Парфюмерия как бизнес — новое для России направление. Изначально, это закрытая профессия, но сейчас в России есть все возможности и перспективы, чтобы развиваться в данной нише. Парфюмер и основатель VLH Project, Леся Волхонская, расскажет в этой статье, на какие нюансы обратить внимание при создании парфюмерного бренда.
Шаги по созданию парфюмерного бренда
Чтобы создать парфюмерный бренд, вы можете:
- Обучиться парфюмерному искусству и отталкиваться от профессии парфюмера. Например, во Франции: в ISIPCA (Версаль), Институт Парфюмерии (Грасс). Есть возможность брать частные уроки у зарубежных парфюмеров или пройти оффлайн/онлайн обучение в школе парфюмерного искусства Валерии Нестеровой в Москве
- Взять в команду действующего парфюмера, который будет разрабатывать формулы по вашим ТЗ.
Для того, чтобы определить по какой системе вы хотите работать, нужно выявить свою аутентичность. Она базируется на четырех факторах:
- опыт: где работали, учились, какие есть навыки;
- естественный интерес: то, чем вы готовы заниматься бесплатно или в свое свободное время;
- какую проблему большого количества людей вы способны решить пересечением первых двух факторов;
- в чем вы видите свое бесконечное развитие в будущем, то есть то, в чем не будет насыщения.
В моем случае, парфюмерия была и есть естественным интересом, а весь мой предыдущий опыт базируется на предпринимательстве, начиная от первого образования. Так же моей опорой служат «гены»: отец более 20 лет занимается бизнесом, а мама, человек более творческий, дизайном одежды. Нельзя отрицать силу своей семьи, которая преуспела в чем-то до тебя.
Варианты развития в области парфюмерии
Хочу отметить, что кроме создания парфюмерного бренда, существует масса других вариантов развития в этой области. Расскажу ниже о них.
Аромамаркетинг. Нацелен на повышение узнаваемости бренда, путем формирования ольфакторного якоря. Включает в себя аромадизайн помещений и событий. Например, аромат в брендовом бутике тщательно подобран и вызывает в вашем сознании ассоциации с конкретным магазином. Кроме того, в аромамаркетинг входит ароматизация продукции и корпоративный аромамаркетинг, то есть ароматизация рабочего пространства, ароматический тимбилдинг.
Аромапсихология. Оказывает влияние на психоэмоциональное состояние:
- релаксация и снятие стресса: эфирное масло лаванды;
- улучшение настроения: цитрусовые и ягодные ноты;
- повышение концентрации: мята, эвкалипт;
- собранность, усидчивость: древесные ноты.
Подбор парфюмерного гардероба — аромастилист. Каждый аромат несет в себе определенное состояние и настройку. Соответственно, мы не можем использовать один парфюм для всех случаев жизни: иногда это будет неуместно или противоречить ситуации.
Например:
- Для рабочего настроя (офиса, встреч и переговоров) подойдут ароматы древесного направления, они придают структурность, помогают собраться с мыслями.
- Для романтических свиданий лучше использовать цветочные ароматы (где доминантой выступает роза или белые цветы), а также мускус (он делает акцент на женственности и притягательности)
- Для социальных коммуникаций (встреч с друзьями, мероприятий) можно использовать цитрусовые ароматы. Они придают энергии, бодрости, улучшают настроение.
Также парфюмерные стилисты подбирают ароматы в зависимости от вашего стиля в одежде, темперамента, жизненных задач, то есть создают целостный образ.
Создание свечей и диффузоров. Можно создавать свечи и диффузоры как для дома, так и диффузоры для коммерческих целей: например, для ресторанов, автосалонов, спа салонов, отелей.
Проведение мастер-классов. После прохождения обучений, практики под присмотром преподавателя и самостоятельной практики, вы сможете передавать знания другим людям. Можно проводить мастер-классы по созданию диффузоров, свечей, парфюмерных аккордов. Если внутреннее вам подходит роль преподавателя, то стоит попробовать данное направление.
Если Вы выбираете профессию парфюмера, то после обучения, вам необходимо время, чтобы «набить руку» и выявить свое уникальное творческое Я. Далее, необходимо выяснить для какой группы людей вы создаете ароматы. Кто эти люди? Какие они? Чем занимаются? Какой у них круг интересов и возможностей?
Соответственно, для этой группы вы разрабатываете продукт и определяете каналы сбыта: возможно, это будут онлайн продажи через социальные сети, свой магазин или продажа через дистрибьюторов.
Конечный продукт в этой сфере, должен быть искусством, арт-объектом, на мой взгляд. Это касается не только самого аромата, но и упаковки, концепции, точек продаж и человека, который за этим стоит. Все это должно быть слито воедино, не противоречить друг другу и быть целостным.
Продумывайте упаковку тщательно: какое впечатление вы хотите передать, как она дополняет аромат, насколько человеку приятно тактильно и визуально с ней соприкасаться. Проживите весь цикл мысленно: от того момента, как человек обращает внимание на продукт, до его использования.
В случае с ароматами, шаги должны быть маленькими: вы выпускаете аромат на рынок и смотрите обратную связь от людей, насколько им подходит, что-то корректируете, упрощаете, видоизменяете. Не стоит сразу выпускать коллекцию из 20 ароматов.
На каком-то этапе, вы не сможете двигаться дальше без правильно выстроенной команды. Здесь вам понадобятся софт скиллы, умение контролировать, делегировать, вдохновлять. Система должна быть отлажена: закупки сырья, материалов, производственные процессы, юридические вопросы и тд. Станет возможным масштабирование, выход на новые рынки и важно оставить себе возможность заниматься стратегическими задачами и творчеством, но в этом случае вы должны знать, что ваша команда работает системно и слаженно.
Ошибайтесь, растите, преодолевайте, но главное не останавливайтесь. Создайте в сердце мечту и двигайтесь к ней маленькими шагами. Побеждайте любя.
Если бы сейчас вам предложили создать свой бренд, о чем бы он был?