Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как выйти из карьерного кризиса и начать свое дело


Я строила корпоративную карьеру в медиа с 1998 по 2017 год. Работала в известных глянцевых журналах: Cosmopolitan, «Культ личностей», «Как потратить», Vogue, Gourmet, Interview. Проделала путь от ассистента до генерального директора. В 2011 году я заняла пост исполнительного директора ООО «Издательский Дом Интервью», который выпускал по лицензии журнал Interview. В мои обязанности входило управление работой ИД: коммуникация с управляющей компанией ИД (построение бюджетов, бухгалтерия, план продаж), управление редакцией и офисом (административная часть), контроль поступления платежей от рекламы, инвестиций, выплата зарплаты и гонораров в срок, найм и увольнение сотрудников при первичном согласовании генерального директора и главного редактора. В общем поддержка жизнедеятельности всего ИД.

Летом 2012 года был принят закон о запрете рекламы алкоголя в СМИ, в 2013 году — о запрете табака. В результате чего наш ИД потерял совокупно до 25% выручки. В то же время между учредителями начался внутренний менеджерский конфликт. Летом 2014 года мне предложили занять пост генерального директора ИД, и я согласилась, хотя понимала, что предстоит сложный период, он уже был сложный. В 2014 году в результате Крымских событий многие иностранные рекламодатели вышли из российских СМИ. Из-за этого ИД потерял более 50% выручки. Потом случился очередной экономический кризис. С одной стороны, мне хотелось, чтобы ИД преодолел кризис с моей помощью. Я хотела на практике использовать те знания, которые получила в ходе учебы на программе МВА в Вышке в 2011-2014 году. Я ухватилась за возможность, не оценив все риски должным образом.

В 2016 году учредитель принял решение о закрытии ИД. В начале 2017 года я оказалась без работы, практически без денег и с подпорченной репутацией. В закрытии компании и журнала многие обвиняли именно меня.

Личный кризис и выход из него

Я также считала, что не справилась. Я винила себя, не хотела принимать во внимание факты и события вне области моего влияния, и сама верила в то, что это я все разрушила. И обвинения со стороны, а их было много, лишь укрепляли меня в этом мнении.

Два года после тех событий я буквально собирала себя по кусочкам, восстанавливая самооценку. И училась быть свободным человеком. До этого момента я 20 лет строила карьеру в корпорациях и не представляла себе иные варианты профессионального роста. Периодически у меня появлялась мысль, что надо бы создать что-то свое, но активных действий я не предпринимала. В итоге мне удалось переосмыслить собственный опыт, переупаковать его и запустить свой собственный бизнес — контент-бюро «Справочное бюро для медиа».

Когда мы закрыли ИД «Интервью», я была в растерянности, у меня не было никакого плана. Несмотря на это надо было как-то жить и кормить семью. Я взяла в работу несколько проектов и параллельно ходила на собеседования. Когда на собеседование приходит эмоционально выгоревший человек, это моментально считывается. Люди с таким настроем никому не нужны. Поэтому работу я не нашла. А еще я не сразу сама себе призналась, что больше не хочу работать в корпорации.

Обложки глянцевых журналов, созданных при участии Наташи Черновой
Обложки глянцевых журналов, созданных при участии Наташи Черновой

Обложки журналов, в которых я работала: в Cosmopolitan — ассистентом коммерческого отдела (1998); в «Культе личностей» — ассистентом редакции, продюсером, фиксером, фоторедактором (1998-2002); в Vogue — фоторедактором и управляющим редактором (2003-2010); в Interview — исполнительным директором, издателем и генеральным директором (2011 -2017)

Обложки журналов, в которых я работала: в Cosmopolitan — ассистентом коммерческого отдела (1998); в «Культе личностей» — ассистентом редакции, продюсером, фиксером, фоторедактором (1998-2002); в Vogue — фоторедактором и управляющим редактором (2003-2010); в Interview — исполнительным директором, издателем и генеральным директором (2011 -2017)

Спустя семь лет у меня получилось собрать свой опыт проживания кризиса в такой план действий. Делюсь!

Шаг 1. Восстановите силы. Первое, что необходимо сделать, — это честно оценить свое душевное состояние. Вы не сможете выстроить на болоте что-то новое, оно просто уйдет под воду. Сначала нужно укрепить фундамент, а фундамент — это наше эмоциональное состояние.

Вы не должны со всем справляться сами, можно обратиться за помощью и поддержкой к специалистам. Психотерапевт помогает убрать страхи и восстановить самооценку. Я записалась к нему через год, когда уже просто не могла справляться — дышать, думать, принимать решения, планировать и видеть кого-то из знакомых. Не дожидайтесь момента, когда станет совсем плохо.

В остальном рецепт восстановления такой: высыпаться, питаться правильно и принимать витамины, заниматься спортом, окружить себя приятными людьми.

Сейчас я думаю, что я так остро переживала профессиональный кризис потому, что он совпал с кризисом среднего возраста. Мне на тот момент было 43 года, сын вырос, половина жизни прошла. Я строила карьеру 20 лет и где в итоге оказалась? К тому же у меня в этот же период завершились личные отношения. То есть неудовлетворенность вызывали все сферы жизни: личная, рабочая, финансовая, детско-родительская.

Шаг 2. Найдите вдохновляющие примеры. «Выберите, на кого вы хотите быть похожи» — отвратительная фраза, но тем не менее мы примерно понимаем, как мы хотим стареть, как воспитывать детей, кто нас вдохновляет. Составляйте себе такой «мудборд» из людей, на которых вы смотрите и думаете: «Это то, чего я хочу».

Когда я занималась проектной работой, у меня не было представления, куда я хочу двигаться. Все сложилось, когда я увидела компанию, основанную актрисой Риз Уизерспун в 2016 году, Hello Sunshine. Эта компания поддерживает различные темы вокруг женщин: создает подкасты, снимает фильмы и сериалы, издает книги. Этот пример помог мне понять, что я хочу делать контент-проекты на социально значимые темы.

Проект Риз Уизерспун, вдохновивший Наташу Чернову
Проект Риз Уизерспун, вдохновивший Наташу Чернову

Сайт Hello Sunshine

Сайт Hello Sunshine

Шаг 3. Проведите ревизию опыта. Когда вы будете чувствовать себя лучше, займитесь инвентаризацией своего профессионального опыта. Обратитесь к своим желаниям, оцените ваши жизненные обстоятельства и решите: хотите ли вы работать в найме или готовы начать свое дело. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

Преимущества и недостатки работы в корпорации и в своем бизнесе
Преимущества и недостатки работы в корпорации и в своем бизнесе

Так я сформулировала для себя плюсы и минусы работы на себя и в найме

Так я сформулировала для себя плюсы и минусы работы на себя и в найме

Если вы хотите работать в найме, обратитесь к карьерному консультанту. Нет ничего стыдного в том, что человек сам не может объективно оценить имеющийся опыт. Находясь внутри компании, мы многого не видим. Карьерный консультант поможет вам понять, каким вас видит рынок, как переупаковать имеющийся у вас опыт, какие формулировки выбрать, когда речь пойдет о сложных моментах.

Если вы хотите начать свое дело, обратитесь к бизнес-консультанту. Хороший бизнес-консультант сможет за эмоциями увидеть истинные ценности и расставить приоритеты. Но если вы в депрессии, эмоционально выгорели, сначала разберитесь с этим, потому что в таком состоянии бизнес-консультант в лучшем случае будет вас раздражать своими «эффективными» вопросами.

Если вы не можете сразу определиться, хотите ли вы работать в найме или начать свое дело, можете устроить себе «переходный период», как это сделала я, и заняться проектной работой. Опыт успешных проектов помимо прочего помогает восстановить профессиональную самооценку, если она пострадала. Проектная работа помогает принять форму свободного человека — после работы в корпорации научиться говорить «я» вместо «мы». Финансово это хуже, чем найм, но лучше, чем совсем ничего.

Шаг 4. Посмотрите на свой опыт под другим углом. В 2017 году после выхода из найма, я думала: «Какой опыт у меня есть?» За 20 лет я участвовала в создании почти 250 журналов и журнальных приложений. Я отлично знала производственную часть журналов от подготовки плана до печати и распространения. Я сделала несколько сайтов. Я собрала с десяток разных книг — от кулинарных до бизнесовых. Я придумывала и делала спецпроекты. Я работала с рекламодателями и информационными партнерами. Я вела большие бюджеты. Я собирала и руководила командами журналистов, редакторов, менеджеров. Я задавала себе вопрос: «А что конкретно я умею делать руками?» И сама себе отвечала: «Я умею делать журналы». Некоторое время у меня был ступор на этих «журналах», меня как будто зациклило. А потом я сумела заменить слово «журнал» на «медиа», и картинка сложилась. Я умею продюсировать медиа! Мне понадобилось время для того, чтобы переосмыслить свой опыт и понять, для кого он может быть ценен. В результате в нашем портфолио появились подкасты и интерактивные спецпроекты, книги и журналы, блоги и соцсети, информационно-методические ресурсы и авторские проекты — самые разные новые медиа.

