Я строила корпоративную карьеру в медиа с 1998 по 2017 год. Работала в известных глянцевых журналах: Cosmopolitan, «Культ личностей», «Как потратить», Vogue, Gourmet, Interview. Проделала путь от ассистента до генерального директора. В 2011 году я заняла пост исполнительного директора ООО «Издательский Дом Интервью», который выпускал по лицензии журнал Interview. В мои обязанности входило управление работой ИД: коммуникация с управляющей компанией ИД (построение бюджетов, бухгалтерия, план продаж), управление редакцией и офисом (административная часть), контроль поступления платежей от рекламы, инвестиций, выплата зарплаты и гонораров в срок, найм и увольнение сотрудников при первичном согласовании генерального директора и главного редактора. В общем поддержка жизнедеятельности всего ИД.
Летом 2012 года был принят закон о запрете рекламы алкоголя в СМИ, в 2013 году — о запрете табака. В результате чего наш ИД потерял совокупно до 25% выручки. В то же время между учредителями начался внутренний менеджерский конфликт. Летом 2014 года мне предложили занять пост генерального директора ИД, и я согласилась, хотя понимала, что предстоит сложный период, он уже был сложный. В 2014 году в результате Крымских событий многие иностранные рекламодатели вышли из российских СМИ. Из-за этого ИД потерял более 50% выручки. Потом случился очередной экономический кризис. С одной стороны, мне хотелось, чтобы ИД преодолел кризис с моей помощью. Я хотела на практике использовать те знания, которые получила в ходе учебы на программе МВА в Вышке в 2011-2014 году. Я ухватилась за возможность, не оценив все риски должным образом.
В 2016 году учредитель принял решение о закрытии ИД. В начале 2017 года я оказалась без работы, практически без денег и с подпорченной репутацией. В закрытии компании и журнала многие обвиняли именно меня.
Личный кризис и выход из него
Я также считала, что не справилась. Я винила себя, не хотела принимать во внимание факты и события вне области моего влияния, и сама верила в то, что это я все разрушила. И обвинения со стороны, а их было много, лишь укрепляли меня в этом мнении.
Два года после тех событий я буквально собирала себя по кусочкам, восстанавливая самооценку. И училась быть свободным человеком. До этого момента я 20 лет строила карьеру в корпорациях и не представляла себе иные варианты профессионального роста. Периодически у меня появлялась мысль, что надо бы создать что-то свое, но активных действий я не предпринимала. В итоге мне удалось переосмыслить собственный опыт, переупаковать его и запустить свой собственный бизнес — контент-бюро «Справочное бюро для медиа».
Когда мы закрыли ИД «Интервью», я была в растерянности, у меня не было никакого плана. Несмотря на это надо было как-то жить и кормить семью. Я взяла в работу несколько проектов и параллельно ходила на собеседования. Когда на собеседование приходит эмоционально выгоревший человек, это моментально считывается. Люди с таким настроем никому не нужны. Поэтому работу я не нашла. А еще я не сразу сама себе призналась, что больше не хочу работать в корпорации.
Спустя семь лет у меня получилось собрать свой опыт проживания кризиса в такой план действий. Делюсь!
Шаг 1. Восстановите силы. Первое, что необходимо сделать, — это честно оценить свое душевное состояние. Вы не сможете выстроить на болоте что-то новое, оно просто уйдет под воду. Сначала нужно укрепить фундамент, а фундамент — это наше эмоциональное состояние.
Вы не должны со всем справляться сами, можно обратиться за помощью и поддержкой к специалистам. Психотерапевт помогает убрать страхи и восстановить самооценку. Я записалась к нему через год, когда уже просто не могла справляться — дышать, думать, принимать решения, планировать и видеть кого-то из знакомых. Не дожидайтесь момента, когда станет совсем плохо.
В остальном рецепт восстановления такой: высыпаться, питаться правильно и принимать витамины, заниматься спортом, окружить себя приятными людьми.
Сейчас я думаю, что я так остро переживала профессиональный кризис потому, что он совпал с кризисом среднего возраста. Мне на тот момент было 43 года, сын вырос, половина жизни прошла. Я строила карьеру 20 лет и где в итоге оказалась? К тому же у меня в этот же период завершились личные отношения. То есть неудовлетворенность вызывали все сферы жизни: личная, рабочая, финансовая, детско-родительская.
