Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Создание сильной бизнес-модели: как не споткнуться на старте


С выбора правильной бизнес-модели начинается история любого бизнеса, который планирует выжить и зарабатывать.

Бизнес-модель — это экономический базис бизнеса, описывающий поступающие денежные потоки и расходы, по различным причинам разнесенные во времени. Бизнес-модель показывает, способна ли идея приносить прибыть, где находится точка безубыточности, в чем ваша сила, в чем минусы, кто конкуренты и что может вас «убить». Это история про то, как бизнес не просто выживет, а начнет зарабатывать, какими способами и как в дальнейшем собирается развиваться.

Бизнес-модель ответит на вопрос: как пройти долину смерти и выжить в случае непредвиденных обстоятельств? Что делать, если все пойдет не так? Это, прежде всего, фундамент вашего бизнеса.

Юлия Боланд, исполнительный директор сервиса международных денежных переводов Avosend, подготовила краткий ликбез по созданию эффективной бизнес-модели.

Виды бизнес-моделей

Существует множество видов бизнес-моделей, которые делятся еще и на подвиды. Бизнес-модели могут отличаться по ряду критериев, которые определяют, как компания создает ценность, для кого, как предоставляет продукты или оказывает услуги, взаимодействует с клиентами и зарабатывает деньги.

Рассмотрим несколько ключевых критериев, по которым можно выделить различия между бизнес-моделями.

Самое верхнеуровневое деление бизнес-моделей — на уровне клиента:

  • B2C — бизнес оказывает услуги / продает товары физическим лицам;
  • С2В — сервис для взаимодействия между физическими лицами и бизнесом;
  • B2B — продукт ориентирован на другие бизнесы;
  • С2С — взаимодействие между физическими лицами;
  • B2G — ключевой клиент бизнеса — государственные органы.

По способу получения дохода бизнес-модели бывают:

  1. Подписочная модель: компания предоставляет услуги на протяжении долгого времени, а клиенты вносят регулярные платежи за доступ к продуктам или услугам. Например, стриминговые сервисы, облачные сервисы.
  2. Рекламная модель: компания привлекает аудиторию и получает доход от размещения рекламы. Например, все соцсети работают по такому принципу.
  3. Франчайзинг: предоставление права другим компаниям — франчайзи — использовать бренд, продукты и бизнес-модель на определенных условиях.
  4. Партнерская модель: сотрудничество с другими компаниями для взаимной выгоды. Например, аффилиативный маркетинг, некоторые виды ИТ-бизнеса, стратегические партнерства.
  5. Платформенная модель: создание экосистемы, в рамках которой различные стороны взаимодействуют. Например, платформы для обмена услугами, социальные сети.
  6. Транзакционная модель: заработок на конкретных транзакциях. Например, комиссии за финансовые операции, торговые онлайн-платформы.

Это малая часть существующих на рынке классификаций. Главное правило — выбирать бизнес-модель исходя из идеи вашего бизнеса и вашей целевой аудитории, комбинировать различные элементы этих моделей, четко понимать и рассчитывать структуру доходов и расходов.

Если говорить про Avosend, мы используем несколько бизнес-моделей, так как опора только на одну может сделать бизнес неустойчивым и подверженным рискам. В основе нашего бизнеса лежит транзакционная модель — предоставление сервиса международных денежных переводов и заработок на комиссиях. Кроме того, мы развиваем партнерскую сеть по всему миру, что является важным условием для предоставления нашим клиентам возможности отправлять денежные переводы в 29 стран — для этого нужны партнеры на местах.

Бизнес-модель: с чего начать

Рассказываем, с чего начать строить бизнес-модель.

Определяем проблему, то есть потребность. Любая бизнес-модель начинается с определения проблемы — что и для кого мы решаем, зачем нужен этот бизнес, есть ли в нем потребность для клиентов и что мы можем им предложить.

Рассмотрим на нашем примере. У нас сервис денежных переводов. Аудитория достаточно своеобразная, разнообразная и местами сложная. Одним из факторов, оказывающих значительное влияние на развитие сервисов денежных переводов, является трудовая миграция, начиная от чернорабочих и заканчивая экспатами. Вторым фактором является спрос на покупку товаров и услуг в других странах и необходимость их оплаты.

Определяем и изучаем целевую аудиторию. Выделив проблему, которую хочет решать бизнес, важно четко понимать: кто является клиентом, какие группы людей? В каких случаях они должны воспользоваться сервисом или приобрести товар, не отпадет ли у них потребность, какой примерно срок жизни может быть у этой потребности? Это сиюминутная или регулярная история?

Можно применить методы дизайн-мышления. В идеале провести полную сессию: понаблюдать за клиентами, взять глубинные интервью, составить портрет аудитории, карты эмпатии и разобрать задачи, которые аудитория хочет решить, например, по широко известной методологии Jobs To Be Done.

Именно с этого мы и начали в Avosend: изучили как можно более детально нашу целевую аудиторию, ее боли, поведение — к примеру, как живут, где работают, какие источники информации используют, кому и чему верят, как принимают решения. У некоторых сегментов можно четко проследить активность по определенным дням недели и часам, кто-то доверяет исключительно сарафанному радио, кто-то — определенным телеграм-каналам.

Такое исследование помогает понять, какие потребности уже закрывает текущий продукт, а какие сегменты клиентов еще не охвачены, насколько велика потенциальная емкость рынка.

Пример шаблона JTBD Canvas
Пример шаблона JTBD Canvas

Шаблон JTBD Canvas

Шаблон JTBD Canvas

Изучаем конкурентов. Это один из важнейших шагов. В каждом крупном сегменте рынка всегда присутствует значительное количество прямых и непрямых конкурентов, особенно если речь о российском финтех-рынке, который давно превратился в красный океан.

Стоит внимательно изучить опыт успешных конкурентов и опыт неуспешных. Многие гипотезы уже были протестированы до вас, не надо начинать с нуля — лучше внимательно изучить и принять к сведению уроки из уже имеющегося опыта.

Необходимо ответить на вопросы:

  1. Почему клиенты должны идти именно к вам, а не к конкурентам?
  2. В чем сила конкурентов и в чем они преуспевают?
  3. Что можно взять себе?
  4. Что конкуренты противопоставят вам в борьбе за рынок?

Есть крупные компании, которые изменением каких-то тарифов и комиссий могут поставить под вопрос существование вашего бизнеса. Поэтому к анализу конкурентов надо подходить очень внимательно. Необходимо тщательно оценивать их действия и заранее предвидеть возможные сценарии.

Например, демпинговые стратегии конкурентов могут сделать ваш продукт менее привлекательным для клиентов. Или свежий пример в контексте рынка денежных переводов: банки могут ввести высокие тарифы за использование своих карт, что может существенно повысить операционные расходы для сервисов денежных переводов и снизить их привлекательность для пользователей.

Выдвигаем и тестируем гипотезы. Создание и тестирование гипотез — важный этап в разработке бизнес-модели. Чтобы они были максимально эффективными, важно сделать их разнообразными, избегая когнитивных ловушек, таких как предвзятость и ограниченный опыт.

Часто мы полагаемся на собственный опыт, имеем какие-то свои убеждения, в которые искренне верим, что может привести к искажению восприятия реальности. Лучше заранее определить такие убеждения и тщательно их протестировать. При этом необходимо помнить, что наше мнение представляет лишь определенный сегмент и мотивации других групп могут существенно отличаться. Глубокий анализ и вовлечение внешних экспертов могут помочь увидеть полную картину и избежать узкоспециализированного мышления.

При тестировании стоит учитывать, что исследования на клиентах или слишком неточных прототипах могут дать искаженный результат, и проявится так называемый эффект экспериментатора, а по факту окажется, что клиенты не так уж и заинтересованы в вашем продукте. Поэтому выжившие на первом этапе гипотезы стоит подвергнуть более глубокому стресс-тестированию.

Пример шаблона для построения гипотез
Пример шаблона для построения гипотез

Шаблон для построения гипотез

Шаблон для построения гипотез

Построение бизнес-модели — это сложный процесс, который требует не только внутреннего анализа, но и взгляда со стороны. Привлечение специалистов различных профилей становится ключевым моментом для полноценной оценки всех аспектов бизнеса. Зашоренное мышление иногда мешает видеть весь спектр возможностей и рисков. Поэтому важно обратить внимание на слабые стороны, которые могли бы остаться незамеченными. Хорошо попробовать ответить на вопрос не только почему концепция преуспеет, но и почему она провалится.