Проекты, реализованные командой «Бюро»
Проекты, реализованные командой «Бюро»

Некоторые проекты контент-бюро «Справочное бюро для медиа»

Некоторые проекты контент-бюро «Справочное бюро для медиа»

Старт своего бизнеса

У меня получился плавный переход от проектной работы к созданию своего бизнеса. Весной 2020 года мы переписывались с приятелем, и он предложил мне вместе с ним создать медиа о регионах России. Идея проекта была классная, но стать его частью мне не хотелось. Поэтому я выбрала партнерство, взяла на себя работу по производству и продвижению. Для этого нужна была команда. Так появились первые люди в моем «Бюро», которые начали делать проект «Обратно к истокам».

Параллельно летом 2020 года пришло приглашение участвовать в тендере по созданию юбилейной книги для компании «Росатом». Я подала заявку и выиграла. Таким образом на осень 2020 года в моем «Бюро» оказалось два проекта. Помимо этого мы запустили свой подкаст «Взяла и сделала». В декабре 2020 года и январе 2021 года мы подписали договоры на создание трех больших проектов для Благотворительного фонда «Вклад в будущее»: онлайн-ресурса для педагогов «Школа возможностей», информационно-методического ресурса «Диагностика личностного потенциала», онлайн-курса «Семья на эмоциях: как понять своего ребенка».

Главную роль в создании своего бизнеса сыграло мое желание наконец-то стать самостоятельной бизнес-единицей, а не тихим исполнителем. Старт своего бизнеса я отсчитываю от момента запуска подкаста «Взяла и сделала», работу над которым мы начали в сентябре 2020 года. Подкаст стал моим способом продвижения себя и своего бизнеса. Я не пыталась продвигать «Бюро» другими способами, только с помощью своего медиа. Подкаст стал голосом «Бюро». Таким образом я проявляла свое дело: я не только исполняла заказы, но и инициировала их. Мне казалось правильным занять место в креативной индустрии именно с помощью собственных авторских проектов.

Подкаст Наташи Черновой о женщинах, делающих бизнес в регионах
Подкаст Наташи Черновой о женщинах, делающих бизнес в регионах

Подкаст «Взяла и сделала» на платформе Яндекс.Музыка

Подкаст «Взяла и сделала» на платформе Яндекс.Музыка

Регистрация юридического лица, создание сайта и первые проекты

Я открыла ИП еще в декабре 2017 года. Поскольку я занялась проектной работой, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была необходимостью. Потом я придумала название для своего бизнеса, но все это ждало своего звездного часа до 2020 года.

Первый сайт на Tilda я сделала своими руками летом 2018 года. Изначально купила домен nataliachernova.ru. Сайт объединял все проекты, которые я делала, и рассказывал обо мне. По сути он выполнял функцию портфолио самозанятого специалиста.

Осенью 2020 года я привлекла дизайнера для создания сайта «Бюро» на домене askmymediaburo.ru. В 2021 году мы его обновили и доработали. Текущая версия сайта появилась осенью 2023 года.

Хронология появления первых проектов «Бюро» выглядит так:

  • май-август 2020 года — работа над проектом «Обратно к истокам»;
  • июль-август 2020 года — участие в тендере «Росатома»;
  • сентябрь 2020 года — старт работ над книгой «Росатома»;
  • сентябрь 2020 года — старт работ по созданию подкаста «Взяла и сделала»;
  • ноябрь 2020 года — запуск подкаста «Взяла и сделала»;
  • ноябрь 2020 года — начало сотрудничества с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» по проекту «Семья на эмоциях»;
  • декабрь 2020 года — начало работ по проекту «Школа возможностей»;
  • январь-февраль 2021 года — начало работ по проекту «Диагностика личностного потенциала».

Это все были объемные проекты с разработкой «под ключ» — идея, сценарный план, проектирование и разработка, дизайн, контент (тексты и иллюстрации), продвижение. Они наполнили «Бюро» делом на первый год. А весной 2021 года мы начали монетизировать «Взяла и сделала», в подкасте появились первые рекламодатели.

Фокусировка бизнеса

Я очень хорошо помню свои чувства на старте собственного бизнеса. В 2020 году многие компании делали подкасты и сайты, писали книги и вели странички в социальных сетях. Но я понимала, что не могу соревноваться со всеми сразу. Это как бесконечное количество беговых дорожек. Сколько я протяну, участвуя в этом марафоне? Кто-то может оказаться впереди меня, и я должна быть к этому готова. Поэтому нужно сузить направление, в котором я хочу соревноваться. Это смысл и голос своего дела.

Фокус на определенных темах в «Бюро» появился после февраля 2022 года. Повлияли внешние события и хотелось делать проекты, которые будут направлены на людей, на пользу, чтобы эти проекты восполняли ресурс, который терялся на новостях. Также я проанализировала все, что мы сделали с 2020 по 2022 год, и выделила значимые для меня направления:

  • женские темы;
  • предпринимательство;
  • регионы;
  • семья и дети;
  • образование;
  • забота и поддержка;
  • социальные вопросы.

