Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Способ финансирования поставки товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа
Если компания или ИП продают товары, работы или услуги с отсрочкой платежа, они могут столкнуться с ситуацией, когда деньги от покупателя еще не пришли, а бизнесу нужно оплачивать аренду, платить налоги, закупать товар или перечислять зарплату сотрудникам. Бизнес может взять на это деньги в кредит. Но есть и другой способ — факторинг.
Мебельная фабрика продала диваны сети магазинов в сентябре, но по договору получит от нее деньги только в конце декабря. Фабрике нужно покупать ткань, фурнитуру и древесные плиты для следующей партии диванов. На это нужны деньги уже сейчас.
Требовать их с сети магазинов фабрика не может — ведь в договоре есть отсрочка платежа. Но фабрика может обратиться в компанию, которая заплатит за диваны вместо покупателя.
Получается, в сентябре фабрика продала диваны и сразу же получила деньги за товар, но уже не от сети, а от финансовой компании. В декабре, когда сеть переводит оплату по договору, деньги получает уже не фабрика, а та самая компания, которая оплатила поставку вместо покупателя. Такая услуга финансовой компании и есть факторинг.
Рассказываем, кому подходит факторинг и есть ли какие-то ограничения для бизнеса.
Факторинг помогает бизнесу продавать товары, работы или услуги с длительной отсрочкой платежа, но получать деньги сразу же. Они приходят не от контрагента напрямую, а от факторинговой компании, которая платит за покупателя.
В итоге бизнес продолжает деятельность без ожидания денег, которые он может использовать на развитие, постоянные расходы и расчеты с партнерами. То же и с контрагентами бизнеса: за счет отсрочки они могут тратить деньги на текущие нужды, не отвлекаясь на предоплату.
В факторинге участвуют три стороны:
Финансовый агент — тот, кто оказывает услуги факторинга. Его еще называют фактором. Обычно это банк или факторинговая компания. Воспользоваться услугой может только бизнес, который ожидает оплату от других предпринимателей или компаний. Факторинг не работает, если бизнес продает товары людям без статуса ИП и ждет платеж от них.
Продавец заключает с финансовым агентом договор. По нему агент переводит деньги продавцу за проданные товары, работу или услуги почти полностью — до 90% платежа. Когда позже покупатель рассчитывается за покупку, деньги получает финансовый агент. Он переводит продавцу остаток платежа и удерживает комиссию за свои услуги.
Таким образом продавец уступает фактору право требовать деньги с покупателя. Покупатель теперь должен не продавцу, а фактору. Если покупатель задерживает платеж, то разбираться с этим — забота фактора, а не продавца.
Факторинг подойдет, если бизнес продает товары, работы или услуги с отсрочкой платежа сроком до полугода. Если договора на отсрочку платежа нет и покупатель по каким-то причинам просрочил выплату, то воспользоваться факторингом продавец не сможет.
Сравним факторинг с другими инструментами, которые работают по схожему принципу: кредитом, цессией и форфейтингом.
Отличия факторинга от кредита. Факторинг — не кредит, а отдельная финансовая услуга. У каждой из них есть свои особенности.
Факторинг | Кредит |
---|---|
Не нужен залог и поручители | В некоторых банках могут потребовать обеспечение для кредита: залог или поручительство |
Продавец обычно платит комиссию с суммы платежа. Привлекать деньги дополнительно не нужно | Бизнес платит дополнительный процент сверх суммы кредита |
Деньги можно использовать на любые цели | Деньги часто выдаются на целевые нужды |
Можно использовать для сделок с отсрочкой платежа до полугода | Можно взять на длительный срок: от нескольких месяцев до нескольких лет |
Нельзя взять, если покупатель — человек без статуса ИП | Можно взять независимо от того, с кем работает бизнес |
Возможен, только если у продавца и покупателя заключен договор с условием об отсрочке платежа | Неважно, есть ли договор с условием об отсрочке платежа или нет |
Отличия факторинга от цессии. Цессия — уступка прав требования. Принцип работы практически тот же, что и у факторинга. Один бизнес уступает другому право что-то требовать у третьего бизнеса. Например, деньги за проданный товар.
Главное отличие от факторинга в том, что контрагент, получивший права по цессии, может требовать не только деньги, но и неденежные обязательства. Например, покупатель оплатил товар, а продавец уже второй месяц задерживается с поставкой. Тогда покупатель может обратиться к специализированной фирме и заключить договор цессии — передать ей право требовать товар с продавца.
Факторинг | Цессия |
---|---|
Уступить можно только право денежного требования | Уступить можно денежное и неденежное право требования |
Услугу оказывает банк или факторинговая компания | Услугу могут оказывать не только финансовая компания. Приобретателем требования может стать любая компания и ИП |
Отличие факторинга от форфейтинга. В основе форфейтинга — уступка долговых обязательств. Если в факторинге инициатор услуги — продавец, то в форфейтинге — покупатель. К примеру, бизнес хочет закупить оборудование, но денег на закупку нет. Бизнес обращается в финансовую организацию и оформляет вексель — документ, по которому компания обязуется выплатить финансовой организации долг. А эта организация оплачивает закупку оборудования.
На российском рынке этот механизм встречается редко и в основном работает при международных сделках.
Факторинг | Форфейтинг |
---|---|
Продавец уступает право требования | Покупатель уступает долговые обязательства |
Подходит для сделок на внутреннем рынке | Подходит для международных сделок |
Чаще всего встречается факторинг, при котором финансовый агент получает долг сразу от покупателя и не требует его с продавца, если покупатель не может полностью рассчитаться. Это открытый факторинг без регресса. Но есть и другие виды факторинга:
Факторинг без регресса. Тогда ответственность за возврат долга лежит только на финансовом агенте. Если покупатель не сможет погасить долг по договору, то требовать его с продавца фактор не может.
Сеть магазинов закупила диваны на 650 000 ₽. В течение следующих месяцев упали продажи, некоторые магазины закрылись и начались проблемы с выплатами поставщикам. Сеть смогла вернуть агенту только 500 000 ₽. Оставшиеся 150 000 ₽ финансовый агент не может требовать с фабрики — продавца в этой сделке. То, как и когда агент будет пытаться вернуть оставшийся долг, — это забота агента.
Факторинг без регресса подходит, если продавец впервые работает с покупателем и не уверен, сможет ли тот внести платеж вовремя и полностью.
Факторинг с регрессом. В этом случае финансовый агент требует долг с продавца, если покупатель его не погашает.
В примере с фабрикой и сетью магазинов если сеть не выплатила оставшийся долг в 150 000 ₽, то его обязана вернуть агенту фабрика. Финансовый агент не будет требовать его с покупателя, а пойдет именно к продавцу.
Из-за этой особенности комиссия факторинга с регрессом ниже, чем у факторинга без регресса. Выбирать его выгодно, если продавец давно сотрудничает с покупателем и уверен, что тот оплатит покупку в срок.
Открытый. В этом случае продавец заключает договор с фактором и сообщает об этом покупателю. Переводить платеж покупатель будет сразу факторинговой компании или банку.
Закрытый. Здесь покупатель не знает о факторинговой сделке. В этом случае он будет возвращать долг продавцу, а продавец будет сам переводить эти деньги фактору. По закону продавец не обязан сообщать покупателю, что пользуется факторингом.
Основное преимущество факторинга — бизнес не выводит деньги из оборота. Если у продавца несколько покупателей с отложенным платежом, он рискует получить кассовый разрыв и не сможет платить по текущим обязательствам. Факторинг позволяет минимизировать риски кассового разрыва и сохранить клиентов, которым комфортно работать по постоплате.
Теперь о недостатках.
Факторинг работает с договорами на отсрочку платежа. Это значит, что такое условие нужно зафиксировать при заключении сделки. Если покупатель просто не заплатил, как обещал, продавец не может обратиться в факторинговую компанию за помощью.
Продавец платит комиссию фактору. Комиссия зависит от условий факторинга конкретной финансовой компании. Фактор удерживает комиссию с платежа, который поступает от покупателя.
Факторинговые компании могут отказать в услуге. Тут есть сходство с кредитами, когда банк проверяет потенциального клиента и решает отказать в кредите.
На отказ может повлиять несколько факторов:
Есть ситуации, когда в принципе нельзя воспользоваться факторингом. Например, если покупатель обычный человек или бюджетная организация или это расчет между дочерними компаниями.
Для оформления договора факторинга стороны предоставляют фактору несколько документов:
Это примерный список документов, которые может запросить фактор. Предоставить их можно в электронном виде.
Государство не контролирует факторинговые сделки. Для работы факторинговой компании не нужна лицензия, но она должна стоять на учете Росфинмониторинга.