Следует учитывать быструю изменчивость рынка. В этом контексте необходимо как досконально изучать текущее состояние рынка, так и предвидеть возможные изменения. И если чего-то не досчитать или не увидеть движение крупного конкурента, правовые изменения. бизнес может погибнуть. Всегда нужен план Б, а еще лучше В и Г.

Продумываем уязвимые места и как на них реагировать. На старте мы должны понимать, как для клиента выглядит услуга, end-to-end. На примере перевода — начиная с того, какой картой будет пользоваться клиент, где ее получал, какие сервисы он использует в своих финансовых приложениях, какова полная стоимость услуги. Сколько клиентов должны воспользоваться вашей услугой, с какими чеками, чтобы доходы стали превосходить расходы?

И еще одна ключевая вещь — это финансовая модель. Она показывает экономическую жизнеспособность бизнеса. Кто, как часто и по какой цене будет покупать ваш продукт или услугу? Сколько у вас останется после оплаты всех расходов? Сколько денег потребуется на запуск и раскрутку, привлечение клиентов? Какую сумму нужно потратить до того, как привлечете достаточное количество платящих клиентов и доходы станут существенно превышать расходы? Какой будет период окупаемости?

Здесь часто недооценивают предстоящие расходы, время и затраты на привлечение, которые возникают по ходу реализации, отодвигая все дальше точку безубыточности.

Исследуем аудиторию. Кейс Avosend

Мы начали с изучения наших основных клиентов — трудовых мигрантов и релокантов.

Если говорить про трудового мигранта, то его путь начинается еще с момента пребывания в своей стране, когда он только начинает задумываться о переезде. И в этом случае следует выяснить следующее: как он принимает решение, что именно планирует, с кем общается, откуда черпает информацию и какую.

Далее выясняем, как он ищет работу, как оформляет разрешение, где и с кем живет, особенности быта, какие места посещает. Так как у нас сервис денежных переводов, то для нас важно было выяснить, какими сервисами пользуются потенциальные клиенты, с какими сложностями сталкиваются, что для них важно, чему они доверяют и почему.

Изучение клиентов — достаточно трудоемкий процесс. Зачастую потребуется не один метод, а их совокупность. Мы в Avosend использовали опросы, глубинные интервью, наблюдения в реальных жизненных условиях. Что касается последнего, то мы, например, посещали миграционные центры, общежития, места работы.

После коммуникации с потенциальными клиентами становится понятно, что они собой представляют: их интересы, на каком языке с ними нужно разговаривать, как предлагать сервис. Все эти исследования помогают выделить основные проблемы, после чего уже и формируется ваше уникальное ценностное предложение.

Результаты исследования денежных переводов
Результаты исследования денежных переводов

Исследование пользователей денежных переводов

Исследование пользователей денежных переводов

Сколько это стоит

Для стартапа и даже для действующего бизнеса важно очень детально отследить и проанализировать все ресурсы, расходы и издержки, которые потребуются на запуск сервиса или продукта. И обязательно всегда всплывет что-то неучтенное.

Если говорить про стартап, то на первых порах можно что-то делать руками, дорогие технические решения заменить более простыми и дешевыми, использовать партнерские сервисы.

В идеале фундамент правильной бизнес-модели закладывается на берегу, тестируется, оценивается дальнейшее развитие сервиса — как с этим работать в будущем, возможности масштабирования.

Отдельно подчеркну, что обязательно нужно проанализировать несколько вариантов развития событий.

Должны быть ответы на следующие вопросы:

  1. Что будет, если эта бизнес-модель не взлетит?
  2. Как и на чем еще сможем зарабатывать деньги?

Для дальнейшей успешной работы желательно подготовить два-три дополнительных варианта источников дохода.

График валовой маржи
График валовой маржи

Валовая маржа на 1000 ₽

Валовая маржа на 1000 ₽
График пожизненной ценности клиента
График пожизненной ценности клиента

Пожизненная ценность клиента

Пожизненная ценность клиента

Используем готовые шаблоны

Для построения бизнес-моделей существуют стандартные шаблоны Lean Canvas Model. Они строятся на основании модели, разработанной Остервальдером. Lean Canvas — это немного доработанная модель методологии Остервальдера, которая глубоко описывает полную картину бизнеса.