Какие-то направления были уже наполнены, какие-то темы мне захотелось начать привлекать в работу. В результате в «Бюро» в частности появились такие проекты:

  • июнь 2022 года — поддержка в социальных сетях проекта «Химия была но мы расстались» (забота и поддержка);
  • март 2022 года — продвижение в СМИ компании Coffee Machine (предпринимательство, регионы);
  • март 2023 года — подкаст «Контент 40+» при поддержке бренда Vichy (забота и поддержка);
  • февраль 2024 года — подкаст «(Не)страшно» при поддержке бренда La Roche-Posay (забота и поддержка);
  • январь 2024 года — продвижение в СМИ Благотворительного фонда «Измени одну жизнь» (социальные вопросы, семья и дети);
  • апрель 2024 года — аудиопроект «Женский журнал», включающий в себя три подкаста при поддержке бьюти-брендов (забота и поддержка).

Реализованные проекты привлекают новые в рамках тех тем, которые мы для себя выбрали. Так формируется крепкий фундамент — это про устойчивость, не про быстрый рост. Новые проекты появляются либо по инициативе наших клиентов, либо мы инициируем их сами — предлагаем идеи компаниям, которые близки по ценностям «Бюро».

На декабрь 2024 года в «Бюро» реализовано 37 проектов. В это число входят большие многоуровневые проекты под ключ: диджитал-проекты (4 шт.), подкасты (7 шт.), книги (4 шт.), спецпроекты (2 шт.). Все они были придуманы и реализованы с нуля в «Бюро», некоторые длились 6-12 месяцев, некоторые продолжаются уже 2-3 года.

Планы на будущее

Сейчас я хочу еще больше сосредоточиться на проектах о здоровье, заботе и поддержке. Наш опыт показывает, что аудитория хорошо реагирует на эти темы. Недавно мне сказали, что «Женский журнал» — это медиа будущего. Тема заботы о себе становится значимой частью жизни людей, потому что по прогнозам экспертов жить нам предстоит долго. А чтобы жить не только долго, но и качественно, мы должны проявлять заботу о себе. К тому же женское здоровье — тема новая, ее начали изучать лишь в середине прошлого века. До этого женский организм не рассматривали как нечто отдельное, и за основу лечения всех болезней принимали мужскую анатомию. Поэтому я хочу двигаться и исследовать темы: здоровье, долголетие, спорт.

Мне хотелось бы инициировать медиа-проект «Как дожить до 120 лет»; проект про индустрию глянца, как за 30 лет в России он повлиял на поведение женщин, экономику и потребление. Мы, то есть те, кто долго работал в глянце, рано или поздно умрем, и важно сохранить историю. Еще в планах создание книги на основе проекта «Контент 40+» и книги-руководства для приемных родителей от экспертов благотворительного фонда «Измени одну жизнь», мы уже ведем переговоры с издательствами. И это далеко не все, что мы хотим реализовать в 2025 году.

Мое «Бюро» растет медленно и за счет собственных ресурсов. У меня есть желание, и пока все получается, создавать долгосрочные и глубокие сотрудничества с брендами — начинать с малого и идти к цели, которая формирует некое изменение на рынке. Мы поддерживаем создание партнерств и проектов, которые оказывают позитивное социальное воздействие и приносят конкретную пользу человеку. Наша миссия: «Формируем новый образ мысли и несем изменения».

Не хочу отказываться от проектов, которые могут с первого взгляда не вписываться в наши темы, особенно если тема важна для людей. Например, мы недавно обсуждали идею журнала для людей, которых нужно вернуть в офисы после удаленки. Что такое новый офис? Это тоже интересно. Я не хочу превращать «Бюро» в конвейер, хочу работать головой, продавать знания и опыт, исследовать новые темы. Многие клиенты и коллеги по отрасли говорят, что мы выгодно отличаемся от других игроков креативной индустрии тем, что делаем и как выстраиваем работу над проектами. Значит, мы движемся в правильном направлении.

Я оглядываюсь назад. Да, мне было сложно, у меня был тяжелый опыт закрытия компании и период неверия в собственные силы. Но я смогла пересобрать профессиональный опыт и придумать свое дело, которое приносит удовлетворение и деньги, дает смысл и помогает вставать по утрам. Надеюсь, мой рассказ поможет кому-то пережить непростой период и найти свой путь.

Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наташа Чернова
Наташа Чернова

Если вы думаете о запуске собственного бизнеса, в какой сфере хотели бы попробовать свои силы?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации