Особенность бизнес-процессов в крупных компаниях — в их количестве и сложности. Когда возникают проблемы в малом бизнесе, владельцу порой достаточно поговорить с руководителями отделов и сотрудниками, чтобы понять, где есть нарушения в процессах.
В крупных компаниях так не получится из-за сотен процессов, тысяч документов, которые их описывают, и большого объема данных, которые нельзя обработать вручную. Поэтому чтобы найти «дыры», в которые утекает прибыль, используют методы процессной аналитики. Часто это единственное решение, которое поможет крупному бизнесу понять, что идет не так, и изменить процесс.
Я Аркадий Мохирев, директор по развитию финансовых и операционных технологий VK. В статье расскажу, как платформа процессной аналитики помогает находить и исправлять ошибки в бизнес-процессах.
Процессная аналитика: что это такое и для чего она нужна
Процессная аналитика, или Process Mining, — это технология, которая позволяет:
- проанализировать фактические бизнес-процессы и сравнить их с идеальными;
- выявить ошибки и узкие места в фактических процессах;
- понять, как оптимизировать процессы, чтобы они приблизились к идеальным.
Пример. Банк выдает кредиты физлицам. В идеале процесс выглядит так:
Но бывает, что на самом деле всё строится по-другому. Процесс изменился, потому что банк затянул с проверкой. Это могло произойти из-за того, что был сбой в системе кредитного скоринга и сотрудники вручную проверяли заявки или служба безопасности слишком долго изучала документы.
Чтобы отследить, где и какие проблемы есть в бизнес-процессах, используют платформы процессной аналитики, например VK Process Mining. Вот как это работает:
- Специалисты VK Process Mining изучают процессы компании и выясняют, какие нужно и можно проанализировать. Обычно начинают с тех, по которым собрано достаточно данных.
- Подключают платформу аналитики к системам, например CRM, 1С, IP-телефонии, базам данным, файловым хранилищам, чтобы собрать информацию.
- Моделируют процесс, а сотрудники компании проверяют, что он отображается верно.
- Формируют дашборд процесса, чтобы наглядно представить проблемные места.
- Настраивают регулярную загрузку данных из систем компании на платформу, чтобы руководители увидели проблемы и приняли меры.
Предположим, что в банке из примера выше подключили платформу процессной аналитики. В итоге выяснили: менеджеры часто перепроверяют заявки вручную, поэтому не успевают вовремя вернуть документы. В этом случае компания решает, как оптимизировать процесс: например, нанимает больше сотрудников.
Технология процессной аналитики универсальна. Ее можно использовать, чтобы оценить процессы и в документообороте компании, и на производстве, и во взаимодействии с контрагентами. Далее расскажу подробнее, в каких сферах и для каких задач можно применять процессную аналитику. А еще приведу реальные примеры из нашей практики.
Финансовый сектор
Оптимизировать открытие счетов. Например, один банк, который подключил процессную аналитику, выяснил: чтобы открыть клиенту зарплатный счет, уходит больше времени, чем прописано в регламенте. Причина в том, что сотрудники не соблюдали правила: не выставляли в системе статусы операций, долго выполняли однотипные процедуры.
Руководитель решил обучить сотрудников работать с ПО и сделал регламенты понятнее. После оптимизации зарплатные счета стали открывать за два дня, а не за пять.
Оптимизировать работу IT-службы. Многие банки — это IT-компании. Они выпускают новые продукты, обеспечивают их поддержку и устраняют ошибки в системах. При этом банки связываются с пользователями через чаты и кол-центры. Если клиенты часами ждут ответа или не могут решить свой вопрос, банк теряет прибыль.
Процессная аналитика помогает оценить, как работают IT-службы и почему возникают проблемы. Например, в крупном банке мы, как специалисты VK Process Mining, проанализировали процессы, связанные с обработкой заявок пользователей. Оказалось, что проблемы 78% клиентов, которые жаловались на неисправность в сервисе, так и не решили.
Такой показатель критичен для банка, поэтому специалисты подготовили рекомендации, как оптимизировать процесс.
Увеличить скорость обработки юридических документов. Результаты работы кредитной организации во многом зависят от того, как быстро проверяют и согласовывают документы. На эти операции тоже можно посмотреть с помощью процессной аналитики. Например, выявить, на каком этапе потенциальный клиент уходит, потому что его документы слишком долго проверяли.
Промышленность
Выявить проблемы с закупками. От цены и объемов сырья, а также сроков его получения зависит не только процесс производства и продажи товара, но и эффективность бизнеса в целом. Компании из разных отраслей с помощью платформы VK Process Mining выявили такие проблемы:
После анализа на одном предприятии обнаружили, что периодически рассчитывались с поставщиками на пару дней позже срока. Компания настроила контроль оплаты в 1С, чтобы деньги уходили точно в срок, — так получилось сэкономить до 9,5 млн рублей за год.
Оценить процесс управления мастер-данными. Часто, если данные хранятся в разных системах и их вносят разные сотрудники, информация дублируется. В результате специалисты дольше обрабатывают заявки, а реальные складские запасы не соответствуют тем, что отображаются в базе. Это может привести к многомиллионным убыткам.
Так, одному крупному предприятию процессная аналитика помогла понять, что надо изменить в управлении мастер-данными. Например, они настроили систему так, чтобы невостребованные заявки «уходили» из базы автоматически и сотрудники не тратили ресурсы на их повторную обработку.
Проанализировать процессы обслуживания и ремонта оборудования. В производственных компаниях кроме планового ремонта техники и оборудования бывает и внеплановый. Тогда часть производства может простаивать, а предприятие — нарушать сроки поставок готовой продукции. Чтобы минимизировать убытки, приходится перераспределять ресурсы и корректировать сроки. Увидеть и зафиксировать простои и сроки легче с помощью процессной аналитики.
Например, одна компания проанализировала процесс планирования ремонта с помощью VK Process Mining. Она выявила, как сократить время простоя оборудования до 10%, а трудозатраты на планирование ремонта — до 25%.
Оценить процесс документооборота. Иногда производство тормозится из-за пробелов в документообороте. Например, бумаги долго «висят» на входном контроле или в согласовании документов участвуют топ-менеджеры, которых часто нет на месте.
С помощью процессной аналитики можно проанализировать процесс документооборота и оптимизировать отдельные этапы. Таким образом одна компания после анализа исключила из процесса согласования двух топ-менеджеров. Это не повлияло на юридическую силу документов, зато удалось сократить сроки подписания.
Ретейл
Проверить процессы нетоварных закупок. В крупных компаниях на согласование закупок обычно уходит много времени и ресурсов. Приведу пример: у сети супермаркетов магазины расположены по всей стране. Каждая торговая точка согласовывает выбор подрядчиков, закупку расходных материалов или запуск рекламных кампаний с центральным офисом. Его сотрудники перегружены, заявки от магазинов часто теряются, а на принятие решений уходят недели. В такой ситуации работа филиала может быть парализована, а значит, ретейлер теряет прибыль.
Чтобы увидеть узкие места и оптимизировать процесс, компания использует процессную аналитику. Цель — сократить время на согласование и трудозатраты за счет уменьшения числа сотрудников, которые участвуют в закупках. Сейчас в этой компании перенастраивают процессы, чтобы достичь запланированных результатов.
Проанализировать взаимодействие с покупателями. Не вовремя отправленный товар или грубость менеджера интернет-магазина могут привести к тому, что покупатели отменяют заказы, оставляют негативные отзывы и уходят к конкурентам. Понять, на каком этапе что-то пошло не так, поможет процессная аналитика.
Например, один крупный онлайн-ретейлер проанализировал процесс продаж и выяснил, почему клиенты отменяют заказы, а служба доставки не соблюдает сроки. Параллельно оценили, насколько покупатели удовлетворены уровнем обслуживания. Результаты помогли компании сформулировать цели и ожидаемый экономический эффект:
Оценить процессы внутреннего аудита. Такая форма контроля не всегда бывает объективной, потому что большую часть процедур сотрудники делают вручную. Например, в одной организации для аудита использовали больше 70 операций. С помощью процессной аналитики компания проанализировала все процедуры и отобрала те, которые можно автоматизировать. Например, проверку сроков, в которые компания передает отчетность и оплачивает налоги.
Проверить процессы договорного учета. Если контрагенты долго согласовывают документы и задерживают поставки, а сотрудники выполняют лишнюю работу, компания теряет прибыль.
В одной организации были похожие проблемы, и руководители внедрили платформу процессной аналитики. В результате анализа компания сформулировала около 20 предложений, как оптимизировать процесс договорного учета. После внедрения всех рекомендаций организация ожидает такой потенциальный эффект:
ЖКХ
Если жильцы и организации не оплачивают коммунальные услуги, управляющей компании нечем рассчитываться с поставщиками, региональными властями и сотрудниками. Чтобы минимизировать потери, предприятия организуют работу по взысканию дебиторской задолженности.
В одной компании фактические показатели по взысканию были ниже плановых. Чтобы разобраться, в чем причина, УК использовала платформу процессной аналитики. В результате выяснили:
Нефтегазовая отрасль
Крупные компании часто сталкиваются с тем, что в их филиалах различаются стандарты работы. Из-за этого бизнес недополучает прибыль, а у клиентов падает доверие к бренду.
Например, нефтегазовая компания с разветвленной сетью филиалов проанализировала процесс продаж. Выяснилось, что продолжительность некоторых этапов в разных подразделениях отличалась в 2–3 раза. Так процессная аналитика помогла выявить «отстающих», и руководители подготовили рекомендации, как исправить ситуацию.
Главное
Процессная аналитика — это технология, которая использует оцифрованные данные компании и помогает выявлять узкие места в бизнес-процессах. Предприятия используют результаты анализа, чтобы оптимизировать процессы закупок, договорного учета, взыскания дебиторской задолженности, управления данными и не только.
Технология Process Mining подходит для крупных компаний, где работают сотни процессов и выполняются тысячи операций. При этом анализировать процессы можно в любой отрасли — от ретейла до нефтегазовой.
А как вы анализируете бизнес-процессы?