Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Маржинальность бизнеса: для чего считать этот показатель


Предпринимателю может казаться, что продавать товары по более высокой цене выгодно. Это заблуждение: дешевые продукты иногда приносят больше прибыли. Поэтому лучше рассчитывать маржинальность, чтобы принимать решения на основе точных данных. Рассказываем, как это сделать.

Зачем бизнесу считать маржу и маржинальность

Маржа — это прибыль, которая осталась у бизнеса после продажи товара. Маржу считают по формуле:

Маржа = Выручка − Переменные расходы

К переменным расходам относятся затраты бизнеса на производство товара. У изготовителя безалкогольных напитков — это сырье. Если выпускать больше товара, понадобится больше сиропов и закваски. Расходы вырастут. Также поставщики могут повышать цены на сырьевые материалы.

Маржинальность показывает, насколько бизнес эффективно продает товар. Ее считают по другой формуле:

Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%

Эти данные используют, чтобы оценить эффективность бизнеса и понять, какие товары приносят бизнесу больше денег. Завод по производству газированных напитков производит квас и лимонад. Собственники видят, что первый продается в 2 раза дороже, но это не значит, что продавать его выгоднее. Смотреть надо на маржу и маржинальность.

Расчет маржи и маржинальности
Расчет маржи и маржинальности

Таблица с расчетами маржи и маржинальности на 1 л продукции

Таблица с расчетами маржи и маржинальности на 1 л продукции

Маржа на 1 л кваса = 100₽ − 70₽ = 30₽

Маржинальность на 1 л кваса = 30 ÷ 100 × 100% = 30%

Маржа на 1 л лимонада = 50₽ − 20₽ = 30₽

Маржинальность на 1 л лимонада = 30 ÷ 50 × 100% = 60%

Получается, что лимонад маржинальнее, а значит с него можно заработать больше. С 1 рубля проданного лимонада бизнес зарабатывает 60 копеек, а с 1 рубля кваса — 30 копеек.

Маржа и наценка: в чем разница

Часто предприниматели думают, что наценка и маржа — одинаковые показатели, но это не так.

  1. Маржа показывает, сколько бизнес зарабатывает чистой прибыли с каждого рубля выручки.
  2. Наценка показывает, сколько компания зарабатывает с каждого рубля, потраченного на производство.

Наценка — это деньги, которые бизнес добавляет к себестоимости производства или закупки, чтобы зарабатывать, а не работать в минус. Для размера наценки нет ограничений, а вот маржинальность не может быть больше 100%. Поэтому бизнес ориентируется на маржинальность, чтобы оценить свою эффективность.

Для этого маржу считают по отношению к наценке с помощью формулы:

Наценка = Маржа ÷ Переменные расходы × 100%

У напитков одинаковая наценка при продаже одного литра, но если учитывать расходы на производство, наценка лимонада выше почти в 3 раза.

Расчет наценки
Расчет наценки

Таблица с расчетами наценки на 1 л продукции в рублях и процентах

Таблица с расчетами наценки на 1 л продукции в рублях и процентах

Наценка на квас = 30 ÷ 70 × 100% = 43%

Наценка на лимонад = 30 ÷ 20 × 100% = 150%

Как рассчитать маржинальность бизнеса

Маржинальность показывает общую эффективность бизнеса. Для расчета берут значения выручки и переменных расходов по всем направлениям бизнеса.

Для расчета сначала нужно узнать маржинальный доход:

МД = Выручка − переменные расходы

А затем и маржинальность бизнеса:

МБ = МД ÷ Выручка х 100%

Завод из нашего примера показывает маржинальность 38%. Для этого показателя нет каких-то определенных значений и хорошо, если показатель растет. Если этого не происходит, надо смотреть причины. Возможно, дорожает сырье или компания снизила цены под давлением конкурентов.

Расчет маржинальности бизнеса
Расчет маржинальности бизнеса

Таблица с расчетами маржинального дохода и маржинальности бизнеса

Таблица с расчетами маржинального дохода и маржинальности бизнеса

МД бизнеса = 80 000₽ − 50 000₽ = 30 000₽

МБ бизнеса = 30 000 ÷ 80 000 х 100% = 38%

Как повысить маржинальность бизнеса

Главное правило повышения маржинальности бизнеса — рост выручки и снижение переменных расходов. Так получается не всегда. Например, расходы увеличиваются, если поставщики поднимают цены или компания перешла на более качественное сырье.

Пример из таблицы показывает, что завод увеличивает маржинальность бизнеса в 2 случаях:

  1. Рост выручки больше роста переменных расходов.
  2. Выручка выросла, а переменные расходы упали.
Лучший вариант роста маржинальности
Лучший вариант роста маржинальности

Пример сценариев развития событий для определения лучшего варианта роста маржинальности

Пример сценариев развития событий для определения лучшего варианта роста маржинальности

Главное

  1. Показатели маржи и маржинальность используют, чтобы узнать эффективность работы бизнеса в целом или при продаже отдельных видов товаров.
  2. Для этих показателей нет точных значений, но бизнес всегда должен стремиться к увеличению маржи и маржинальности.
  3. Маржинальность увеличивается, если растет выручка, а переменные расходы снижаются или показывают меньший рост, чем выручка.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алексей Боев
Алексей Боев

Какие сложности с расчетом маржинальности возникают у вас?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации