Кассовый разрыв — это ситуация, когда у компании временно не хватает средств на покрытие текущих расходов, так как расходы превышают доходы. Кассовый разрыв может привести к тому, что компания будет вынуждена приостановить свою деятельность или искать дополнительные источники финансирования. Как в короткие сроки ликвидировать кассовый разрыв? Расскажем в этой статье.
Договоритесь с кредитором
Главный способ уменьшить кассовый разрыв — договориться со своими кредиторами об оплате долга в рассрочку, сделать ее поэтапной. Этот инструмент позволяет перераспределить платежную нагрузку и более гибко ее подстроить под поступления и доходы.
Буквально речь идет про то, чтобы выделить наиболее объемных и приоритетных кредиторов и провести с ними переговоры о выплатах с вашей стороны по графику. Переговоры хорошо проводить, когда вы системно оценили весь объем платежей, приходящихся на период кассового разрыва и составили вариант графиков, которые будут для вас комфортными и которые вы точно сможете соблюсти. Это даст больше свободы в переговорах с контрагентами, будет понятно, какой платеж или его часть на какой срок будет безболезненно подвинуть.
Также важно оценить позитивный сценарий выхода из кассового разрыва , если все идет по плану, и пессимистичный вариант, когда какой-то важный и объемный платеж может вовремя не поступить, что делать в таком случае.
Возьмите микрозайм
Если вы очень хорошо понимаете сроки выхода из кассового разрыва и вероятность пессимистичного сценария мала, можно воспользоваться микрозаймом в МФО.
В МФО более простой порядок получения денег и более быстрый срок рассмотрения заявки, чем в банке. К тому же, в МФО не так строго проводят анализ финансов заемщика и оценку рисков.
В то же время невыплата микрозайма в срок, как правило, ведет к серьезным последствиям в виде повышенных пени и штрафов. Если компания не уверена в получении денег для закрытия займа в МФО, лучше выбрать другой вариант закрытия кассового разрыва.
Подключите овердрафт
Овердрафт — это кредит на короткий срок, с помощью которого бизнес может потратить денег больше, чем у него в данный момент на счете. Овердрафт подключают один раз, при необходимости используют, после чего возвращают деньги на счет.
Овердрафт после его погашения можно использовать многократно. Очень удобный инструмент, весь вопрос в лимитах. Лимит овердрафта пересмотреть быстро и на существенную сумму, скорее всего, не получится.
Продайте дебиторскую задолженность
Принцип продажи дебиторки прост. Вы подписываете договор цессии — уступку прав требования долгового обязательства третьим лицам с профильной финансовой компанией. Через несколько дней на ваш счет поступают «живые» деньги, которые вы можете сразу же инвестировать в развитие собственной компании или на перекрытие кассового разрыва — по вашему усмотрению. При этом вам не потребуется принимать участие в процедуре взыскания долга.
Предприятию, которое занимается производством сельхозпродукции, срочно нужны были деньги на обеспечение топливом комбайнов во время посевных работ. Денег в обороте компании не хватало. Дебитор не выплачивал 13 млн ₽. за поставку сельхозпродукции. Он неоднократно переносил оплату, не было доверия его словам. Клиент решил не передавать дело в суд. Компания кредитора рисковала понести существенные убытки, не проведя необходимые работы в срок в нужном объеме.
Через 9 дней после заключения договора цессии с Conomica компания кредитора получила 9 млн ₽. для закупки топлива для посевных работ. После проведения цессии судиться не было необходимости. В рамках основной деятельности получилось все выполнить в срок и рассчитывать на получение доходов в будущем от урожая.
Профинансируйте дебиторскую задолженность
Именно в этот момент на помощь приходит факторинг. Факторинг — это услуга, которая позволяет компании получить деньги за товар сразу после его продажи, не дожидаясь срока отсрочки платежа. Для этого компания заключает договор с факторинговой компанией, которая выплачивает бизнесу деньги под уступку права требования.
После заключения договора факторинговая компания выплачивает мебельной компании 80% от суммы продажи сразу после отгрузки товара. Оставшиеся 20% компания получает после того, как клиент оплатит товар.
Факторинг бывает регрессивный и безрегрессный:
- При регрессе в случае неуплаты покупателем всех денег, продавец возвращает эти средства банку.
- При договоре без регресса вся ответственность за долги покупателя ложится на фактора.
Факторинг — это небыстрый способ получения денег. Ниже — кейс из опыта Conomica.
Компании в сфере красоты и здоровья нужны были деньги на закупку для поставок в крупные гипермаркеты. Крупный контрагент просрочил платеж по долгу. Возник кассовый разрыв. Чтобы закрыть его, клиент обратился в Conomica для продажи дебиторской задолженности.
Однако клиент не принял условия по дисконту из коммерческого предложения. Тогда Conomica предложила ему другой вариант исходя из потребностей бизнеса, а именно профинансировать дебиторку и выдать 15 млн ₽ в оборот на 6 месяцев под 3%.
Так как сроки выплаты по договорам короткие и не превышают 2—3 месяцев, а оборот компании достаточный, Conomica выплатила деньги без условий залога.
В результате у клиента осталась на руках дебиторская задолженность. Уже через 5 дней он мог закупить товары для поставки и закрыть кассовый разрыв.
Как вы решаете вопрос кассовых разрывов?