Малый бизнес в Германии, на удивление, прост в открытии, регистрации и налогообложении. Но если речь идет о среднем или крупном бизнесе — то чаще встречаешься с монополиями. Те, кто держит высокие позиции, не разрешит вам их занять. Вот почему большая часть предпринимателей в Германии ограничена малым бизнесом — попасть в более крупный бизнес практически невозможно.
В России тоже непросто вести бизнес: есть свои сложности, но также и одна весомая разница — здесь есть возможности для роста. Существует государственные меры поддержки, обучение, инвесторы — все это помогает достигнуть успеха. И всего этого сильно не хватает в Германии. О этом и других сложностях немецких и преимуществах российских бизнес-процессов — в статье.
С какими сложностями сталкиваются предприниматели в Германии
Первый бизнес в Германии я начал после учебы на ландшафтного дизайнера. Тогда я открыл свою компанию, которая называлась OCHS GMBH. Мы занимались благоустройством территорий и ландшафтным дизайном, предоставляли услуги для парков и частных домов. Компания находилась в земле Рейнланд-Пфальц, в городе Хаслох, недалеко от Манхайма.
Со временем я понял, что ведение бизнеса в Германии имеет свои сложности:
- Чтобы получить разрешение на реализацию проектов, иногда уходило от 1 года до 3 лет. Все инвестиционные деньги «застревали» в этом процессе.
- В Германии все уже запланировано на 20-30 лет вперед, и они не хотят видеть что-то новое. Такое ощущение, что система уже настроена таким образом, что не заинтересована в изменениях.
- Очень сложно «договориться». Если что-то запрещено, то это действительно никак нельзя сделать — никаких вариантов для обсуждения.
- Юридические вопросы могут растянуться от 3 до 10 лет, что очень замедляет развитие. Особенно после Covid-19 все проблемы начали списывать на пандемию, и это затормозило бизнес.
Законодательство в ФРГ для малого и среднего бизнеса довольно лояльное. Каждый легко может открыть компанию: для этого есть административные ресурсы, финансовая помощь и прочее. Весь бизнес в Германии держится на малом и среднем сегменте.
Однако есть одна проблема — законодательство не позволяет развиваться дальше. Существует определенная граница, которую нельзя преодолеть. Германия в этом смысле — большая деревня, в которой каждый пропускает только «своих». Например, когда я подавал тендеры на большие проекты, мне говорили, что я никогда не смогу выиграть, потому что я не родился в Германии. Это была реальная ситуация. «Свои» могут пройти везде, а другим игрокам «снаружи» вход закрыт.
Почему я решил начать бизнес в России, и что из этого вышло
Я почувствовал перспективы. Знаете, у предпринимателей всегда работает интуиция. И я понял, что именно в туристическом бизнесе в России есть огромный потенциал.
Начал с Крыма. План был такой: построить маленький отель в Крыму. Провел примерно год, просто летая туда-сюда, чтобы найти подходящий участок. Потом понял, что есть серьезные проблемы: объекты часто остаются недостроенными — таких много в Крыму и вообще по всей России. Это показывает нестабильность и частую смену законов и администрации. Люди начинают стройку, потом не могут ее закончить из-за изменений в законах или разногласий с партнерами. Поэтому я решил создать свою систему, где можно строить поэтапно.
Решил заниматься развитием территорий и производством, потому что здесь эти секторы либо отсутствуют, либо слабо развиты. Сегодня у меня группа компаний. Во-первых, мы занимаемся производством модульных домов. Пока только набираем обороты. Но поскольку рынок модульных домов еще не заполнен и раздроблен на множество маленьких компаний, ожидаем в 2025 году стремительный рост. К слову, основной конкурент, который пока лидирует в данной нише, занимает всего 4-5% рынка.
Во-вторых, в конце 2023 года я начал заниматься консалтингом, основываясь на образовании ландшафтного дизайнера, многолетнем опыте работы в Европе и насмотренность благодаря путешествиям. Спрос на развитие туризма и загородного отдыха очень высок. Многие хотят войти в этот бизнес, потому что государство выделяет на это субсидии и активно поддерживает данное направление. Кроме того, в России много крутых, но пустых локаций, которые отчаянно нуждаются в развитии. Например, в Ярославской области туристическая отрасль только зарождается.
Какие преимущества сегодня в России в плане ведения бизнеса
На мой взгляд, в России есть огромные возможности для ведения бизнеса. Рынок здесь был очень пустым по сравнению с Германией — там практически каждая деревня имеет какое-то производство, будь то фармацевтика или запчасти. В России этот рынок еще 3 года назад был слабо развит, и на данный момент здесь буквально «непаханое поле» для любых бизнес-инициатив. Определенно нужны производственники, управляющие и квалифицированные рабочие, многие из которых уехали в Европу или Америку. Здесь много ресурсов, и это большое преимущество.
Россия традиционно экспортировала сырье, но сейчас появился спрос на развитие внутреннего производства. Начинается с малого, вроде шурупов, а заканчивается крупными промышленными проектами.
Государство предоставляет субсидии, большие участки для строительства производств. Например, в Тутаеве нам выделили четыре гектара под строительство производства без какой-то серьезной оплаты. Это огромное подспорье для бизнеса.
Кроме того, в России бизнес развивается стремительнее благодаря конкуренции, которая стимулирует придумывать новые маркетинговые ходы, быть более креативными. Из-за этого здесь все происходит быстрее по сравнению с Европой, где рынок монополизирован. Например, там нотариус по нормам законодательства, может находится не ближе пяти километров от другого нотариуса. Та же ситуация с косметологами и другими профессиями — нет серьезной конкуренции и стремления к развитию.
С одной стороны, конкуренция — это хорошо, потому что стимулирует рост. С другой стороны, есть проблемы с качеством: немецкое качество высокое именно из-за отсутствия необходимости быстро создавать новые продукты и услуги. В условиях «монополии» есть время хорошо проработать продукт, внести качественные изменения.
Да, еще в России есть бюрократия и определенные сложности присутствуют, но здесь легче находить людей, готовых вас поддержать. К тому же, языковой и культурный барьер отсутствует, что значительно упрощает коммуникацию и помогает быстрее выстраивать деловые отношения. Да и в целом, здесь легче достичь больших высот благодаря русской смекалке и личному бренду.
Пусть каждый найдет свое место для реализации своих идей и потенциала, будь то в России или за границей.
А у вас был опыт ведения бизнес за рубежом? Поделитесь в комментариях.