Артем Рахмеев — предприниматель с 15-летним опытом, основатель федеральной сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl — мест с новой концепцией и подходом к отдыху. Вышел из пяти бизнес-проектов, чтобы сосредоточить все усилия на развитии боулинга в России.
Сеть была основана в 2016 году, сейчас она объединяет шесть заведений в трех регионах России: в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и в Удмуртской Республике. На площадках Brooklyn Bowl тренируются и проводят турниры участники федерации «Континентальная лига боулинга» (КЛБ). Трансляции турниров КЛБ освещает телеканал «Матч ТВ».
В этой статье разберемся, почему растет интерес к боулингу и возможно ли построить рентабельный бизнес в индустрии развлечений.
Дефицит заведений боулинга
Почему-то у многих складывается ошибочное мнение, что боулинг — это пережиток прошлого. Не соглашусь с этим суждением.
Да и статистика утверждает обратное. По данным геосервиса «2ГИС», в первом полугодии 2023 года боулинг-центры на картах городов России искали на 25% чаще, чем в первом полугодии 2022. Первая половина 2023 года стала пиком поиска таких точек за последние пять лет.
Соответствующего предложения на рынке практически нет. Заведения, которые работают сегодня, — это наследие нулевых или даже девяностых. Большинство из них превратились в забегаловки, где подают лишь пиво и пиццу из замороженного сырья. А гостям предлагают обшарпанные шары, обувь, старое мультимедийное оборудование и низкое качество сервиса.
Потенциал рынка боулинга в России
Тем не менее бизнес реагирует на увеличение спроса. За первые восемь месяцев 2023 года, по данным 2ГИС, количество боулинг-клубов выросло на 3%.
Чтобы оценить потенциал развития индустрии боулинга в стране, в третьем квартале 2023 года мы провели собственное исследование рынка. Всего проанализировали 408 боулингов из 200 городов России. Мы посчитали суммарное количество дорожек. Зная среднюю загрузку, средний чек, стоимость услуг и другие показатели, было несложно оценить объем рынка услуг боулинга. Получилось, что эти 408 боулингов зарабатывают примерно 7,9 млрд рублей в год. Для сравнения: объем рынка боулинга в США — 400 млрд рублей в год.
Дальше мы стали считать потенциал рынка, то есть сколько боулингов можно построить и в каких городах. Учитывали такие показатели, как количество населения, средний уровень зарплаты, бюджет региона, объем оборота предприятий общепита региона. Получилось, что в России в ближайшие годы может появиться более 1000 боулингов. Потенциал рынка оценивается в 67 млрд рублей. Из них 20 млрд рублей приходится только на услуги боулинга, остальное — на выручку от общепита.
Наша миссия — возродить индустрию боулинга в России
Когда я загорелся идеей построить свой первый боулинг — все крутили пальцем у виска, говорили, что никто не будет туда ходить. Тогда, 6 лет назад, я четко сознавал, что это должен быть не просто боулинг, а принципиально новая концепция развлечения.
Кегли, кухня, рок-н-ролл. Так мы назвали концепцию Brooklyn Bowl. Она состоит из трех направлений: боулинг, ресторан и концертная площадка. В комплексе это создает особенную атмосферу. Зачем идти куда-то еще, если в одном месте можно получить такие разнообразные положительные эмоции.
Боулинг. Мы подняли планку и нацелились вывести игру в боулинг на профессиональный уровень. Создали континентальную лигу боулинга и проводим турниры среди спортсменов. Последние два года соревнования транслируются на «Матч ТВ». По данным канала, каждое событие смотрит несколько миллионов человек.
Ресторан. Я побывал во множестве боулинг-клубов в России и Европе. В большинстве из них нет полноценной кухни. В лучшем случае это пиво и орешки в баре. В заведениях Brooklyn Bowl мы сделали рестораны с профессиональными шеф-поварами. В некоторых филиалах работает большой кондитерский цех. Есть гости, которые приходят только ради вкусной еды и общения.
Развлекательная составляющая концепции — вечерние мероприятия: стендапы, живая музыка, вечеринки. Чтобы привлекать разную целевую аудиторию, добавили детские мастер-классы и мероприятия с аниматорами. Каждый месяц мы проводим более 2500 праздников и корпоративов.
Есть любят больше
Наш ресторан дает 70—80% выручки. Меня часто спрашивают, почему бы в таком случае не заниматься только рестораном? Ведь общепит приносит больше прибыли. Но фишка в том, что боулинг — это прекрасное УТП для ресторана. Такого нет ни у кого.
В России ежедневно открываются и закрываются десятки ресторанов, в которые вложены сумасшедшие деньги. Нет никакой гарантии, что заведение с бюджетом 200—300 млн рублей проработает хотя бы год. Факторов провала может быть сколько угодно, начиная от неверно подобранной локации и одной лишней ступеньки на входе.
К сожалению, нельзя оцифровать показатели неудачи. Возможно, когда-нибудь появится искусственный интеллект, который сможет учесть факторы успешности и подберет, какая музыка, запах и температура должны быть в помещении, как должна быть расположена кухня по отношению к залу, какой нужен интерьер и так далее.
Зачастую успешные рестораторы — это интуитивные предприниматели. Они словно чувствуют, что и как должно работать.
Мы буквально с первого дня открытия боулинг-ресторана показываем сумасшедший результат. Наградой служат благодарности гостей. Люди приходят и говорят: «Наконец-то в городе появился классный боулинг!» Именно этот результат позволяет нам открывать новые заведения сети в новых регионах.
Это не значит, что теперь мы на 100% знаем, как и что делать. Нет, мы тоже совершаем ошибки
При этом у нас появился какой-то свой вайб, и его получается масштабировать. Нас пробуют копировать. У кого-то получается, у кого-то — не очень. Но радует, что стали появляться интересные, нетривиальные концепции в российском боулинге.
Построить боулинг — это дорого
На сегодняшний день, чтобы построить боулинг-ресторан, нужно 70+ млн рублей.
Да, построить боулинг-ресторан — затратно. Но повторю: наша миссия — возродить эту индустрию. Хочу показать предпринимателям, что при наличии интересной концепции и блеске в глазах все возможно. Получилось у меня — получится и у других.
Экономить — нет, оптимизировать — да
Наша предпринимательская ответственность — сделать так, чтобы заведение зарабатывало. Если на стройке еще можно сэкономить, то в рамках операционного цикла экономить нельзя. Но можно оптимизировать процессы с сохранением качества для гостя. Приведу пример с морсом.
Морсы — основная боль для большинства ресторанов. Гости часто жалуются на две вещи. Либо морс не достаточно насыщенный, либо наоборот — слегка кисловатый или там много мякоти.
Это производственная проблема. В огромный чан нужно поместить воду, ягоды и сахар. После варки морс необходимо постоянно перемешивать, следить, чтобы не было осадка. Желательно реализовать напиток за смену. Но в течение дня сложно контролировать спрос на 100%. Если морс выпили весь, надо поставить на изготовление новую партию, которую уже, возможно, не получится реализовать. На следующий день этот напиток будет уже перебродившим и невкусным.
Что мы придумали? Встретились с производителями морсов и разработали оптимизацию процесса. Они предоставляют нам в вакуумированных пакетах концентраты, полностью изготовленные на их производстве. Там точно такой же состав: ягода, сахар и больше ничего. Мы добавляем его в небольшую емкость и разводим в нужной пропорции с водой.
Слепой тест показал, что 10 из 10 людей выбирает морс, сделанный именно таким способом. Для гостей это преимущество, для нас — сокращение затрат и времени.
Новое оборудование для боулинга. Его в Россию практически не завозят с 2014 года. Например, стоимость одной новой дорожки — 65 000 $, это около
Можно реконструировать старый боулинг. Но это выйдет дороже, чем построить новый. У нас три таких «реанимированных» боулинга, и это самые дорогие объекты. Проблема здесь в том, что первое время приходят не те гости, которых бы нам хотелось. Нужно время, чтобы у людей поменялось отношение к новой концепции. Но в целом это рабочая схема.
Я знаю множество боулингов, которые открылись, но денег не зарабатывают. Это очень сильно зависит от концепции, команды, которая управляет заведением, от опыта. У нас окупаемость где-то 2,5 — 3 года. Не всегда все получается гладко, но в большинстве проектов — хороший результат.
Равняемся на успешных рестораторов
В бизнесе я ориентируюсь в первую очередь на ресторанные сети и талантливых рестораторов. Ведь все-таки у нас больше ресторан, чем боулинг. А вот в части боулинга, к сожалению, на сегодняшний день «подсмотреть» не у кого.
Хотя у меня есть одна показательная история. Однажды я написал в соцсети управляющему одного из боулингов Москвы «Самокат» Дмитрию Орешкину:
«Хотим открывать в Тюмени боулинг. Можно ли у вас постажироваться?»
В итоге Дмитрий с радостью меня принял, все рассказал и показал. Целую неделю я смотрел, как устроены процессы изнутри, общался с сотрудниками заведения. В первую очередь меня интересовали суммы: вложения, выручка, расходы.
Сейчас у нас дружеские отношения, мы регулярно видимся и делимся друг с другом ценными идеями и мыслями.
Теперь ориентируются на нас
Показатель успеха — когда тебя начинают копировать. На самом деле, это круто. Например, ребята из Оренбурга частично заимствовали у нас концепцию и смыслы. Они запустили проект и получили супер результаты.
Была забавная ситуация. В 2016 году мы начали делать сильный продакшен. Каждый год снимали отчетный видеоролик для гостей, где показывали цифры: сколько пицц приготовили, сколько гостей обслужили, приводили интересные факты по работе. Так вот, ребята из Оренбурга полностью скопировали наш ролик. Я тогда написал владельцу, мол, вы б хотя бы слова поменяли. Он извинился и сказал, что скинул наш ролик как референс, но не думал, что команда сделает сценарий один в один.
Мы до сих пор дружим, ездим друг к другу в гости. В 2020 году организовали форум для собственников боулингов, где открыто делились своими наработками и успехами. Потому что миссия — сделать так, чтобы в России в боулинг играли все. Чтобы во всех регионах создавались хорошие и качественные концепции.
Принципы развития бизнеса
У нас два основных принципа.
Команда и ее развитие. Это самое важное для любого бизнеса. У нас команда на первом месте, гость — на втором. Это необходимость, когда работаешь с большим потоком людей. Когда у команды есть искра в глазах и поддержка, ценности и миссия, когда им нравится то, чем они занимаются, — тогда и гость будет доволен. Только так можно развивать большой бизнес с большой командой.
Удовлетворенность гостя. Не менее важный принцип. Всегда учитываем NPS (Net Promoter Score — индекс потребительской лояльности), смотрим отзывы. Каждый отзыв оцифровываем, считаем, работаем над ним. Наша цель — 95% положительных откликов. На картах и в сервисах у Brooklyn Bowl нет оценок меньше 4,5 звезды.
Совершайте ошибки
Однажды меня спросили, от каких ошибок я бы предостерег начинающих бизнесменов.
Ни от каких. Сделайте их все и как можно быстрее. На чужих ошибках учиться невозможно, только на своих. Поэтому чем быстрее вы пройдете по огороду с множеством граблей, тем скорее получите самый ценный опыт.
Еще одна рекомендация, которую я дал бы новичкам: не бойтесь общаться с вашими, как вы думаете, конкурентами. Учитесь друг у друга. Рынок — это не конкуренты, а партнеры, друзья и наставники.
Своим наставником я считаю владельца сети Rostic’s Константина Котова. В свое время я многому у него научился. Всегда задавал и продолжаю задавать Константину много вопросов. Он с радостью и очень открыто делится своим опытом и знаниями. Вообще, меня обескураживает, когда такие люди спокойно рассказывают суперценные вещи, которые ты мог не знать. К такому опыту можно самостоятельно идти лет 15, а он просто сокращает этот путь.
Бизнес — это возможности, которые мы не упускаем, а масштабируем. Сегодня наша клиентская база — это 150 тысяч гостей. А выручка сети боулинг-ресторанов под брендом Brooklyn Bowl к концу года, по предварительным оценкам, составит более 600 млн рублей
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А какие у вас принципы развития бизнеса?