Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Дмитрий Чуйко: мы дошли до IPO с нуля за три года


Владелец бизнеса аренды самокатов Whoosh о том, как запустить новую идею на рынок и довести ее до оборота 4,4 млрд рублей


Владелец бизнеса аренды самокатов Whoosh о том, как запустить новую идею на рынок и довести ее до оборота 4,4 млрд рублей


Дмитрий Чуйко — основатель и СEO сервиса аренды самокатов Whoosh. В интервью Александру Соколовскому он рассказал, как ему пришла идея запустить бизнес, как убедить инвесторов вложиться в проект и что происходит с компанией при стремительном росте.

Вот главные тезисы интервью.

Идею увидел в США: вышел из отеля, а вокруг — самокаты. Я понял, что это популярно, начал собирать информацию и считать экономику бизнеса.

На составление бизнес-плана потратил 8 месяцев. При расчете экономики много неизвестных: как долго самокат будет работать, сколько раз проедет, как много людей будут его арендовать и так далее. Я считал возможные доходы по самой низкой планке и закладывал гораздо больше денег, чем получалось по расчетам. В итоге рассчитал правильно: расходы по многим статьям оказались ниже, а доходы — выше.

Когда говорил коллегам, что ухожу из S7, чтобы заниматься самокатами, они смеялись. В 2018 году в России такой ниши не существовало и никому не верилось, что она станет успешной. Сейчас эйчар с прежнего места работы, которая не верила в мою идею, работает у меня директором по персоналу.

Запустил бизнес с тремя партнерами. Я — автор идеи и главный по принятию решений. Партнеры отвечают за техническую составляющую, риск-менеджмент и стратегию. Мы все когда-то работали вместе в S7, и у нас доверительные отношения: я могу наехать на партнера за его решение, и он не обидится. Без команды я бы не смог сделать этот бизнес.

На запуск потратили 200 000 млн рублей в 2019 году. Мы с партнерами вложили в компанию свои деньги: закупили 250 самокатов, собрали приложение, организовали станции подзарядки. Еще около полутора лет кредитовали Whoosh своими средствами.

В 2020 году привлекли инвесторов. Первым стал Евгений Зальцман из инвестиционного фонда Ultimate Capital. Еще через год дочерняя компания ВТБ вложила в наше развитие 125 млн. Были и другие закрытые сделки.

Инвесторы смотрят на объем рынка, модель и команду. Первый вопрос: на сколько бизнес может вырасти? «Там океан спроса или лужа?» Второй: насколько модель бизнеса будет жизнеспособной? Третий: кто управляет командой? Тут инвесторы анализируют, насколько основатели опытные и разумные.

Мы показали инвесторам самокат после года работы. В американской модели в расходы бизнеса заложено постоянное обновление парка: у них самокаты не живут дольше трех месяцев. Для России такая модель нерентабельна, нам было необходимо, чтобы самокат служил дольше. Мы доказали инвесторам, что можем этого добиться, оборудуя паркинг и увеличивая расходы на обслуживание. Они поверили и вложились.

Расходы на маркетинг долгое время были нулевыми. Клиентов привлекали так: самокат стоит в проходных местах и сам себя продает — и эта модель оправдалась. Сейчас начали тратить деньги на маркетинг, но это небольшая статья расходов — затраты на электроэнергию для самокатов гораздо выше.

В 2019 году у компании было 250 самокатов, в 2023 — 130 000 в 50 городах России. В штате около 5000 человек. В планах — покрытие большей территории, прокат электровелосипедов. Whoosh входит в список трех лидеров рынка вместе с Юрентом и Яндексом, притом что начинался как частная компания, а не как один из проектов корпорации с большими деньгами.

В 2021 году, через три года после старта, Whoosh был на развилке: либо продавать бизнес, либо становиться открытой компанией. Думали выйти на IPO в Европе, но в феврале 2022 года план стал несбыточным.

Летом 2022 года сделали облигационный заем. Ставки в банках стали резко расти, и, чтобы снизить издержки, нужны были новые инструменты. Whoosh сделал облигационный заем — получилось привлечь 3,5 млн рублей. Это подтвердило, что рынок есть и рост возможен.

Осенью 2022 года Whoosh вышел на IPO в России — единственный из всех российских компаний. Сумма IPO — 20 млрд рублей. В прошлом году выплатили дивиденды и планируем сделать это и в текущем году.

Из-за стремительного роста есть проблемы с процессами. Компанию запускали предприниматели, которые отлично умеют быстро принимать решения, но игнорируют инструкции. Теперь Whoosh нужны не предприниматели, а менеджеры. Чтобы сохранить устойчивость, бизнес должен прийти к описанным процессам, четким и понятным, — они позволят развиваться еще масштабнее.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Алена Федорова
Алена Федорова

В какой нише вы бы открыли новый бизнес?


Больше по теме

Новости