Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Образовательный курс как цифровой продукт: принципы и подходы к разработке


С каждым днем мир меняется все быстрее, и это требует от нас постоянного обучения. Опыт, полученный во время пандемии, показал, что люди хотят быстро получать новые знания от тех, кто находится в похожей ситуации, а не тратить время на традиционные долгосрочные форматы обучения.

Однако практические знания могут устареть еще до того, как будет разработан образовательный продукт. Поэтому особенно востребованы способы передачи опыта в режиме реального времени. Решением этой проблемы становятся образовательные программы, которые разрабатываются непосредственно поставщиками услуг под свой продукт.

Первый шаг в создании образовательного решения — исследование

Преимуществом наличия образовательного проекта у компании является возможность его участия в доработке. Это дает ей отличные возможности для экспоненциального роста.

Образовательный курс очень похож на любой другой онлайн-бизнес. Поэтому лучше всего рассматривать его как продукт, для развития которого нужно использовать определенные принципы и подходы. Когда мы рассматриваем курс как digital-продукт, мы также проводим исследования, формулируем гипотезы и дорабатываем программу на каждом этапе в ходе итерационного процесса.

Сначала взаимодействуем с клиентом, и чем больше информации о потребностях и трудностях целевой аудитории он предоставит, тем меньше вероятность «не попасть в цель» и больше шансов быть услышанным для обеих сторон. В этом случае заказчиком выступает не только представитель бизнеса, но и организация, если она инициирует обучение для собственных нужд. Однако в любом случае главный выгодоприобретатель качественного образовательного курса — это бизнес и его потребности.

Для того чтобы определиться с целями и запросами клиента, мы проводим предварительный бриф и собираем информацию по пяти категориям от идеи проекта до этапа реализации:

  • цели и результаты обучения;
  • целевая аудитория;
  • методы и инструменты поддержки;
  • привлечение экспертов и роли;
  • учебные материалы и их актуальность.

Например компания Magnetto.pro столкнулась с потребностью в специалистах новой профессии — таргетологах, работающих с рекламной площадкой Telegram Ads. Так как это относительно новая площадка, то на рынке не было готовых профессионалов.

Кабинет Telegram Ads прост только на первый взгляд, у платформы много своих тонкостей.

Помогаем заказчику определить запрос

Не всегда задача понятна заказчику настолько, насколько он ее описывает. Возможно, он видит только некоторые детали, но недостаточно оценивает всю картину.

Например, компания накопила большой опыт и знания, кажется, этого достаточно, чтобы создать курс. Но если нет четкого понимания продукта, интересов клиентов и практической пользы базы знаний, мы не сможем это применить и попасть в нужную целевую аудиторию.

Или обратная ситуация: есть люди с запросом на обучение, кажется, ответ очевиден — быстро создать курс под потребности аудитории и запустить его. Но есть риск не оправдать ожидания и предложить продукт, который не подойдет, или не будет соответствовать уровню знаний потенциальных клиентов.

Решение: мы рекомендуем разделять предварительное брифование и этап уточнения, чтобы не перегружать клиента второстепенными вопросами и сосредоточиться на ключевых аспектах.

После предварительного брифования необходимо задать более точные вопросы, которые имеют значение для разработки курса как продукта. Таким образом мы не тратим время на несущественные детали, а последовательно детализируем структуру от основных пунктов к частным. При этом заказчик должен понимать, почему важно предоставить подробную информацию и какую пользу он получит, ответив на вопросы.

Мы используем коммуникационный подход, предполагающий постепенное уточнение деталей и анализ всех составляющих. Это помогает правильно определить общую стратегию и ответить на ключевые задачи бизнеса.

Примеры категорий уточняющих вопросов:

  1. Цель обучения: как оно поможет достичь желаемого эффекта? В чем он заключается?
  2. Продукт: каким должен быть итоговый результат?
  3. Люди: кто они и как они будут проходить обучение?
  4. Текущая ситуация: что уже имеется и что нужно доработать?
  5. Потенциальные проблемы или ограничения: что может помешать достижению цели?

От исследования к действию: погружение в целевую аудиторию

Опытные эксперты в области образования понимают, что разработка программы начинается с анализа целевой аудитории и выявления ее потребностей. Однако даже профессионалы, использующие различные инструменты, могут ошибочно определить реальные запросы слушателей. В таких ситуациях важно быть готовым к детальному анализу и корректировке программы.

Возможные проблемы:

  • несоответствие уровня аудитории результатам исследования;
  • различия между ожиданиями и реальностью;
  • разочарование слушателей.

Что делать, чтобы обойти точки конфликта: изучить проблемы и истинные потребности людей, для которых вы создаете курс. В этом поможет составление пользовательского профиля. В этом процессе мы выделяем пять этапов.

Этап 1:описываем основные характеристики пользователей. Изучаем проблемы и реальные потребности потенциальных клиентов. Создаем профиль пользователя и описываем подробно: кто это — мужчина или женщина, где живет, чем увлекается, состоит ли в браке, кем работает, сколько свободного времени имеет, какое у него образование, социальное окружение, менталитет и другие важные вопросы.

Этап 2: определяем, какие задачи решает продукт. Какие цели преследует пользователь при их выполнении, и почему это имеет значение.

Этап 3: объясняем, каким образом курс сделает клиентов счастливее. И почему им стоит выбрать его, а не похожие предложения конкурентов.

Этап 4: выявляем трудности и неудобства, с которыми сталкиваются пользователи из-за существующих предложений на рынке, и как ваш продукт может решить эти проблемы.

Этап 5: продумываем варианты использования. Кому и в каких ситуациях может быть полезен курс. Описываем наиболее распространенные сценарии его применения. Рассказываем, как клиент узнает о курсе, как будет проходить процесс обучения и будет ли продолжено взаимодействие после окончания.

На старте мы хорошо знали, кто наша целевая аудитория и детально ее проработали. Однако и это не помогло избежать некоторых сложностей. На курс пришло несколько человек возраста 40+, которым было сложно обучаться из-за недостаточной технической подготовки. Для них мы старались сделать особенные инструкции, которые бы помогали разобраться в интерфейсе. Это стало дополнительной нагрузкой на нас, которую мы не предусмотрели заранее, так как не ожидали увидеть на курсе данный возрастной сегмент.

Предлагаем идеи

Формулируем гипотезы и выбираем подходящие форматы и модели обучения после анализа результатов исследований и синхронизации с будущими слушателями. Для этого используем карту ценностного предложения.

Карта ценностей для образовательного курса — это инструмент, позволяющий определить и структурировать ключевые аспекты и преимущества обучения, а также оценить их значимость для студентов и преподавателей.

Карта ценностей состоит из нескольких элементов.

Продукты и услуги: перечень предложений, предоставляемых учебным заведением, таких как образовательные программы, курсы, стажировки, научные исследования и прочее.

Факторы выгоды: польза, которую обучение приносит студентам, включая развитие навыков, получение знаний, формирование компетенций и карьерные перспективы.

Факторы помощи: способы, которые упростят учебный процесс, облегчат дискомфорт и трудности студентов. Например: доступность материалов, поддержка преподавателей, разнообразие методов обучения и прочее.

Затем определяем само ценностное предложение по формуле:

«Наше решение → помогает людям / сегмент аудитории → которые хотят / решение проблемы → тем что дает навыки/знакомит/обучает/помогает и так далее».

Таким образом, мы связываем задачи, выгоды и проблемы, описанные в профиле пользователя, с ценностями курса как продукта, которые были определены в ходе исследований.

Используем Telegram для создания курса

При разработке программы мы учитываем тенденции, которые определяют направление развития образования. Особенно внимание уделяем человекоцентричности, как ключевому тренду. Мы считаем, что этот подход имеет большое значение для внедрения в процесс обучения и идеально применим для создания курсов в Telegram.

Тренды в обучении: человекоцентричность

  1. Микрообучение — это способ упаковки контента и организации образовательного процесса, основанный на коротких форматах подачи информации.
  2. Иммерсивное обучение — происходит в виртуальной среде, которая максимально приближена к реальному опыту.
  3. Персонализация — разработка обучения с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпа освоения знания для каждого конкретного слушателя.
  4. Генеративные технологии — использование искусственного интеллекта и нейросетей.
  5. Практико-ориентированный подход — активное участие аудитории в образовательной деятельности для формирования новых знаний и умений.
  6. Взаимное обучение — то есть «равный — равному», это обмен информацией и опытом, совместная работа обучающихся и внешних лиц, а также создание контента не экспертами, а участниками.

Telegram предоставляет широкий арсенал функциональных возможностей, делая его одной из наиболее гибких и доступных платформ для создания обучающих курсов.

Telegram предлагает множество доступных функций для создания образовательных курсов, взаимодействовия с пользователями и идеально подходит для запуска онлайн-обучения.

Можно автоматизировать образовательные процессы с помощью обучающих ботов. Разработать и настроить таких ботов несложно. Для этого не требуется большой бюджет, профессиональные навыки программирования или узкоспециализированные знания. Благодаря открытому API с помощью ботов можно оптимизировать множество рутинных задач, не требующих индивидуального подхода, таких как регистрация пользователей, введение в курс, отправка материалов и проведение тестов.

С помощью специализированного Telegram-бота мы предоставляем студентам доступ к курсу и собираем аналитику всего образовательного пути учащегося.

Можно проводить опросы, чтобы быстро и результативно получать собирать фидбэк от аудитории и реагировать на ее потребности. Например, определять предпочтения участников, делить аудиторию на сегменты и своевременно корректировать уроки в зависимости от уровня подготовки учеников.

В Telegram мы объединяем в процессе обучения сразу несколько трендов: практико-ориентированный подход, персонализацию и генеративные технологии.

Можно создать единую обучающую экосистему, подключившись к другим платформам и необходимым инструментам через API. Например, можно интегрировать облачные сервисы, LMS-системы и другие внешние службы.

Telegram позволяет удобно и просто вести образовательный бизнес и забыть о сложностях, связанных с выбором, оплатой, настройкой и интеграцией нескольких сервисов — все находится в одном месте.

Telegram считается одним из самых защищенных мессенджеров. Это имеет большое значение в образовательной сфере, особенно когда речь идет о персональных данных учащихся и защите интеллектуальной собственности.

Безопасность данных обеспечивается не только техническими возможностями платформы, но и созданием дополнительной ценности курса в поддерживающей среде. Мы используем принцип взаимного обмена знаниями: ученики могут общаться в закрытом чате, получать консультации и обратную связь от экспертов. Этот контент, в отличие от уроков или видео, невозможно скачать нелегально. Он постоянно обновляется и становится более ценным по мере того, как участники накапливают опыт.

Такое сообщение приходит ученику в Telegram после проверки домашнего задания

Особенности, которые следует учитывать. Одним из ключевых условий эффективного использования телеграм-бота для создания и поддержания вовлекающей образовательной среды является его удобство и простота для пользователей.

  1. Интерфейс, который будет понятен всем ученикам, с четко организованной структурой курса, актуальными показателями успеваемости и системой уведомлений о предстоящих событиях, текущих задачах и тестировании. Это позволит обучающимся более эффективно планировать свое время и не пропускать дедлайны.
  2. Вопрос загрузки и хранения видео — организационный момент, который имеет большое значение для работы онлайн-школы. Он аналогичен хранению базы данных клиентов и влияет на весь процесс обучения. Для видеолекций лучше всего использовать сжатые файлы. Их можно загружать напрямую в бота или добавлять ссылками на другие видеохостинги. Мы загружаем видео напрямую в боте, чтобы слушателям было удобно проходить обучение.
  3. Параллельно с ботом мы задействуем информационные каналы, чтобы важные объявления не затерялись в потоке обсуждений. Эти каналы служат для проведения видеовстреч и общения между слушателями и экспертами.
  4. Регулярный сбор отзывов через телеграм-бота или опросы в групповых чатах помогают нам собирать метрики удовлетворенности, чтобы понять, насколько курс соответствует запросам студентов.

