IPO — это процесс первичной публикации акций компании, иначе говоря, стартапа, на фондовом рынке. Зачем это нужно бизнесу, рассказывает основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев.
Открытие IPO: путь к финансовому успеху
Инструмент IPO появился в России относительно недавно — впервые отечественные биржи увидели воочию это явление в 2002 году, тогда первичное размещение провела компания РБК.
Полученные средства компания запланировала использовать для развития региональной сети, что, как мы видим сейчас, им удалось. В то же время, и инвесторы, приобретающие акции РБК, в проигрыше не остались.
IPO действительно является эффективным инструментом инвестирования, который позволяет в короткий срок (до полугода) существенно приумножить свой капитал. В качестве примера можно привести IPO IT-компании Astera Labs, которое прошло 20 марта этого года. За день прирост капитала инвесторов SharesPro составил 28%.
А исходя из личного опыта, могу сказать, что одно успешное IPO может позволить капитализировать личные активы примерно в пять раз. Таким IPO в моей практике было первичное публичное размещение акций американской компании Beyond Meat, которое прошло в мае 2019 года. Эта компания занимается производством заменителя мяса.
Начальная стоимость акций составляла $25, в течение трех месяцев после IPO стоимость акции взлетела до $200. Таким образом, максимальная доходность составила 800%. Несколько моих инвесторов смогли заработать по $10 000 000 всего за квартал.
Интересно отметить, что сейчас стоимость акции Beyond Meat лишь немногим превышает $8, за пять лет акции потеряли в стоимости 88%. Данный факт демонстрирует, что IPO является методом быстрого приумножения капитала. Далеко не все компании, у которых будут успешные IPO, окажутся эффективными для долгосрочного инвестирования.
Однако прежде чем бросаться с головой в инвестирование в IPO, нужно разобраться: что это такое, для чего нужно компаниям и как понять, в каких случаях первичное размещение акций пройдет успешно и принесет хороший доход, а в каком — изрядно «пощиплет» капитал инвестора.
Что такое IPO и зачем нужно компаниям?
IPO — это процесс первичной публикации акций компании, иначе говоря, стартапа, на фондовом рынке. Если по простому, IPO — это когда новая компания предлагает свои акции буквально всем желающим.
Делают это вчерашние стартапы не просто так. Цели могут быть разными, от повышения узнаваемости бренда до привлечения стороннего капитала. Последняя — конечно, является самым распространенным вариантом. Но привлечение капитала также может происходить для разных целей. Это важно понимать до того, как инвестором принято решение участвовать в конкретном IPO.
Принцип работы. Есть два основных принципа получения финансов от инвесторов в процессе IPO: cash in и cash out.
Cash in — это когда компания специально под первичное публичное размещение выпускает новые акции, которые, в свою очередь, продаются инвесторам. Таким образом, доход от IPO получает непосредственно компания и финансовые активы прямиком направляются на ее развитие.
Cash out — это когда акционеры компании продают инвесторам свои собственные доли. Иначе говоря, финансы инвесторов отправляются непосредственно в руки владельцам бизнеса.
О чем это говорит? Если компания планирует развиваться, то она скорее будет использовать принцип cash in. А вот если задачей размещения становится вывод финансов акционеру, это значит, что компания не получает ликвидность. А значит, есть большая доля вероятности, что компания не будет расти, а значит, ее акции будут терять в цене — это и является риском для инвестора.
Способ размещения: cash in или cash out — является одним из важнейших критериев для аналитики перспективности IPO.
Выход на IPO: пример компании «Займер» и «МТС Банка»
Рассмотрим принципы размещения в действии — на примере двух российских IPO.
Выход на IPO компании «Займер». В апреле прошло IPO микрофинансовой компании «Займер», которая занимается выдачей микрозаймов. «Займер» размещался по принципу cash out.
Какую аналитику можно увидеть по этой компании? За 2023 год, согласно отчету Центробанка, портфель в сегменте микрофинансовых организаций рос, этому способствовало повышение доходности населения и наличие спроса на продукт. Но показатели «Займера» уменьшались на протяжении трёх последних лет. Процентные доходы снизились на 13,5%. Просроченные кредиты составили аж 80%, хотя средний показатель по отрасли — не выше 35%. При таких показателях способ размещения cash out говорит о том, что акционеры просто хотят вывести свои капиталы.
Как прошло это IPO? Первичное размещение акций прошло по нижней границе диапазона. Роста стоимости акций не произошло, а значит, инвестор не получил доходность. В таком IPO нет смысла принимать участия: в лучшем случае инвестор окажется «при своих», в худшем — проиграет.
Выход на IPO «МТС Банка». В апреле состоялось IPO компании «МТС Банк». Представители объявили, что оно будет реализовано по принципу 100% cash-in. То есть, все вырученные средства с размещения получит компания, а не ее акционеры, и финансовые активы будут использоваться для дальнейшего развития.
Какую аналитику можно увидеть по компании? Состояние «МТС Банка» оценивается в 85 млрд. Показатели рентабельности капитала и активов за 2023 год составляют 17,7% и 3%, что ниже значения конкурентов. Большая часть роста капитала была обеспечена внешними вливаниями (допэмиссия и вклад материнской компании), а по мультипликаторам P/B (1) и PE (6,8) «МТС Банк»находится на уровне конкурентов.
Принимая во внимание темпы роста кредитного портфеля, который по итогам 2023 года вырос на 39,7%, и потенциал увеличения клиентской базы за счет интеграции в экосистеме МТС с более 80 млн клиентов, компания имеет потенциал для роста капитализации во время размещения.
Таким образом, мы сделали вывод, что компания показывает себя как конкурентоспособное предприятие, чьи доходы растут быстрее, чем расходы. А значит, участие в этом IPO может принести доход инвестору. Ожидаемая доходность по сделке — до 10%.
Как прошло это IPO? МТС Банк стал отечественным рекордсменом по числу заявок от инвесторов. Размещение прошло по верхней границе заявленного диапазона 2350—2500 ₽ за акцию. Доходность инвесторов составила, как и ожидалось, до 10% (~6%).
Как видите, IPO — эффективный инструмент для приумножения капитала, при условии, что была проведена грамотная аналитика компании. Причем, опыт 2024 года активно показывает, что сегодня перспективные IPO есть и на отечественном фондовом рынке.
А вы пробовали участвовать в IPO? Какой доход удавалось получить?