Для российских торговых компаний есть два основных способа вести бизнес на товарах из Китая:
- Закупать готовые однотипные товары, которыми переполнены маркетплейсы.
- Создать уникальный продукт под собственной торговой маркой → выделиться на фоне конкурентов → успешно продавать и продвигать свой бренд на рынке.
Для тех, кто выбирает второй способ, руководитель отдела перевода и поиска поставщиков ChinaToday Дарья Зимина подготовила пошаговое руководство к действию. На примере клиента Дарья показала, как запустить в Китае производство товаров под своей торговой маркой, сколько времени это занимает, с какими сложностями можно столкнуться и как их избежать.
Немного о клиенте
Клиент продает на Wildberries товары для фитнеса. До пандемии он покупал товар оптом в России. В один момент оптовики переквалифицировались в конкурентов — розничных продавцов и сами зашли на маркетплейсы. Клиенту пришлось искать новых продавцов, но уже в Китае. Решил сразу делать продукт, которого нет на рынке: изменить характеристики, нанести свой логотип.
А теперь пройдемся по этапам.
Шаг 1. Анализ, разработка ТЗ
Все начинается с идеи. При этом не обязательно изобретать что-то новое. Возьмите хедлайнер, то есть популярный товар у себя или конкурентов, почитайте отзывы, проведите опрос среди аудитории, подумайте, что можно улучшить.
Следующий шаг — напишите максимально подробное описание товара. В нем укажите:
- Общие характеристики: размер, цвет, материал.
- Фотографию или видео товара, ссылки, если имеются.
- Желаемую цену за единицу.
- Критерии, по которым вы будете определять качество товара.
- MOQ: минимальный размер партии.
- Комплект поставки: инструкции, зарядные устройства, сменные детали.
- Вид упаковки: зип-пакеты, коробки.
- Куда нужно наносить логотип: на упаковку, товар, сделать вшивной логотип, этикетку и т. п.
- Сколько готовы ждать производства.
Для брендированного товара MOQ будет выше: от 1000 штук на мелкие товары, от 50 штук на электронику, 200—300 — на остальное.
Первое производство брендированного товара от момента поиска поставщика до доставки товара в РФ займет до 60 дней. Если это ODM (производство товара с нуля) — от 3 месяцев. Учитывайте минимальные сроки при заказе товара.
Всю информацию вы озвучиваете специалисту по ВЭД. Он внимательно изучает данные, задаст дополнительные вопросы, поможет подготовить хорошее техзадание. Если в запросе есть невыполнимые пункты, специалист сразу их озвучит.
Шаг 2. Поиск фабрики
Когда все детали уточнили, приступаем к поиску фабрики. Вот несколько советов:
- Не ограничивайтесь одной площадкой, ищите везде: 1688, Alibaba, Taobao, на выставках, рынках, в открытых каталогах.
- Фабрику лучше искать на 1688 или через китайский поисковик Baidu. На Alibaba и Taobao чаще попадаются перекупы и крупные оптовые компании.
- Тщательно проверяйте продавцов: сколько лет они на рынке, объем продаж, рейтинг и отзывы, совпадает ли название компании с тем, что указано в документах (свидетельстве, инвойсе).
К примеру, проверить поставщика можно в специальном сервисе.
Приведем пример. Клиент попросил нас найти фабрику для выпуска образцов и ста наборных гантелей под его брендом. Мы искали производителя, который сможет сделать тестовую пресс-форму и с ее помощью создать образцы. Отобрали трех лучших продавцов по соотношению «цена — качество», MOQ. Систематизировали всю информацию, внесли в таблицу, согласовали с клиентом.
Шаг 3. Формирование заказа
Когда вы уже выбрали фабрику, еще раз всё перепроверьте и согласуйте цену, сроки, характеристики товара: габариты, цвет, материалы, остальные нюансы. Уточните каждую мелочь, даже если она кажется вам несущественной.
Приведем пример. Как-то нам фабрика прислала большую партию шаров. Они жутко пахли. На нашу претензию производитель ответил: «В техзадании не было уточнения, что должен отсутствовать сильный запах!»
Шаг 4. Создание упаковки
Если брендированию подлежит упаковка, запросите у поставщика исходный файл. Так будет проще совместно с дизайнером изменить макет под себя. Если нужна инструкция на русском языке, специалист по ВЭД переведет ее на русский.
Когда работаете с китайской фабрикой напрямую, инструкция и упаковка в большинстве случае будут на китайском языке. Вкладыши и инструкции на русском языке встречаются тоже, но у перекупов, а значит, и цена на товар будет выше.
Самый дешевый способ брендирования упаковки — трафаретная печать. Цена — 0,2—1 юань за единицу. При заказе от 2,5—3 тысяч штук многие производители наносят лого на упаковку бесплатно.
Шаг 5. Оплата и производство образцов
Чтобы убедиться, что фабрика может выполнить заказ ровно так, как вам нужно, закажите «золотой образец». Цена образца всегда в несколько раз выше, чем экземпляров из серийного производства. Но если в дальнейшем будете заказывать большую партию, производитель учтет эту сумму в общем заказе.
Заказ образцов — важный этап, который не стоит пропускать, особенно если сотрудничаете с производителем впервые. Китайские производители чаще всего работают по схеме 30/70: 30% предоплата, 70% оплачивайте по готовности перед отгрузкой. Но некоторые фабрики (особенно крупные) просят предоплату 100%: это тоже нормально.
Пока фабрика производит образец, старайтесь контролировать ситуацию. Производитель должен понимать, что вы заинтересованы в заказе и результат в срок. Первая отчетная дата — за 10 дней до оговоренного дня отгрузки. Уточните у поставщика, все ли в порядке, успевает ли тот уложиться в срок.
Нашим клиентам удобно держать ситуацию под контролем. Они могут самостоятельно отслеживать статус заказа в личном кабинете. Смотреть, прошла ли оплата, где находится товар, когда его планируют отгрузить.
Шаг 6. Проверка образцов
Поставщик пришлет фотографии и видео образов до отправки. В этот момент вы их согласуете, и если все в порядке, то фабрика отправляет образцы на наш склад в Иу, это город в Китае. Там они проверяются по индивидуальному техзаданию.
В нашем примере с образцами вышла заминка, которая в итоге обернулась в лучшую сторону. Оказалось, что производитель перепутал краску у блинов для штанг: нужна была черная матовая, а продавец покрасил их полуматовой. Но клиенту такой вариант понравился, и мы в итоге остановились на нем.
Шаг 7. Производство и проверка основной партии
Если образцы устроили, свяжитесь с поставщиком, еще раз обсудите стоимость и сроки производства. На этом этапе особенно важно зафиксировать договоренности. Далеко не все китайские поставщики готовы подписать контракт, но есть простой выход. Подпишите с поставщиком спецификацию. Отметьте, что товар в партии должен точно соответствовать по характеристикам изготовленному образцу. Это убережет вас от хитрости ушлых продавцов.
Как только партия будет готова, продавец отгрузит заказ на склад посредника в Китае. Там его снова необходимо проверить по индивидуальному техзаданию. Помните, что сотрудники склада не знают особенностей вашего товара и того, какие характеристики вам важны. Чтобы быть уверенным, что получите в России товар нужного качества, максимально подробно опишите требования к проверке.
Наши сотрудники примеряли шапки, замачивали в воде банданы, чтобы проверить краситель, а еще пользовались лаком для волос. В общем, делали все, чтобы убедиться в качестве товара.
Всегда проверяйте партию в Китае, даже если заказываете товар у поставщика не в первый раз. Вернуть бракованный товар намного проще, пока он не пересек границу.
Шаг 8. Упаковка и отправка в Россию
Большинство поставщиков отправляют заказы в хлипких коробках. Потому что упаковывают для доставки по Китаю, но не для пути в семь с лишним тысяч километров до России. Поэтому перед отправкой груз чаще всего необходимо переупаковать, иначе придет битый товар в мятой розничной упаковке. Например, мы по умолчанию используем трехслойные картонные коробки и уголки жесткости, сверху обматываем скотчем.
Для некоторого товара требуется дополнительная жесткая упаковка: ящик, паллетный борт или обрешетка. Они увеличат стоимость перевозки, но зато максимально защитят груз в пути.
Шаг 9. Отправка партии
Как отправить груз — карго или по-белому — выбирать вам.
При контейнерной или белой перевозке у вас будет полный комплект документов на руках: декларации/сертификаты, таможенная декларация, закрывающие документы на товар.
При оплате карго на расчетный счет: накладная ТОРГ-12, договор купли-продажи, счет-фактура с НДС, если работайте с НДС.
Если основной вопрос в цене, попросите посредника сделать два расчета. Наш клиент с гантелями выбрал белую доставку: она оказалась дешевле и не несет в себе никаких рисков.
Шаг 10. Получение партии в РФ и регулярные закупки
По прибытии партии в РФ вы сами проверяете качество товара. Если есть брак, сделайте фотографии и видео в момент приемки груза. Если работу над заказом вел специалист по ВЭД, то он составит претензию и проведет переговоры с продавцом. По итогу оформляется возврат средств или скидка на будущие заказы.
Если товар повредился в пути, компенсацию сделает посредник — компания по ВЭД с Китаем. Но помните, что пойдет на это далеко не каждая компания, поэтому особенно внимательно выбирайте помощника по работе с Китаем. Например, мы как-то компенсировали клиенту 800 тысяч рублей.
Следующий этап — старт продаж, оценка результатов. Как правило, последующие заказы на один и тот же товар оформляются раз в 2—3 месяца. Чтобы склад не пустел, пока товар будут производить и доставлять.
При этом необязательно ограничиваться одной позицией. Например, наши клиенты часто расширяют ассортимент, заказывают новинки у постоянных поставщиков. Так, клиент с гантелями со временем расширил свою линейку товаров и начал заказывать скакалки, фитнес-коврики, аппликаторы Кузнецова.
Резюме
Производство под своим брендом — отличный способ выделиться на фоне конкурентов и создать уникальный товар, аналогов которому нет на маркетплейсах. Процесс с первого раза может показаться сложным, и это отчасти правда: чтобы все прошло гладко, нужно знать и учитывать много нюансов.
Хотя бы на первых порах запуск производства лучше доверить компании по ВЭД с Китаем, у которой большой опыт в таких задачах. Вместе со специалистом по ВЭД вы вникнете во все нюансы производства, изучите процессы изнутри. Со временем сможете самостоятельно наладить процесс и управлять производством в Китае без сторонней помощи или нанять сотрудника в штат.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Что вам показалось сложным в процессе запуска производства?