Модель включает 12 блоков:

  1. Целевые сегменты.
  2. Ранние последователи.
  3. Боли, проблемы, потребности целевых сегментов.
  4. Существующие альтернативы, прямые и непрямые конкуренты.
  5. Решения, закрывающие потребности, гипотезы.
  6. Верхнеуровневая концепция.
  7. Уникальное торговое преимущество.
  8. Ваше уникальное преимущество.
  9. Ключевые метрики.
  10. Каналы привлечения клиентов и взаимодействия с ними.
  11. Монетизация.
  12. Структура расходов.

Все блоки обязательны для заполнения.

Шаблоны Lean Canvas Model
Шаблоны Lean Canvas Model

Lean Canvas Model

Lean Canvas Model

Визуализируем риски. Побеждает быстрый, шустрый и умелый

Возможности проистекают из оценки потребностей рынка, клиента, из описания и понимания сегментов, конкурентной составляющей, того, чем вы будете отличаться от кого-то, почему клиенты должны пойти именно к вам, как бороться с конкурентами, чтобы они не «убили» вас, как только заметят.

Старайтесь смотреть шире, практиковать открытое мышление, не цепляясь за какую-то одну узкую идею. Изучайте бизнес-модели конкурентов на российском и на зарубежных рынках, как люди решали похожую проблему, в том числе неуспешные модели. Ответы, почему они не взлетели, помогут избежать собственных ошибок. Такая насмотренность для стартапера, продакта всегда должна быть.

Отсюда же, из возможностей, вытекают и риски, которые нужно прописывать и визуализировать. Следует детализировать картину по рискам и составлять план ответов на них. Как правило, высока вероятность, что в дальнейшем всплывет недооцененный, зарытый в глубине риск, на который придется реагировать исходя из текущей ситуации.

Какие-то угрозы всегда рождают новые возможности. Так случилось с рынком денежных переводов. Многие банки в ряде стран попали под санкции, в результате чего для них закрылась дорога для переводов. Это открыло возможность для относительно небольших сервисов выйти на рынки, продать себя правильно и закрыть потребность клиентов в оплате зарубежных сервисов и услуг.

Однако стоит помнить, что на рынке много таких же активных, как и вы, стартапов или корпораций с почти неограниченными ресурсами. На этом рынке побеждает только быстрый, смелый, ловкий и умелый.

Держим руку на пульсе

Привлекайте разных специалистов. Ошибки — это в первую очередь история про когнитивные искажения. Нужны разные мнения разных людей разных специальностей, чтобы составить наиболее полную картину. Обязательно иметь несколько хорошо просчитанных сценариев на разные случаи.

Оценивайте изменчивую экономическую и геополитическую обстановку. Естественно, нужно наблюдать не только за конкурентами, но и за постоянно меняющейся средой. Необходимо быть в курсе геополитических событий, всегда следить за новостями и понимать, куда в целом движется экономика, какие тенденции. Мы, например, смотрим макроэкономические прогнозы российского ЦБ и Минэкономразвития.

Если вы собираетесь выходить на рынки зарубежных стран, то делать нужно то же самое: смотреть, как в этих странах прогнозируется развитие, что будет с их экономикой, какими будут тенденции по развитию технологий и финансов.

Например, азиатский и африканский рынки — развивающиеся, где у людей иногда единственный имеющийся кошелек — мобильный кошелек, соответственно, все определяется наличием мобильной связи, а вот карт и банковских счетов практически ни у кого нет. Но мы понимаем, что государственная политика меняется, в страну будет инвестироваться больше денег. Получается, что государство либо отдельная компания планируют предоставить больше сервисов населению.

Часто тренд идет от воли лидера страны или каких-то компаний, капиталистов, которые приходят на рынок и начинают внедрять изменения. Поэтому нужно быть визионером, просчитывая все на несколько шагов вперед.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Боланд
Юлия Боланд

Какие советы по созданию бизнес-модели можете дать начинающим предпринимателям?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации