтных ситуаций.

Еще кадровый учет нужен, чтобы отчитываться:

  • в социальный фонд — СФР;
  • в налоговую;
  • в главное управление по вопросам миграции, ГУВМ, МВД — подавать сведения о сотрудниках-иностранцах;
  • в региональную службу занятости — сообщать, например, о сокращении штата;
  • в военкомат.

Вести кадровый учет должны и компании, и индивидуальные предприниматели с сотрудниками, даже если работает всего один человек.

Кто ведет кадровый учет на предприятии

В крупных компаниях кадровым документооборотом обычно занимается специальное подразделение — отдел кадров.

Отделы кадров подбирают специалистов, ведут кадровый учет, иногда занимаются укреплением HR-бренда — создают привлекательный образ компании среди потенциальных сотрудников.

По закону такой отдел компания создавать не обязана. Малый бизнес может поручить кадровую работу бухгалтеру — по согласованию с ним. Главное, правильно это оформить:

  1. Получить письменное согласие от бухгалтера на выполнение дополнительной работы по другой должности — ч. 1, 2 ст. 60.2 ТК РФ.
  2. Оформить приказ руководителя на совмещение должностей.
  3. Оформить допсоглашение к трудовому договору бухгалтера, где нужно прописать содержание и объем дополнительной работы, срок, в течение которого работник будет ее выполнять, и размер вознаграждения.

Если бухгалтер не согласен вести кадровый учет и это не входит в его обязанности по трудовому договору или должностной инструкции, заставить его нельзя.

Какие нормативные документы нужны для кадрового учета

Кадровик оформляет прием сотрудника на работу и увольнение. Еще нужно разрабатывать локальные нормативные акты: например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об обработке персональных данных работников. Также кадровику могут поручить вести воинский и миграционный учет. Собрали в таблице ссылки на полезные документы.

Нормативные документы для кадрового учета
Что содержитНормативный документ
Общие правила ведения кадрового учета
Унифицированные формы документов для учета труда и его оплаты — не обязательны, но их используют
Общие требования к оформлению документов
Работа с персональными данными работников
Ведение воинского учета, права и обязанности руководителей и ответственных лиц в области воинского учета
Оформление труда работников-иностранцев
Хранение кадровых документов

Что должен знать и уметь сотрудник, который ведет кадровый учет

Кроме нормативной базы для ведения кадрового учета кадровик должен знать и уметь работать:

  • в специальных программах для автоматизации делопроизводства, например в 1С:ЗУП;
  • сервисах электронного кадрового документооборота — ЭКД, например в Диадоке;
  • сервисах по сдаче отчетности через интернет, например в Экстерне.

«Базовые сервисы в моей работе — это 1С и система кадрового электронного документооборота — HRlink. Но доступных программных инструментов для работы с кадровым документооборотом сейчас намного больше. Теперь те операции, которые приходилось выполнять вручную, можно сделать в программе за пару шагов и свести риск потери документов к минимуму.

Дополнительную информацию ищу на специализированных ресурсах, например в сервисах Главбуха, на сайте „Бухгалтерия.ру“ или Контура. Для меня наиболее полезный инструмент — наглядная практика, мнения от других экспертов».

Ольга Осипова

Ольга Осипова

Административный директор коммуникационного агентства iTrend

Аватар дайджеста

Рассылка для бухгалтеров

Важные новости, разборы законов и советы для бухгалтеров, которые хотят упростить себе работу и больше зарабатывать. Отправляем раз в две недели

Аватар дайджеста

Чем занимается кадровик

Сотрудник, который ведет кадровый учет:

  • работает с документами — ведет личные дела сотрудников, табели учета рабочего времени, составляет штатное расписание, оформляет приказы, должностные инструкции, больничные и командировки. Для этого взаимодействует с сотрудниками других отделов — например, с юристами;
  • собирает и хранит сведения о сотрудниках: ФИО, даты рождения, контакты, должности, размер зарплаты;
  • взаимодействует с контролирующими ведомствами — отправляет им уведомления и отчеты.

«Я — директор, раньше сама вела и бухгалтерию, и кадры. Оформляла на работу: составляла приказы, договоры, должностные инструкции, согласие на обработку персональных данных; начисляла и выплачивала зарплату, отпускные, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. С ростом компании кадровую работу делегировала другим сотрудникам».

Ольга Толкачева

Ольга Толкачева

Директор ООО «Вектор»

«Как административный директор, я нахожусь на стыке бэк-офиса и операционной деятельности компании. Поэтому совмещаю много задач: руковожу бухгалтерией, курирую документооборот с нашими клиентами и подрядчиками, договариваюсь с партнерами, управляю кадрами. Для меня важно не только быть руководителем, но и сохранять профессиональные навыки, например оформление трудовых договоров, прием сотрудников на работу».