Шаг 2. Найдите вдохновляющие примеры. «Выберите, на кого вы хотите быть похожи» — отвратительная фраза, но тем не менее мы примерно понимаем, как мы хотим стареть, как воспитывать детей, кто нас вдохновляет. Составляйте себе такой «мудборд» из людей, на которых вы смотрите и думаете: «Это то, чего я хочу».
Когда я занималась проектной работой, у меня не было представления, куда я хочу двигаться. Все сложилось, когда я увидела компанию, основанную актрисой Риз Уизерспун в 2016 году, Hello Sunshine. Эта компания поддерживает различные темы вокруг женщин: создает подкасты, снимает фильмы и сериалы, издает книги. Этот пример помог мне понять, что я хочу делать контент-проекты на социально значимые темы.
Шаг 3. Проведите ревизию опыта. Когда вы будете чувствовать себя лучше, займитесь инвентаризацией своего профессионального опыта. Обратитесь к своим желаниям, оцените ваши жизненные обстоятельства и решите: хотите ли вы работать в найме или готовы начать свое дело. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Если вы хотите работать в найме, обратитесь к карьерному консультанту. Нет ничего стыдного в том, что человек сам не может объективно оценить имеющийся опыт. Находясь внутри компании, мы многого не видим. Карьерный консультант поможет вам понять, каким вас видит рынок, как переупаковать имеющийся у вас опыт, какие формулировки выбрать, когда речь пойдет о сложных моментах.
Если вы хотите начать свое дело, обратитесь к бизнес-консультанту. Хороший бизнес-консультант сможет за эмоциями увидеть истинные ценности и расставить приоритеты. Но если вы в депрессии, эмоционально выгорели, сначала разберитесь с этим, потому что в таком состоянии бизнес-консультант в лучшем случае будет вас раздражать своими «эффективными» вопросами.
Если вы не можете сразу определиться, хотите ли вы работать в найме или начать свое дело, можете устроить себе «переходный период», как это сделала я, и заняться проектной работой. Опыт успешных проектов помимо прочего помогает восстановить профессиональную самооценку, если она пострадала. Проектная работа помогает принять форму свободного человека — после работы в корпорации научиться говорить «я» вместо «мы». Финансово это хуже, чем найм, но лучше, чем совсем ничего.
Шаг 4. Посмотрите на свой опыт под другим углом. В 2017 году после выхода из найма, я думала: «Какой опыт у меня есть?» За 20 лет я участвовала в создании почти 250 журналов и журнальных приложений. Я отлично знала производственную часть журналов от подготовки плана до печати и распространения. Я сделала несколько сайтов. Я собрала с десяток разных книг — от кулинарных до бизнесовых. Я придумывала и делала спецпроекты. Я работала с рекламодателями и информационными партнерами. Я вела большие бюджеты. Я собирала и руководила командами журналистов, редакторов, менеджеров. Я задавала себе вопрос: «А что конкретно я умею делать руками?» И сама себе отвечала: «Я умею делать журналы». Некоторое время у меня был ступор на этих «журналах», меня как будто зациклило. А потом я сумела заменить слово «журнал» на «медиа», и картинка сложилась. Я умею продюсировать медиа! Мне понадобилось время для того, чтобы переосмыслить свой опыт и понять, для кого он может быть ценен. В результате в нашем портфолио появились подкасты и интерактивные спецпроекты, книги и журналы, блоги и соцсети, информационно-методические ресурсы и авторские проекты — самые разные новые медиа.
Старт своего бизнеса
У меня получился плавный переход от проектной работы к созданию своего бизнеса. Весной 2020 года мы переписывались с приятелем, и он предложил мне вместе с ним создать медиа о регионах России. Идея проекта была классная, но стать его частью мне не хотелось. Поэтому я выбрала партнерство, взяла на себя работу по производству и продвижению. Для этого нужна была команда. Так появились первые люди в моем «Бюро», которые начали делать проект «Обратно к истокам».
