Предпринимателю может казаться, что продавать товары по более высокой цене выгодно. Это заблуждение: дешевые продукты иногда приносят больше прибыли. Поэтому лучше рассчитывать маржинальность, чтобы принимать решения на основе точных данных. Рассказываем, как это сделать.
Зачем бизнесу считать маржу и маржинальность
Маржа — это прибыль, которая осталась у бизнеса после продажи товара. Маржу считают по формуле:
Маржа = Выручка − Переменные расходы
К переменным расходам относятся затраты бизнеса на производство товара. У изготовителя безалкогольных напитков — это сырье. Если выпускать больше товара, понадобится больше сиропов и закваски. Расходы вырастут. Также поставщики могут повышать цены на сырьевые материалы.
Маржинальность показывает, насколько бизнес эффективно продает товар. Ее считают по другой формуле:
Маржинальность = Маржа ÷ Выручка × 100%
Эти данные используют, чтобы оценить эффективность бизнеса и понять, какие товары приносят бизнесу больше денег. Завод по производству газированных напитков производит квас и лимонад. Собственники видят, что первый продается в 2 раза дороже, но это не значит, что продавать его выгоднее. Смотреть надо на маржу и маржинальность.
Маржа на 1 л кваса = 100₽ − 70₽ = 30₽
Маржинальность на 1 л кваса = 30 ÷ 100 × 100% = 30%
Маржа на 1 л лимонада = 50₽ − 20₽ = 30₽
Маржинальность на 1 л лимонада = 30 ÷ 50 × 100% = 60%
Получается, что лимонад маржинальнее, а значит с него можно заработать больше. С 1 рубля проданного лимонада бизнес зарабатывает 60 копеек, а с 1 рубля кваса — 30 копеек.
Маржа и наценка: в чем разница
Часто предприниматели думают, что наценка и маржа — одинаковые показатели, но это не так.
- Маржа показывает, сколько бизнес зарабатывает чистой прибыли с каждого рубля выручки.
- Наценка показывает, сколько компания зарабатывает с каждого рубля, потраченного на производство.
Наценка — это деньги, которые бизнес добавляет к себестоимости производства или закупки, чтобы зарабатывать, а не работать в минус. Для размера наценки нет ограничений, а вот маржинальность не может быть больше 100%. Поэтому бизнес ориентируется на маржинальность, чтобы оценить свою эффективность.
Для этого маржу считают по отношению к наценке с помощью формулы:
Наценка = Маржа ÷ Переменные расходы × 100%
У напитков одинаковая наценка при продаже одного литра, но если учитывать расходы на производство, наценка лимонада выше почти в 3 раза.
Наценка на квас = 30 ÷ 70 × 100% = 43%
Наценка на лимонад = 30 ÷ 20 × 100% = 150%
Как рассчитать маржинальность бизнеса
Маржинальность показывает общую эффективность бизнеса. Для расчета берут значения выручки и переменных расходов по всем направлениям бизнеса.
Для расчета сначала нужно узнать маржинальный доход:
МД = Выручка − переменные расходы
А затем и маржинальность бизнеса:
МБ = МД ÷ Выручка х 100%
Завод из нашего примера показывает маржинальность 38%. Для этого показателя нет каких-то определенных значений и хорошо, если показатель растет. Если этого не происходит, надо смотреть причины. Возможно, дорожает сырье или компания снизила цены под давлением конкурентов.
МД бизнеса = 80 000₽ − 50 000₽ = 30 000₽
МБ бизнеса = 30 000 ÷ 80 000 х 100% = 38%
Как повысить маржинальность бизнеса
Главное правило повышения маржинальности бизнеса — рост выручки и снижение переменных расходов. Так получается не всегда. Например, расходы увеличиваются, если поставщики поднимают цены или компания перешла на более качественное сырье.
Пример из таблицы показывает, что завод увеличивает маржинальность бизнеса в 2 случаях:
- Рост выручки больше роста переменных расходов.
- Выручка выросла, а переменные расходы упали.
Главное
- Показатели маржи и маржинальность используют, чтобы узнать эффективность работы бизнеса в целом или при продаже отдельных видов товаров.
- Для этих показателей нет точных значений, но бизнес всегда должен стремиться к увеличению маржи и маржинальности.
- Маржинальность увеличивается, если растет выручка, а переменные расходы снижаются или показывают меньший рост, чем выручка.
Какие сложности с расчетом маржинальности возникают у вас?