Моя команда в «Сотер» совместно с психометриками и социологами провела глобальное исследование темы определения предпринимателя и индикаторов, которые делают его успешным. В его основе — анализ 138 научных публикаций, среди которых 90% — зарубежные источники, 10% — отечественные. Мы рассматривали только признанные в научных кругах работы, у которых более 50 цитирований.
Делюсь результатами через призму личного опыта работы с предпринимателями.
Кто такие предприниматели?
На самом деле в научном сообществе нет единого мнения о том, что такое предпринимательство. За десятилетия изучения предпринимательской деятельности разными исследователями было дано множество ее определений. Большинство из них относят к предпринимателям следующие черты: новизну, организацию процессов, создание, ориентацию на обогащение, принятие риска, потребность в достижениях и инновационность.
В качестве отдельного феномена выделяют социальное предпринимательство, которое характеризуется стремлением предпринимателя фокусироваться на благополучии и защите прав других людей, испытывать к ним сочувствие и желание помочь им и действовать так, чтобы это приносило им пользу.
Что отличает успешных предпринимателей от менее успешных?
Исследования подтверждают, что существует определенный набор качеств, благодаря которому предприниматели становятся теми, кто они есть, и эти качества ярко отличают их от других групп людей.
Соотнеся анализ научной литературы и личный опыт работы с предпринимателями, мы выделили факторы, которые влияют на успешность предпринимателей.
Внутренний локус контроля. Это ощущение личного контроля над событиями и последствиями в своей жизни, опора на себя в принятии решений. Люди с внутренним локусом контроля ощущают себя ответственными за свою жизнь, в то время как люди с внешним локусом контроля часто опираются на удачу или судьбу.
Например, опоздав на работу, человек с внутренним локусом контроля берет на себя ответственность за опоздание (поздно выехал или не рассчитал время), а человек с внешним локусом контроля перекладывает ее на внешние обстоятельства (пробки, дождь и т. д.)
Замечено, что предприниматели, которые больше опираются на себя, с большей вероятностью создают бизнес и приводят его к успеху.
Настойчивость. Здесь имеется в виду стремление продолжать свое дело, несмотря на встречающиеся на пути трудности. Например, когда ни пандемия, ни экономический кризис, ни сбои в мировой логистике не останавливают предпринимателя в его намерении развивать свое дело.
Так, более настойчивые предприниматели достигают большей успешности своего бизнеса в сравнении с менее упорными коллегами.
Понимание рынка. То есть умение определять конкурентов, наблюдать за их позиционированием на рынке, замечать общие тенденции и закономерности.
Например, если бы руководство компании Kodak в свое время понимало растущую популярность рынка цифровых фотоаппаратов, то это, возможно, не привело бы компанию к неверным решениям и к банкротству.
Успешные предприниматели отличаются более глубоким пониманием развивающегося рынка, своих нынешних и будущих конкурентов.
Ориентация на обучение. Подразумевает поиск новых знаний и навыков для собственного развития: участие в образовательных мероприятиях, отслеживание новых разработок, понимание того, где найти соответствующую информацию, интерес к новым методам и техникам.
Так, я сама как предприниматель постоянно учусь, и неудивительно, что на программах MBA встречаю преимущественно предпринимателей, а не тех, кто только хочет им стать.
Это подтверждает и научная литература: более успешные предприниматели характеризуются более выраженной ориентацией на постоянное обучение и развитие как в профессиональном, так и в личностном плане.
Способность выявлять и использовать бизнес-возможности. То есть способность предпринимателя идентифицировать и использовать неявные бизнес-возможности. За примером далеко ходить не нужно — в пандемию мы все увидели именно таких предпринимателей: они первыми запускали доставку и особые условия обслуживания.
Поэтому успешные предприниматели обладают более высокими показателями по этому критерию.