Ольга Осипова

Ольга Осипова

Административный директор коммуникационного агентства iTrend

Пример вакансии бухгалтера — специалиста по кадрам с сайта hh.ru

Какие документы оформляют по кадровому учету

Список документов зависит от размера бизнеса и сферы его деятельности. Есть обязательные кадровые документы — их должны вести все. Есть факультативные — их ведут по желанию. Дальше расскажем о документах, обязательных для большинства работодателей.

Обязательные кадровые документы
Оформляют для всехПодписывают и ведут для каждого сотрудника
Правила внутреннего трудового распорядка
Трудовой договор
Положение о работе с персональными данными
Согласие на обработку персональных данных
График отпусков
Трудовая книжка
Табель учета рабочего времени

Трудовые договоры составляют на бумаге в двух экземплярах, когда принимают сотрудника в штат. Один хранится у работодателя, другой — у сотрудника. Как составить трудовой договор и какие пункты в нем должны быть — рассказали в отдельной статье.

Правила внутреннего трудового распорядка — ПВТР. Документ регулирует отношения между работником и работодателем: например, устанавливает порядок приема и увольнения работников, определяет права, обязанности и ответственность обеих сторон трудового договора, режим работы, правила поощрения и взыскания.

Установленного образца правил внутреннего трудового распорядка нет. Их составляют в свободной форме. Правила утверждают перед наймом сотрудников один раз, а потом знакомят их с документом под подпись.

Положение о работе с персональными данными. Документ составляют, чтобы по закону работать с персональными данными, которые работники предоставляют работодателю: ФИО, фотографии, адрес проживания, номер телефона, e-mail, реквизиты счета в банке.

Положение составляют в произвольной форме по требованиям закона о персональных данных. Подробнее об этом рассказали в отдельной статье.

В положении нужно указать состав персональных данных, правила обработки, хранения и использования работодателем личных данных работников, в том числе биометрических, включая записи с видеокамер.

Согласие на обработку персональных данных. Каждый сотрудник должен подписать документ — это подтверждает, что работник согласен на обработку персональных данных.

Составляют согласие в произвольной форме, но в нем должны быть ФИО сотрудника, реквизиты паспорта, цель обработки, перечень персональных данных, на получение которых сотрудник дает согласие. Полный список сведений — в законе о персональных данных. Без подписанного сотрудником согласия работодатель не вправе использовать его данные.

Образец согласия на обработку персональных данных

Трудовые книжки. Если у работодателя есть бумажные трудовые книжки, в них записывают данные о приеме на работу, о квалификации сотрудника, повышениях, переводах, поощрениях, увольнении. А вообще, сейчас применяют электронные трудовые.

Табель учета рабочего времени. В нем фиксируют, сколько часов за месяц отработал сотрудник. Табель нужен, чтобы начислять пособия, зарплату. Составляют его либо в свободной форме, либо по формам Т-12 или Т-13.

График отпусков. Документ составляют, чтобы видеть очередность отпусков сотрудников и зафиксировать ее. График составляют каждый год. Утвердить его нужно минимум за две недели до наступления следующего календарного года. Например, график на 2025 год нужно утвердить не позднее 17 декабря 2024 года.

В нем прописывают сроки и даты отпуска всех сотрудников. График можно составлять в свободной форме или по форме Т-7.

Образец графика отпусков

Приказы составляют по унифицированной или в свободной форме. К обязательным относят такие приказы:

Все эти документы нужно хранить — от года до 75 лет. Про сроки хранения каждого документа рассказали в отдельной статье.

Бухгалтерам: разборы законов и ответы на сложные вопросы

Телеграм-канал: 10 662 читателя

Бухгалтерам: разборы законов и ответы на сложные вопросы

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Какие данные о сотрудниках нужно сдавать и куда

Отчитываться по сотрудникам нужно, даже если в штате только один человек. Одни отчеты подают регулярно, а другие — только при наступлении определенных событий:

  • все работодатели отчитываются в налоговую, СФР и региональный центр занятости населения — ЦЗН;
  • работодатели, которые нанимают иностранцев, отчитываются дополнительно в ГУВМ МВД;
  • большинство работодателей отчитывается в Росстат. Узнать, нужно ли сдавать статистику.
Сведения, которые подают в контролирующие органы
Куда сдаютЧто сдаютКогда сдают
Налоговая
Расчет по страховым взносам — РСВ
Ежеквартально
6-НДФЛ
Ежеквартально
Персонифицированные сведения о физлицах
За 1‑й и 2‑й месяцы квартала
СФР
Подраздел 1.1 ЕФС-1
При наступлении события, например, когда человека приняли на работу или уволили
Подраздел 1.2 ЕФС-1
Ежегодно
Раздел 2 ЕФС-1
Ежеквартально
ЦЗН
Формы из приказа Минтруда от 16.04.2024 № 195н через портал «Работа России»
При наступлении события
ГУВМ МВД
Уведомления о сотрудниках-иностранцах — например, о приеме на работу или увольнении
При наступлении события
Росстат
Форма № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»
Ежемесячно или ежеквартально

Что будет, если не вести кадровый учет

За кадровым учетом работодателя следит ГИТ — Государственная инспекция труда. Она проводит документарные, плановые и внеплановые проверки и, если находит нарушения, привлекает к ответственности. В отдельной статье рассказали, что проверяет трудовая инспекция, как проходят проверки и как к ним подготовиться.

Проверить, насколько правильно вы ведете кадровый учет, можно по чек-листам Роструда или в онлайн-сервисе «Электронный инспектор». Такой самоаудит помогает заранее подготовиться к визитам трудовой инспекции.

Примеры ответственности работодателя в зависимости от нарушения
НарушениеНаказаниеНорма
Отсутствие трудового договора или ошибки в нем
Штраф:
— должностному лицу — до 20 000 ₽;
— ИП или малому предприятию — до 10 000 ₽;
— средней или крупной компании — до 100 000 ₽
Не ознакомили сотрудника с локальными нормативными документами под подпись
Предупреждение или штраф:
— должностному лицу — от 1 000 до 5 000 ₽;
— ИП или малому предприятию — от 1 000 до 5 000 ₽;
— средней или крупной компании — от 30 000 до 50 000 ₽
Нарушили правила оформления и работы с бумажными трудовыми книжками
Предупреждение или штраф:
— должностному лицу — от 1 000 до 5 000 ₽;
— ИП или малому предприятию — от 1 000 до 5 000 ₽;
— средней или крупной компании — от 30 000 до 50 000 ₽
Отсутствует табель рабочего времени
Предупреждение или штраф:
— должностному лицу — от 1 000 до 5 000 ₽;
— ИП или малому предприятию — от 1 000 до 5 000 ₽;
— средней или крупной компании — от 30 000 до 50 000 ₽
Неуведомление ГУВМ МВД
Штраф:
— должностному лицу — от 35 000 до 50 000 ₽;
— малому предприятию или ИП — от 200 000 до 400 000 ₽;
— средней и крупной компании — от 400 000 до 800 000 ₽
Не подписано согласие с сотрудником на обработку персональных данных
Штраф:
— должностному лицу — от 100 000 до 300 000 ₽;
— малому предприятию — от 125 000 до 400 000 ₽;
— средней и крупной компании — от 250 000 до 800 000 ₽
Не представили в срок в военкомат списки граждан для первоначальной постановки на воинский учет
Штраф:
— должностному лицу — от 40 000 до 50 000 ₽;
— юридическому лицу — от 350 000 до 400 000 ₽

За повторные нарушения штраф будет больше. А человека, ответственного за кадровый учет, могут дисквалифицировать — лишить права занимать должность на срок до трех лет.

Главное

  1. Кадровый учет — ведение документов, связанных с сотрудниками.
  2. Ведут кадровый учет компании и ИП хотя бы с одним сотрудником.
  3. Ведение кадрового учета можно поручить бухгалтеру, если он на это согласен. Для этого нужно получить у него письменное согласие на работу по другой должности. Совмещение должностей нужно оформить приказом руководителя.
  4. Если бухгалтер не хочет вести дополнительно еще и кадры, заставить его нельзя.
  5. Дополнительную работу нужно оплатить. Размер доплаты прописывают в допсоглашении к трудовому договору.
  6. Кадровик оформляет прием сотрудника на работу, увольнение, разрабатывает локальные нормативные акты: например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об обработке персональных данных работников. Еще может вести воинский и миграционный учет.
  7. Список документов, которые должны быть у кадровика, зависит от размера бизнеса и сферы его деятельности. Обязательные кадровые документы должны вести все, а факультативные ведут по желанию.
  8. Кадровик должен отчитываться за сотрудников в контролирующие органы.
  9. За неправильное ведение кадрового учета могут быть штрафы.
Елена Галичевская
Елена Галичевская

Расскажите, как давно ведете кадровый учет? Что самое сложное в нем, на ваш взгляд?


Больше по теме

Новости