Меня зовут Павел Соколов, я главный редактор журнала «Онлайн Патент». В нем мы рассказываем об интеллектуальной собственности доступным языком, чтобы каждый мог разобраться в теме.
Начинал я в деловых СМИ, работал редактором отдела на сайте журнала Forbes, позже руководил сайтом в Harvard Business Review — Россия. Оттуда я перешел в издательство «Эксмо», где запустил журнал на базе корпоративного сайта. Разумеется, данный опыт очень помог мне при создании нынешнего проекта.
В феврале 2021 года ко мне обратилась генеральный директор «Онлайн Патента» Алина Акиншина с идеей создать тематический журнал, который стал бы интересен широкой аудитории, а не только юристам и патентным поверенным. Мы хотели сделать нечто новое и значимое.
К работе над новым проектом я приступил уже в марте того же года.
Что важно на старте?
В первую очередь, нужно сформулировать миссию вашего журнала. У нас она заключается в борьбе с патентным нигилизмом (предприниматели в России не всегда стремятся защищать свои разработки, что потом обходится им дорого) и в популяризации защиты интеллектуальной собственности. После этого важно разработать структуру рубрик и наметить контент-план на первое время.
Следующим шагом является составление бюджета на месяц и год. Это очевидный пункт, но один из самых сложных. Он связан со следующим.
Без хороших авторов не обойтись. Иногда статьи пишут внутренние эксперты самого «Онлайн Патента», но они заняты своей основной работой, а создание материалов требует времени. А мы изначально поставили задачу — каждый будний день выпускать по одной статье, не считая новостей.
И здесь на помощь пришли фрилансеры. Кого-то посоветовали коллеги из компании, кого-то — мои друзья и знакомые из деловых СМИ. В штате, помимо меня, только редактор новостей, а более 90% оригинального контента создают фрилансеры. У нас их более десяти, каждый со своей специализацией: кто-то пишет про историю товарных знаков и изобретений, кто-то разбирает патентные портфели компаний, кто-то создает статьи о технологиях и т.д. Среди наших авторов — два кандидата наук.
Темы предлагаем либо мы, либо сами авторы. В плане выбора тем мы ориентируемся на актуальность и ценность для читателя. Например, какая-то компания заявила, что собирается провести IPO. Если мы о ней не писали до этого, я отправляю техзадание автору, ставлю дедлайн и в итоге получаю материал для редактирования с автором.
Или, например, в 2023 году Алексей Екимов стал лауреатом Нобелевской премии, но никто из СМИ не написал ни строчки о патентом аспекте его работы. А мы раскрыли эту тему у себя в журнале. В общем, всё также, как в традиционных СМИ.
Очень важный момент, о котором часто забывают — крутой текст не может быть дешевым. Если вы хотите запустить качественный блог или онлайн-журнал, нужно быть готовым хорошо (а также вовремя!) платить своим авторам. К сожалению, а я это знаю по опыту многих своих коллег, так происходит не везде, что сказывается, опять-таки, на качестве текстов и текучке кадров.
Крутой текст не может быть дешевым
К слову, хорошая своевременная оплата частично снимает вопрос контроля сроков. Практически ни разу не было такого, чтобы автор не сдавал текст вовремя (даже самый срочный). Разумеется, бывают и форс-мажоры, но на то они и форс-мажоры (все же мы болеем). Вряд ли фрилансер будет халтурить и портить отношения с той редакцией, что нормально относится к нему и его труду. Да и редакции нет смысла включать микроменеджмент там, где он излишен.
Наш контент-план — это старая-добрая табличка в гугл-доках. Там отмечаются темы, ответственные за нее, статус задачи, время публикации ссылки на статьи. Эта табличка — это и элемент контроля, и учета, и планирования. Всё в одном месте. Разумеется, в разных редакциях используют специализированные системы. Но я не люблю излишнюю бюрократию. Да, без нее никак (все-таки нужно отчитываться перед руководством и составлять ведомости по итогам работы), но бюрократия должна быть средством, а не самоцелью.
В плане картинок и дизайна у нас проблем не возникло. В «Онлайн Патенте» уже были хорошие дизайнеры, которые разработали макет главной страницы и верстки статей. Знаю, опять-таки, по опыту, что это один из самых затратных пунктов при запуске подобных проектов. А действительно хороших дизайнеров трудно найти, а еще сложнее удержать.
Летом 2021 года мы запустили наш журнал. В дистрибуции контента ставку сделали на SEO и соцсети. Уже осенью того же года некоторые материалы стали набирать по нескольку тысяч просмотров. Они нравились и простым читателям, и партнерам компании.
Запуск блога на Хабре
В 2022 году трафик на сайт начал падать — из-за блокировки соцсетей Марка Цукерберга в России возможности дистрибуции контента сильно сократились. Стали недоступны и некоторые инструменты по аналитике.
Но наша команда усилилась новым директором по маркетингу, который пришел в компанию из издательства «АСТ». Мы решили расширить проект и запустить блог на Хабре.
«Онлайн Патент» занимается защитой интеллектуальной собственности и является IT-компанией в сфере LegalTech. Мы разработали систему управления объектами интеллектуальной собственности: товарными знаками, патентами и свидетельствами на программы и базы данных.
На Хабре действует своя система рейтинга статей, авторов и каналов — карма. Это инструмент коллективной модерации, когда вы можете заслужить одобрение других участников сообщества. Они голосуют — у вас растет авторитет (карма).
В первые месяцы мы нащупывали почву и было много откровенно провальных статей, но затем нам удалось увеличить нашу карму и попасть сначала в ТОП-40, а затем и в ТОП-20 лучших каналов. Мы оказались в одной компании с блогами Сбера, Яндекса и других лидеров. Аудитория Хабра оказалась аудиторией «Онлайн Патента». Наши материалы стали набирать десятки тысяч просмотров. Три статьи даже вошли в шорт-лист премии «Технотекст». Вот, например, одна из них.
Важный момент: нужно подключить канал к Яндекс.Метрике и по возможности использовать другие инструменты аналитики. Нужно помнить, на что вы ориентируетесь и что для вас приоритетно на том или ином этапе развития канала.
Допустим, вы хотите продвигать в первую очередь свой HR-бренд. Хорошо, тогда и статьи должны быть о том, какие крутые проекты вы делаете и как круто работать именно у вас.
Если же у вас стартап и вам важнее популяризировать свое детище, то и контент должен быть соответствующим. Как и цели. В случае стартапа важнее просмотры и подписчики.
При этом вне зависимости от типа компании на первом этапе важно подняться если не на вершину, то в середину рейтинга Хабра. И помните, что на этой площадке собрано действительно уникальное сообщество, чье внимание стоит завоевывать.
Чего мы добились
И журнал, и блог на Хабре со временем стали приносить деньги и вышли на окупаемость. В плане трафика нам далеко до классических СМИ, но наша аудитория в месяц давно превышает несколько сотен тысяч человек. На Хабре у нас более 12 тысяч подписчиков.
Узнаваемость бренда, разумеется, также стала лучше. На мероприятиях и выставках многие компании говорили нашим сотрудникам, что у нас крутой канал на Хабре или что они читают наши статьи в журнале. Собственно, благодаря этим материалам они вышли на «Онлайн Патента».
Перед нами не стояла задача как-то усилить HR- и IT-бренд, но мы их усилили. В последнее время к нам приходят на собеседование айтишники, которым также нравится наш блог на Хабре или запущенный ранее журнал. Мелочь, а приятно.
Но главное — мы увидели, что многие люди разделяют наши корпоративные ценности. Патентных нигилистов стало меньше.
Как автоматизировать и сделать удобнее работу с нашими друзьями Китай и другие страны?
Как упростить для всех людей работу с Китаем?
Как можно защититься от зависимости арендатора от арендодателя . Т.к договара все на 11 месяцев, а дальше делают с тобой что хотят) т.к ты зависимости. Когда у тебя производство, ты вложил огромные деньги в помещение арендуемое , и с тобой в любой момент могут под любым предлогом прекратить аренду!
Как на уровне государства это изменить?