Понимание себя. Понимание своих слабых и сильных сторон позволяет предпринимателям расставлять приоритеты: над какими аспектами им нужно работать самостоятельно, а по каким нужна помощь других.
Это хорошо видно по тому, как предприниматель выбирает преемника или бизнес-партнера: чтобы усилить свои слабые стороны (например, стратегию или операционную работу) или импульсивно, потому что «человек хороший попался».
Это в том числе отличает более успешных предпринимателей от менее успешных.
Отличия предпринимателей от наемных руководителей
Если говорить о том, чем вообще отличаются предприниматели от непредпринимателей, и в частности наемных руководителей, большинство из которых рано или поздно хотят уйти «в свое дело», то к вышеперечисленным пунктам добавятся и другие.
Инновационность. Под этим подразумевается стремление к творчеству и экспериментам через внедрение новых продуктов/услуг, а также стремление к технологическому лидерству в новых процессах.
Эта черта проявляется, когда предприниматель создает нечто действительно новое и уникальное (например, бесконтактную доставку продуктов в период пандемии), а не просто улучшает уже существующие явления.
Инновационность является одним из главных факторов, отделяющих предпринимателей от менеджеров.
Принятие рисков или готовность идти на риск. Включает в себя смелые действия, например, связанные с крупными займами и/или выделением значительных ресурсов для предприятий в неопределенных условиях. Это также подразумевает и риски, связанные с финансовым благополучием, карьерными возможностями, семейными отношениями, эмоциональным состоянием и психологическим благополучием.
В то время как предприниматель лично берет на себя риски прибыли и убытков, менеджер находится в более безопасных условиях, не требующих от него этого. Мета-анализ Stewart & Roth подтверждает предположения, что предприниматели имеют большую готовность к риску, чем менеджеры.
Толерантность к неопределенности. Это способность положительно реагировать на неоднозначные ситуации. Риск и неопределенность являются факторами предпринимательского поведения и приводят к инновационным и оригинальным действиям.
Например, когда в условиях изоляции предприниматели не закрывали бизнес, а запускали новые форматы работы с клиентами (тренировки и образование онлайн, дегустации на дому и т. д.). Для бизнеса это подразумевало полную трансформацию и большой риск, но в итоге приводило к новым точкам роста.
Предприниматели имеют более выраженную толерантность к неопределенности, чем другие группы, поскольку они чаще других оказываются в ситуациях недостатка информации и высоких ставок от их решений.
Уверенность в себе / самоэффективность. Эти характеристики позволяют оценивать и видеть эффективность собственных действий в контексте достижения поставленных бизнес-целей. У предпринимателей они развиты в большей степени, чем у непредпринимателей.
Решительность. Что подразумевает умение делать выводы на основе различных источников информации и рекомендаций, а также способность принимать решения даже тогда, когда не все с ними согласны, а результат не вполне предсказуем.
Это побуждало и Илона Маска запускать свою космическую программу, и Трэвиса Каланика и Гаррета Кэмпа создавать Uber, и Стива Джобса разрабатывать свой первый компьютер, и еще многих предпринимателей действовать.
Предприниматели имеют более высокие показатели решительности, чем представители других групп.
Что мотивирует идти в предпринимательство?
Среди основных мотивов к предпринимательской деятельности выделяют стремление к независимости и автономии, потребность в достижении, финансовые и социальные мотивы и т. д. Большинство из этого так или иначе знакомо и интуитивно понятно многим.
Однако наибольший интерес представляют мотивы и причинно-следственные связи, которыми предприниматели бессознательно руководствуются на своем пути. Да, они зачастую неосознаваемы, но они были изучены, измерены и описаны научным сообществом. И в своей практике я все больше вижу прямую корреляцию между этими мотивами и деятельностью предпринимателей.
Предпринимали и те, кто хотел бы ими стать, делятся на два типа: «истинных» и «вынужденных».