Параллельно летом 2020 года пришло приглашение участвовать в тендере по созданию юбилейной книги для компании «Росатом». Я подала заявку и выиграла. Таким образом на осень 2020 года в моем «Бюро» оказалось два проекта. Помимо этого мы запустили свой подкаст «Взяла и сделала». В декабре 2020 года и январе 2021 года мы подписали договоры на создание трех больших проектов для Благотворительного фонда «Вклад в будущее»: онлайн-ресурса для педагогов «Школа возможностей», информационно-методического ресурса «Диагностика личностного потенциала», онлайн-курса «Семья на эмоциях: как понять своего ребенка».
Главную роль в создании своего бизнеса сыграло мое желание наконец-то стать самостоятельной бизнес-единицей, а не тихим исполнителем. Старт своего бизнеса я отсчитываю от момента запуска подкаста «Взяла и сделала», работу над которым мы начали в сентябре 2020 года. Подкаст стал моим способом продвижения себя и своего бизнеса. Я не пыталась продвигать «Бюро» другими способами, только с помощью своего медиа. Подкаст стал голосом «Бюро». Таким образом я проявляла свое дело: я не только исполняла заказы, но и инициировала их. Мне казалось правильным занять место в креативной индустрии именно с помощью собственных авторских проектов.
Регистрация юридического лица, создание сайта и первые проекты
Я открыла ИП еще в декабре 2017 года. Поскольку я занялась проектной работой, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была необходимостью. Потом я придумала название для своего бизнеса, но все это ждало своего звездного часа до 2020 года.
Первый сайт на Tilda я сделала своими руками летом 2018 года. Изначально купила домен nataliachernova.ru. Сайт объединял все проекты, которые я делала, и рассказывал обо мне. По сути он выполнял функцию портфолио самозанятого специалиста.
Осенью 2020 года я привлекла дизайнера для создания сайта «Бюро» на домене askmymediaburo.ru. В 2021 году мы его обновили и доработали. Текущая версия сайта появилась осенью 2023 года.
Хронология появления первых проектов «Бюро» выглядит так:
- май-август 2020 года — работа над проектом «Обратно к истокам»;
- июль-август 2020 года — участие в тендере «Росатома»;
- сентябрь 2020 года — старт работ над книгой «Росатома»;
- сентябрь 2020 года — старт работ по созданию подкаста «Взяла и сделала»;
- ноябрь 2020 года — запуск подкаста «Взяла и сделала»;
- ноябрь 2020 года — начало сотрудничества с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» по проекту «Семья на эмоциях»;
- декабрь 2020 года — начало работ по проекту «Школа возможностей»;
- январь-февраль 2021 года — начало работ по проекту «Диагностика личностного потенциала».
Это все были объемные проекты с разработкой «под ключ» — идея, сценарный план, проектирование и разработка, дизайн, контент (тексты и иллюстрации), продвижение. Они наполнили «Бюро» делом на первый год. А весной 2021 года мы начали монетизировать «Взяла и сделала», в подкасте появились первые рекламодатели.
Фокусировка бизнеса
Я очень хорошо помню свои чувства на старте собственного бизнеса. В 2020 году многие компании делали подкасты и сайты, писали книги и вели странички в социальных сетях. Но я понимала, что не могу соревноваться со всеми сразу. Это как бесконечное количество беговых дорожек. Сколько я протяну, участвуя в этом марафоне? Кто-то может оказаться впереди меня, и я должна быть к этому готова. Поэтому нужно сузить направление, в котором я хочу соревноваться. Это смысл и голос своего дела.
Фокус на определенных темах в «Бюро» появился после февраля 2022 года. Повлияли внешние события и хотелось делать проекты, которые будут направлены на людей, на пользу, чтобы эти проекты восполняли ресурс, который терялся на новостях. Также я проанализировала все, что мы сделали с 2020 по 2022 год, и выделила значимые для меня направления:
- женские темы;
- предпринимательство;
- регионы;
- семья и дети;
- образование;
- забота и поддержка;
- социальные вопросы.
