Понятие mindfulness, или осознанность, для многих до сих пор ассоциируется с восточной философией, йогами или буддийскими монахами с длинными медитациями.
На самом деле эта практика уже давно вышла за пределы философии и стала почти необходимостью, помогая справляться со стрессом, форс-мажорами и бесконечными сообщениями в мессенджерах.
Сегодня разберёмся, что такое майдфулнесс, зачем он нужен в компании и как помогает сотрудникам и предпринимателям справляться со стрессом и работать эффективнее.
Что такое mindfulness
В психологии mindfulness — умение замечать свои мысли, эмоции и ощущения в теле в любой момент. Звучит просто, но на практике управлять своим вниманием не так легко, как кажется.
Если упрощать, то внимание условно можно разделить на два типа: центральное и периферийное.
- Центральное — то, которым мы можем управлять. Например, когда сосредотачиваем его на переговорах, подготовке презентации или выполнении других задач.
- Периферийное — то, которое отвечает за то, чтобы замечать, что происходит вокруг, когда мы заняты каким-то делом. Оно включается, когда, например, мы сидим в кабинете и изучаем отчёт, а в дверь кто-то стучится — мозг непроизвольно обратит внимание на этот звук.
Осознанность наступает в тот момент, когда мы гибко балансируем: умеем и концентрироваться, и одновременно замечать, что происходит вокруг, какие эмоции мы испытываем и как на события реагирует наше тело.
Например, если вы сосредоточенно работаете, но замечаете, что в кабинете душно, и открываете окно. Или когда становится понятно, что за день созвонов намного больше, чем ментального ресурса, и вы переносите некоторые звонки на другой день, чтобы дать себе отдохнуть.
К сожалению, в школе или университете такому не учат. Но можно научиться понимать себя и управлять своим вниманием самостоятельно. Для этого нужно опираться на ключевые принципы mindfulness.
Принципы mindfulness
Безоценочность. Нужно трезво смотреть на вещи и события вокруг. Этот принцип учит тому, что мелкие неурядицы не должны выбивать нас из колеи, чтобы мы могли принимать рациональные решения в любой ситуации. Например, если бизнес-партнёр перенёс важную встречу, это не значит, что все планы команды будут сорваны, — можно перенести созвон или выслать презентацию, чтобы он дал ответ в сообщении. А в освободившееся время заняться чем-то другим, не менее важным.
Сосредоточенность. Частая история, которой страдают многие на работе: браться за двадцать задач одновременно, переключаться между ними, а в конце дня обнаружить, что за весь день не сделано ничего. Так происходит потому, что мы тратим много времени не только на то, чтобы сделать само дело, но и на то, чтобы вникнуть в него. Вместо этого лучше взять условные пять задач, но сделать их хорошо. Для этого важно создавать себе комфортные условия для работы и научиться работать сосредоточенно, не отвлекаясь на почту и мессенджеры.
Умение расставлять приоритеты. Когда вокруг столько заманчивых и интересных проектов, хочется взвалить их на себя все и сразу. Я знаю об этом энтузиазме не понаслышке, но часто он ведёт прямиком к выгоранию. Чтобы его избежать, сотрудникам следует расставлять приоритеты и выбирать, что на самом деле важно и полезно для бизнеса и хорошего самочувствия.
Следовать принципам — навык, развить который помогут небольшие практики.
Как практиковать mindfulness на рабочем месте
Для того чтобы стать осознанным, не обязательно садиться в позу лотоса прямо в офисе, завывать «О-О-О-О-М-М-М» на весь опенспейс и жечь пало-санто — хотя, конечно, всё зависит от правил вашей компании.
Вот несколько простых и универсальных практик, которые могут пригодиться как сотрудникам, так и предпринимателям, чтобы устроить mindful-перерыв на рабочем месте.
Тренировка эмоциональной осознанности. Эта практика помогает не только замечать то, что происходит во внешнем мире, но и научиться понимать свои эмоции и потребности.
Для того чтобы тренироваться, останавливайтесь в течение дня и задавайте себе вопросы: «О чём я сейчас думаю?», «Мне сейчас комфортно или нужно что-то изменить?», «Как я чувствую свои эмоции в теле?»
Со временем вы будете лучше понимать себя. Это важно, чтобы суметь вовремя позаботиться о своём самочувствии и научиться справляться со стрессом.
Дыхательные практики. Пожалуй, одновременно самое простое и сложное упражнение. Сядьте в удобное положение, закройте глаза и попробуйте сосредоточить внимание на дыхании — например, замечайте, как двигается грудная клетка, крылья носа или плечи.
Когда словите себя на том, что начинаете отвлекаться, отметьте, куда вас унесли мысли, и вернитесь к практике.
При этом обратите внимание на то, что помешало вам оставаться сосредоточенным, — это может быть зона роста, с которой стоит поработать.
Такая практика занимает всего лишь 5–15 минут в день и помогает осознать себя в моменте, отключиться от внешнего стресса и наладить связь с собой и телом.
Как mindfulness помогает снижать стресс в команде: пример «Палиндрома»
Команда — главный ресурс любой компании, поэтому важно заботиться о её состоянии. Особенно в сфере рекламы и медиа, где, согласно исследованию hh.ru, 87% сотрудников подвержены выгоранию.
Простые практики mindfulness — отличный способ позаботиться о себе. Но такие занятия — ответственность каждого сотрудника и мы не можем заставить всех устраивать себе пятиминутки медитаций. Но кое-что, чтобы помочь снизить уровень стресса, всё-таки придумали.
Вот какие возможности по заботе о своём ментальном благополучии мы внедрили для команды «Палиндрома».
Корпоративные психологи. У нас в компании их два. К ним сотрудники могут обратиться как с переживаниями по поводу работы, так и с личными вопросами. Это важный момент, потому что стресс на работе нередко влияет на личную жизнь и наоборот — то, что происходит вне работы, может повлиять на эффективность сотрудника и качество выполнения задач. Поэтому важно давать ребятам возможность освежить голову.
Вебинары психологов. На них наши корпоративные психологи рассказывают, как общаться с коллегами бережно и защищать свои интересы, управлять гневом и обсуждают другие важные вещи. Можно подключиться к таким встречам онлайн в течение рабочего дня или заглянуть в корпоративную библиотеку, где хранятся эти вебинары и другие полезности.
#стенаподдержки. Это рубрика в одном из общих чатов компании. В ней наш HR приносит всякие полезные штуки, чтобы помочь сотрудникам остановить бурю внутри себя в середине рабочей недели. Например, совсем недавно в рубрике были подборка звуков леса, аффирмации, медитации — всё это нужно, чтобы помочь ребятам отвлечься от стресса, отдохнуть и продолжить работать над задачами с новыми силами.
Нате! Ещё одна рубрика, которую ведёт наш HR в одном из общих чатов компании. В ней она приносит полезные лекции, книги, конспекты и другие штуки, связанные с психологией и саморазвитием. Конечно, мы не можем заставить каждого сотрудника прочитать какую-то книгу, но уверен, что всё, что мы делаем, не зря: наверняка кто-то из сотрудников находит в каждом таком посте что-то полезное для себя.
Дей-оффы за счёт компании. Такие отгулы — отличная возможность отдохнуть, набраться сил или заняться своими делами. Они как бы выступают напоминанием о том, что работа — важная часть жизни, но не вся. В год сотрудники могут взять до 5 дей-оффов в дополнение к основному отпуску.
А вы заботитесь о ментальном благополучии своей команды? Поделитесь лучшими практиками.