«Истинные» предприниматели. Они ориентированы на рост, постоянно ищут возможности и инновации. Их невозможно остановить, так как они, как охотничья борзая, вечно идут носом за тенденциями и новыми рынками. К материальному благополучию они относятся скорее как средству достижения конечной цели — созданию и развитию своего дела.
«Вынужденные» предприниматели. Они ориентированы на необходимость и запускают бизнес, когда требуются улучшения в своей жизни, которые они не могут получить другими способами. Предпринимательство становится не самоцелью, а источником денег,статуса или свободы от найма. Как правило, такие предприниматели работают в более консервативных бизнесах или имеют генерирующего партнера.
По моему опыту работы с предпринимателями, предрасположенность к той или иной группе никак не связана с успешностью бизнеса, однако понимание своих мотивов значительно облегчает жизнь и помогает более осознанно выстроить траекторию развития.
Каковы особенности российского предпринимательства?
Уровень предпринимательской активности и особенности этой категории во многом зависят от контекстуальных (внешних) и индивидуальных (внутренних) характеристик.
Среди контекстуальных особенностей российских предпринимателей выделяется ведущая роль государства. При этом как в положительном, так и в отрицательном ключе.
Согласно опросам, положительная роль влияния государства на бизнес заключается в следующих действиях:
- внедрение научно-технических разработок;
- развитие государственных программ;
- открытость рынков для малых и растущих компаний.
Отрицательная роль государства проявляется в таких явлениях, как:
- ограничения из-за пандемии;
- несогласованность действий федерального и субфедерального уровней власти во введении поддерживающих мер;
- закрытие B2C-каналов;
- отсутствие синхронности действий государства и бизнеса из-за отсутствия диалога;
- недоступность государственных программ;
- введение ограничительных мер без должной финансовой поддержки и компенсаций.
Внешние препятствия становятся причиной низкой мотивации к предпринимательской деятельности и высокому уровню страха провала. Так, Россия стабильно входит в топ‑20 стран, где наблюдается высокий страх провала (14‑е место из 43 стран-участниц проекта GEM в 2020 году), наряду с такими странами, как Индия, Греция, Кипр, Хорватия, Канада.
Тем не менее с 2019 года Россия поднялась в общем рейтинге оценки возможностей для создания бизнеса. В 2020 году Россия занимала 35‑е место из 43 стран-участниц проекта GEM, тогда как в 2019 году она была на 48‑м месте из 50.
Говоря об индивидуальных особенностях российских предпринимателях, следует выделить прежде всего ценность социальных связей и доверия, на основе которых формируются деловые отношения, и восприятие денег: для среднего бизнеса деньги — это скорее средство, в то время как для малого бизнеса деньги являются целью и главным стимулом предпринимательской активности.
Подводя итог
Анализ научной литературы и мой личный опыт работы с предпринимателями среднего и крупного бизнеса России говорят о том, что предпринимательство — это черта не врожденная. Понимая, какими навыками обладает эта категория людей, можно развить в себе недостающие качества, чтобы более успешно развиваться в своем деле.
Также важно понимать, что наряду с предпринимателями существует еще категория бизнесменов. Они не всегда ориентированы на созидание и преобразование текущего слоя реальности, чаще всего выстраивают работу на том, что уже хорошо работает и, главное, приносит прибыль. Это важное отличие, но оно ни в коем случае не делает одних «хорошими» и «успешными», а других «плохими» и «отстающими». И предприниматели, и бизнесмены умеют эффективно работать, особенно когда делают это вместе, — в этом и кроется сила бизнес-партнерств: понять, что проседает у тебя, и усилить себя партнером с нужной компетенцией.
При этом важно понимать, что у предпринимателей каждой культуры есть свои контекстуальные и личностные особенности, осознавая и учитывая которые можно гораздо эффективнее вести совместный бизнес. В современную эпоху кооперации и интернациональных партнерств это как никогда актуально.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как вы думаете, предпринимателями рождаются или становятся? Делитесь своим мнением в комментариях.