Какие-то направления были уже наполнены, какие-то темы мне захотелось начать привлекать в работу. В результате в «Бюро» в частности появились такие проекты:
- июнь 2022 года — поддержка в социальных сетях проекта «Химия была но мы расстались» (забота и поддержка);
- март 2022 года — продвижение в СМИ компании Coffee Machine (предпринимательство, регионы);
- март 2023 года — подкаст «Контент 40+» при поддержке бренда Vichy (забота и поддержка);
- февраль 2024 года — подкаст «(Не)страшно» при поддержке бренда La Roche-Posay (забота и поддержка);
- январь 2024 года — продвижение в СМИ Благотворительного фонда «Измени одну жизнь» (социальные вопросы, семья и дети);
- апрель 2024 года — аудиопроект «Женский журнал», включающий в себя три подкаста при поддержке бьюти-брендов (забота и поддержка).
Реализованные проекты привлекают новые в рамках тех тем, которые мы для себя выбрали. Так формируется крепкий фундамент — это про устойчивость, не про быстрый рост. Новые проекты появляются либо по инициативе наших клиентов, либо мы инициируем их сами — предлагаем идеи компаниям, которые близки по ценностям «Бюро».
На декабрь 2024 года в «Бюро» реализовано 37 проектов. В это число входят большие многоуровневые проекты под ключ: диджитал-проекты (4 шт.), подкасты (7 шт.), книги (4 шт.), спецпроекты (2 шт.). Все они были придуманы и реализованы с нуля в «Бюро», некоторые длились 6-12 месяцев, некоторые продолжаются уже 2-3 года.
Планы на будущее
Сейчас я хочу еще больше сосредоточиться на проектах о здоровье, заботе и поддержке. Наш опыт показывает, что аудитория хорошо реагирует на эти темы. Недавно мне сказали, что «Женский журнал» — это медиа будущего. Тема заботы о себе становится значимой частью жизни людей, потому что по прогнозам экспертов жить нам предстоит долго. А чтобы жить не только долго, но и качественно, мы должны проявлять заботу о себе. К тому же женское здоровье — тема новая, ее начали изучать лишь в середине прошлого века. До этого женский организм не рассматривали как нечто отдельное, и за основу лечения всех болезней принимали мужскую анатомию. Поэтому я хочу двигаться и исследовать темы: здоровье, долголетие, спорт.
Мне хотелось бы инициировать медиа-проект «Как дожить до 120 лет»; проект про индустрию глянца, как за 30 лет в России он повлиял на поведение женщин, экономику и потребление. Мы, то есть те, кто долго работал в глянце, рано или поздно умрем, и важно сохранить историю. Еще в планах создание книги на основе проекта «Контент 40+» и книги-руководства для приемных родителей от экспертов благотворительного фонда «Измени одну жизнь», мы уже ведем переговоры с издательствами. И это далеко не все, что мы хотим реализовать в 2025 году.
Мое «Бюро» растет медленно и за счет собственных ресурсов. У меня есть желание, и пока все получается, создавать долгосрочные и глубокие сотрудничества с брендами — начинать с малого и идти к цели, которая формирует некое изменение на рынке. Мы поддерживаем создание партнерств и проектов, которые оказывают позитивное социальное воздействие и приносят конкретную пользу человеку. Наша миссия: «Формируем новый образ мысли и несем изменения».
Не хочу отказываться от проектов, которые могут с первого взгляда не вписываться в наши темы, особенно если тема важна для людей. Например, мы недавно обсуждали идею журнала для людей, которых нужно вернуть в офисы после удаленки. Что такое новый офис? Это тоже интересно. Я не хочу превращать «Бюро» в конвейер, хочу работать головой, продавать знания и опыт, исследовать новые темы. Многие клиенты и коллеги по отрасли говорят, что мы выгодно отличаемся от других игроков креативной индустрии тем, что делаем и как выстраиваем работу над проектами. Значит, мы движемся в правильном направлении.
Я оглядываюсь назад. Да, мне было сложно, у меня был тяжелый опыт закрытия компании и период неверия в собственные силы. Но я смогла пересобрать профессиональный опыт и придумать свое дело, которое приносит удовлетворение и деньги, дает смысл и помогает вставать по утрам. Надеюсь, мой рассказ поможет кому-то пережить непростой период и найти свой путь.
Если вы думаете о запуске собственного бизнеса, в какой сфере хотели бы попробовать свои силы?