Что сложно реализовать через Telegram. Мессенджер удобен для создания простых экзаменационных тестов и опросов, но моделировать многоуровневые интерактивные элементы со сложным сценарием, создавать виртуальные лаборатории или использовать искусственный интеллект напрямую в обучающем контенте пока затруднительно.

Также могут появиться трудности при создании курсов с сертификатом государственного образца. Для таких целей нужны специализированные образовательные платформы, которые не только предоставляют возможность учиться, но и позволяют проводить все необходимые этапы проверки, регистрировать и хранить сертификаты, свидетельства об окончании курсов и другие официальные документы.

Чат-комьюнити в котором ученики могут задавать вопросы друг другу и экспертам, поддерживать связь и после окончания курса

Выводы: как правильно подойти к обучению

При разработке и запуске образовательного проекта стоит обратить внимание на следующие аспекты.

Образовательный проект очень похож на любой другой онлайн-бизнес. Поэтому лучше рассматривать его как digital-продукт, для развития которого нужно использовать определенные принципы, подходы и исследования.

Основная цель качественного образовательного курса — потребности бизнеса. Чтобы помочь бизнесу сформулировать запрос на обучение, мы советуем провести предварительное обсуждение и этап уточнения. Это позволит сосредоточиться на ключевых аспектах и убедиться, что цели соответствуют знаниям и навыкам людей, которых вы хотите обучить.

Необходим этап исследований, чтобы определить, какие задачи, выгоды и проблемы важны для ваших пользователей, и как они связаны с ценностями вашего курса как продукта. Это поможет вам сформулировать ценностное предложение.

Образовательный курс обеспечивает передачу практических знаний и опыта в режиме реального времени, при условии, что курс разработан поставщиком услуг под свой продукт. Мы являемся официальным партнером Telegram и разработали курс по Telegram Ads для таргетологов, которые хотят научиться работать с этой рекламной площадкой.

С помощью бота в Telegram можно легко и без лишних затрат создать и запустить курс, чтобы обучать студентов прямо в телефоне. Чат-бот Telegram поможет сделать образовательный процесс более интерактивным и организовать вовлекающую среду.

Создать чат-бота несложно, и для начала работы достаточно использовать предустановленный Telegram. Однако есть особенности, которые следует учитывать при разработке.

Компания «Магнетто» является одним из крупнейших селлеров Telegram Ads. Мы давно и успешно сотрудничаем с этой платформой, и когда появилась идея создать курс по работе с рекламными инструментами Telegram, мы решили, что наиболее логично будет рассказывать об этом в самом Telegram.

Ожидания полностью оправдались. Например, в нашем курсе «Telegram Ads» 95% участников считают, что такой формат обучения удобен и эффективен. В одном приложении они могут учиться, общаться с другими студентами, получать обратную связь от экспертов и даже практиковаться с инструментом, который они осваивают.

Изначально наш курс был предназначен для новичков, которые не имели опыта работы с Telegram Ads. Сейчас мы запускаем новый курс для тех, кто уже имеет базовые знания в этой области и стремится углубить свои знания и освоить более сложные аспекты и тонкие настройки. А в ближайшем будущем у нас будет курс и про создание чат-ботов, которые могут решать бизнес задачи или применяться для того же «обучение в кармане».

Принимайте онлайн-платежи на&nbsp;сайте, в&nbsp;приложении и&nbsp;соцсетях <nobr>с Т-Кассой</nobr>

Предложение от Т-Банка

Принимайте онлайн-платежи на сайте, в приложении и соцсетях с Т-Кассой

  • Подключим онлайн и сами настроим
  • Сможете принимать платежи уже через 2 дня
  • Деньги на счете на следующий день
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Вера Неприенко
Вера Неприенко

Как вам возможности Telegram для запуска курса? Остались ли какие-то вопросы?


Больше по теме

Новости