Бизнес-консультантом в рамках этой статьи называется любой помогающий бизнес-специалист: ментор, трекер, эксперт-консультант, бизнес-коуч и пр. Выбор такого человека для долгосрочного сотрудничества — это не просто изучение его профессионального опыта или достижений. Хороший консультант не только эксперт, но и отчасти партнер, который способен услышать, понять и помочь вам решить конкретно ваши сложности в развитии бизнеса.
В чем сложность выбора консультанта
Главная проблема выбора консультанта для долгосрочного сотрудничества — это не просто поиск специалиста по резюме, профессиональному опыту, личным достижениям, репутации и другим параметрам.
Человек может быть отличным экспертом, управленцем или предпринимателем, но быть крайне слабым в консультантских навыках. Типичная проблема, которая тут возникает: такой человек очень быстро переходит с вами в режим советов, как лично он поступил бы. Причем даже не в той ситуации, в которой вы находитесь, а в той, которую он себе нарисовал в голове с ваших слов. В итоге не случается ни мэтча по пониманию вашей ситуации, ни мэтча по советам, которые вы можете применить.
Поиск консультанта — это как поиск партнера, который сможет понять ваши уникальные потребности и эффективно сопровождать вас в их решении. К сожалению, далеко не все консультанты соответствуют таким требованиям.
Давайте рассмотрим несколько красных и зеленых флагов, которые могут сигнализировать о том, насколько выбранный вами консультант подходит вам.
Красные флаги
Ниже я приведу вам топ-5 красных флагов, которые согласно моим опросам предпринимателей и опыту работы с клиентами настораживают в первую очередь.
Несоответствие в тоне/образе. Самый базовый критерий при выборе консультанта — это даже не его профессионализм, а то, сможете ли вы с ним нормально общаться. Стиль общения, манера речи, ценности — все это играет важную роль в построении продуктивных отношений.
Что должно насторожить:
- Резкий контраст в стилях общения. Если вы привыкли к спокойному и взвешенному общению, а консультант, наоборот, предпочитает агрессивную манеру, то это создаст сильный барьер для дальнейшего сотрудничества.
- Отсутствие внимательности к вам. Консультант должен уметь хорошо разобраться в вашей ситуации. Если вы чувствуете, что вас игнорируют или обесценивают — это тревожный сигнал.
- Несоответствие ценностей. Ваши ценности и ценности консультанта должны хотя бы частично совпадать. Понятно, что основательно и всерьез выявить их на самом старте невозможно. Но огромное количество людей, рассказывая о плохих консультантах, уже на самом старте могут увидеть нездоровые сигналы: осуждение, излишняя назидательность, обесценивание, навязывание своих ценностей, критика ваших прошлых действий , позиция «гуру», принижение значимости вашего запроса и т.д.
Непонимание вашего запроса. Консультант должен четко понимать, из какой точки стартуем и куда нужно прийти. Если он даже не пытается сформулировать ваш запрос своими словами, чтобы убедиться, что правильно его понял — это может привести к неэффективному сотрудничеству.
Что еще должно вас насторожить:
- Не слушает: не интересуется деталями, не пытается разобраться, пропускает мимо ушей важную информацию, игнорирует вводные, которые вы ему предоставили. Совершенно недостаточно получить от консультанта фразу «я вас услышал» — важно увидеть, как он услышал и какие вопросы он задал, чтобы к этому прийти.
- Наспех дает советы. Это следствие предыдущего пункта. Такие советы отличаются тем, что непонятно, как их реализовать на практике: они либо абстрактны, либо не учитывают нюансов вашей жизни или ресурсов под рукой. Либо вообще не отвечают на тот вопрос, с которым вы пришли.
- Дает общие фразы и планы. Вместо конкретных предложений и планов действий вы слышите расплывчатые обещания, общие фразы и фреймворки. Даже если консультант работает ситуативно, без жесткого плана, отталкиваясь от текущей ситуации, конкретика все равно должна быть видна внутри рабочей сессии и в ближайших запланированных шагах.
- Предлагает стандартные решения. Вместо индивидуального подхода он предлагает вам шаблоны и решения, которые, очевидно, озвучивает каждому клиенту или которые легко загуглить. Конечно, решение вашей ситуации вполне может быть стандартным. Но тогда хороший консультант старается выяснить: почему такое стандартное решение не получилось внедрить раньше и какие нюансы важно учесть сейчас.
Непопадание в область вашего ближайшего развития. Грамотный консультант помогает вам выйти на задачи в области вашего ближайшего развития. Они могут быть немного непривычными, но должны быть посильными.
Что должно вас насторожить:
- Слишком высокие ожидания: Консультант ставит перед вами нереалистичные цели, которые вы не можете достичь в краткосрочной перспективе.
- Предлагает то, что вы не можете или не готовы делать. Например, «накачивает» вас амбициями, к которым вы не готовы. Или все время накидывает вам решения, которые превышают ваши возможности по доступному времени и деньгам.
- Выводит вас всегда в задачи из удобной лично ему области. У консультанта могут быть любимые экспертные темы. Например, тема холодных обзвонов у консультанта с экспертизой в b2b продажах. Или тема регулярного «правильного» ведения контента в соцсетях у маркетолога. Если он регулярно и настойчиво уводит вас именно туда, не помогая изучить веер других возможностей — это может сильно ограничивать вашу работу.
- Не может ответить на вопрос «зачем именно это?» или «почему именно так?». Консультант, который не погружается в запрос, спешит давать быстрые шаблонные решения и советы, не попадающие в область вашего ближайшего развития, легко сыпется на вопросах «зачем именно это?» и «почему именно так?». Но! Важно в ответах получить не теоретические доводы, а объяснения, почему именно в вашей ситуации так нужно поступать.
Конечно, наличие одного из перечисленных выше красных флагов не всегда означает, что консультант обязательно является плохим специалистом. Но чем они ярче и чем их больше — тем серьезней повод задуматься и поискать другие кандидатуры.
Зеленые флаги
Сначала расскажу об эффективном способе оценки работы бизнес-консультанта. Это — 4 шкалы оценки по опроснику «Шкала оценки сессии». Один из классных способов оценки качества альянса между консультантом и клиентом, который я рекомендую многим, базируется на опроснике «Шкала оценки сессии» (Session Rating Scale авторов Scott D. Miller, Barry L. Duncan и Lynn Johnson). Этот опросник создан для независимой оценки работы психотерапевтов, но, на мой взгляд отлично подходят для оценки качества взаимодействия с любым консультантом.
В опроснике предлагается ответить на 4 вопроса и оценить их по 10-балльной шкале:
- Отношения. Я чувствовал(а), что меня слышат, понимают и уважают.
- Цели и темы. Мы работали над тем, над чем я хотел(а) поработать, и говорили о том, о чем я хотел(а) поговорить.
- Подход или метод. Методы работы консультанта мне хорошо подходят.
- В целом. В целом, сегодняшняя сессия была подходящей для меня.
Если ваши оценки высоки, например, выше 8 из 10, то это хороший знак.
А теперь перейдем к «зеленым» критериям в поиске своего консультанта.
Готовность консультанта сделать немного больше. Настоящий профессионал не просто выполняет свою работу, он стремится предоставить клиенту максимальную ценность. Это может выражаться в его готовности чуть шире или глубже погрузиться в ситуацию, поговорить с вашим сотрудником, поделиться полезными контактами или просто поделиться инсайтом, который пришел ему, когда он думал о вас в свободное время.
Как это может проявляться:
- Дополнительные материалы и ресурсы. Консультант делится с вами релевантными полезными материалами, статьями, инструментами.
- Готовность делиться знаниями. Он с удовольствием отвечает на ваши вопросы и объясняет сложные вещи простым языком.
- Инициативность. Консультант не ждет, когда вы обратитесь к нему с просьбой, но и сам предлагает новые идеи, решения или углубиться в невидимые ранее проблемы.
- Размышления в свободное время. Консультант может возвращаться к вам с мыслями, которые ему пришли, когда он думал о вашей ситуации. Это знак, что он подходит к вашему кейсу не формально, а активно вовлечен и заинтересован в успехе. Это не обязательно регулярно присутствующая часть, но если она есть — это тоже хороший знак.
Ему хочется доверить ему чуть больше. Доверие лежит в основе любых успешных и долгосрочных отношений, в том числе и деловых. Если вы чувствуете, что можете довериться консультанту, это значительно повышает вероятность успешного сотрудничества. А если это доверие растет со временем — еще лучше!
На что можно смотреть:
- Прозрачность в работе. Консультант не скрывает информацию и готов открыто обсуждать с вами, что он делает, зачем, насколько это уместно и эффективно и т.д.
- Желание увидеть ситуацию в 3D. Хороший консультант задает много вопросов и пытается увидеть детальную картинку той ситуации, где вы оказались. Конечно, он это делает корректно и с уважением личных границ. И если вы чувствуете, что готовы делиться с ним большим количеством деталей и нюансов — это знак возрастающего доверия.
- Адекватная реакция на ошибки. Никто не застрахован от ошибок, но важно, как консультант реагирует на них. Как на ваши, так и на свои. Если он готов признать, что вы вместе зашли куда-то не туда и надо что-то менять и переделывать, но без обвинений, сарказма и истерик — это говорит о его профессионализме.
Важно знать
Выбор бизнес-консультанта — это решение, от которого вы ожидаете эффекта на развитие вас как управленца/собственника и на рост вашего бизнеса. Внимание, направленное на красные и зеленые флаги, поможет вам сделать этот выбор более взвешенно и осознанно.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
А на какие красные флаги обращаете внимание вы при выборе бизнес-консультанта?