Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Агентство контент-маркетинга: где искать надежного подрядчика и на что обращать внимание


Выбрать маркетинговое агентство для написания статьи или запуска блога — та еще задача. Подходы к работе у подрядчиков разные, уровень экспертности тоже. Например, в целом у агентства может быть хорошая репутация и рейтинг, но в текстах компетенций нет — это частая ситуация на рынке. К тому же можно наткнуться на недобросовестных исполнителей. В этой статье расскажу, где искать агентства, на что смотреть и какие красные флаги бывают.

Где искать агентства контент-маркетинга

Можно спросить у знакомых или коллег, с каким агентством им понравилось работать и устроил ли их результат сотрудничества. Это рабочий способ: про «Рыбу» часто узнаю́т благодаря сарафанному радио. Но если рекомендаций нет или вам они не нравятся, есть еще способы поиска подрядчика.

Найти по запросу «агентство контент-маркетинга». Самый простой способ найти подрядчика. Но так вы, скорее всего, столкнетесь с двумя проблемами. Первая — поиск выдаст статьи с подборками агентств. К таким материалам стоит относиться осторожно: сложно проверить, насколько объективен автор текста и эксперт ли он в этой теме.

Вторая проблема — в поиске много подрядчиков широкого спектра услуг. Такие агентства делают сразу всё: например, могут как заниматься SEO сайта, так и изготавливать уличные баннеры, снимать рекламу для ТВ, продвигать бренд компании. Но, как правило, в узких задачах они показывают средний результат.

Чтобы с большей вероятностью найти подходящего подрядчика, попробуйте конкретизировать запрос. Есть два подхода:

  1. Искать по гео. Пригодится, если нужен подрядчик из вашего города. Например, чтобы не только подготовил текст лендинга лофт-студии, но и сделал фотографии. Вбейте в поиск запрос по формуле: «агентство контент-маркетинга» + ваша геолокация. Например: «агентство контент-маркетинга + Пермь».
  2. Искать по специализации. Подойдет, если нужен подрядчик для конкретной задачи. Например, если хотите писать SEO-статьи, ищите тех, кто на этом специализируется. Если нужна статья на vc.ru, лучше искать агентства, которые активно работают с этой площадкой.

Зайти в рекомендации специализированных площадок. Подойдет, если вы уже знаете, где будете размещать контент. Например, хотите написать серию рекламных статей в ПромоСтраницах.

Некоторые площадки публикуют списки проверенных подрядчиков, с которыми работают. Вот четыре примера:

  1. Сертифицированные агентства по ПромоСтраницам: помогут с выбором темы статьи для ПромоСтраниц, напишут текст, запустят и оптимизируют рекламу.
  2. Каталог партнеров ВКонтакте: настроят рекламный кабинет ВКонтакте под вашу задачу и напишут объявления.
  3. Сертифицированные рекламные агентства Ozon: подберут подходящий способ продвижения на Ozon, запустят рекламную кампанию и оптимизируют её.
  4. Агентства, которые попали в Madeontilda: помогут собрать лендинг или многостраничный сайт — выбирайте, чья работа вам понравилась, и напишите им.

Посмотреть проверенные рейтинги. Есть независимые комиссии, которые отбирают агентства по критериям, например выручке, опыту и специализации на определенных услугах. Затем публикуют рейтинги в открытом доступе. Например, можно поискать агентства на сайте «Рейтинг Рунета». Сейчас там можно найти специалистов по таргету, SMM, SEO и т. д. А в 2024 году на сервисе появится рейтинг «Текст». В него попадут подрядчики-текстовики, которые напишут вам, например, статью, серию постов или рассылку.

Искать на тендерных площадках. Это онлайн-сервисы, которые помогают найти подрядчика. Вы создаете анкету, расписываете, какая задача нужна и чего ждете от digital-агентства. Подрядчики, в свою очередь, видят тендер у себя в ленте и оставляют отклик. Вам остается выбрать лучшие предложения и начать работать.

Выбор рекламного агентства на тендерных площадках подходит, если у вас объемная задача на длительное время, а также большой бюджет. Например, если хотите запустить редакцию с нуля. Если проект относительно небольшой, вроде статьи или лендинга, то проще искать агентство самостоятельно.

В России есть только одна тендерная площадка, специализирующаяся на digital-услугах, — это Workspace. У нее простой интерфейс и минимум бюрократии. К тому же на ней много агентств: со слов площадки, 18 тысяч исполнителей готовы приступить к работе.

Чтобы найти исполнителя на Workspace, нужно выбрать услугу и заполнить анкету. Затем агентства увидят ваш тендер и смогут на него откликнуться

Как выбрать агентство

Начните с изучения сайта агентства. Тут есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание.

Кто клиенты. Если агентство сотрудничает с известными компаниями типа Яндекса, Сбера или Авито — это знак качества и повод ему доверять. Крупные компании не будут заказывать контент у дилетантов.

Но если в списке клиентов агентства нет знакомых вам названий, не спешите закрывать вкладку в браузере. Хорошие агентства могут писать и для малоизвестных региональных заказчиков.

Процесс работы. Посмотрите, что предлагает агентство и как работает. Чем подробней прописаны все тонкости, тем лучше: так вы поймете, что входит в услугу и за что вы платите. Например, хорошо, если агентство не просто обещает: «Напишем статью для vc.ru под ключ», а рассказывает про работу поэтапно — соберет информацию, сделает текст с иллюстрациями, согласует с вами и поможет с публикацией.

Мы подробно рассказали на сайте, что входит в услугу «Статья на vc.ru»

Отзывы. Найдите на сайте отзывы клиентов. Хорошо, если это не шаблонные «нам всё понравилось, будем еще заказывать», а подробные рассказы о сотрудничестве и результатах. Еще лучше, если отзыв подписан не брендом, а именем сотрудника: можно найти человека в поисковике или соцсетях и уточнить, действительно ли он оставил этот отзыв.

Иногда агентства под отзывами указывают контакты: ссылки на соцсети или даже номера телефонов. Если есть сомнения в качестве услуг, можете попробовать связаться с их клиентами. Например, спросить, действительно ли они работали с этим агентством, соблюдают ли в нем сроки, как реагируют на правки и есть ли результаты сотрудничества.

Кейсы. В кейсах обычно рассказывают, с какой задачей пришел заказчик, что сделали и какой получился результат. Здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Результат работы. В первую очередь смотрите на цифры. Например, сколько посетителей перешло в блог заказчика благодаря статье на ПромоСтраницах.
  2. Масштабность и сложность задач. Бывает и так, что цифр нет. Тогда можно смотреть, может ли агентство решать сложные задачи. Например, если компания запустила редакцию для Билайна, то и с небольшим блогом, скорее всего, справится.
  3. Подход к работе. Здорово, если агентство может подстроиться под сроки, предложить удобный формат работы или найти альтернативное решение. Например, наш заказчик хотел написать статьи в блог за пару недель до Нового года. В результате «Рыба» справилась с задачей за неделю: четыре автора параллельно готовили вопросы экспертам, искали информацию, писали тексты, вносили правки и делали иллюстрации.
  4. Есть ли работы в нужном вам формате. Например, если хотите заказать лендинг, оценивайте именно лендинги, а не статьи или тексты для рассылок.
  5. Если информации на сайте мало или нет кейсов на вашу тему, попросите прислать примеры похожих работ.
  6. Если кейсов много и они сделаны профессионально, можете даже обратиться за услугой, которую агентство еще не оказывало. Опытные авторы могут предложить протестировать формат вместе с вами и сделают скидку.
На сайте «Рыбы» отзывы главредов и руководителей компаний. Каждый отзыв — рассказ о том, чем агентство помогло бизнесу

Что еще можно посмотреть. Изучить клиентов, отзывы, кейсы — это не единственное, что можно сделать.

Подумайте, нравится ли вам агентство в целом. Для этого изучите их блог, соцсети, статьи на vc.ru. Может, агентство проводит вебинары или есть записи конференций — тоже полезно посмотреть. Хорошо, если вам понравится подача контента и взгляды на маркетинг: с этими людьми вы будете работать.

Проведите «пивной тест». Свяжитесь с менеджером агентства. Поспрашивайте, чем его компания занимается, расскажите о задаче вкратце и узнайте, может ли он вам помочь. Оцените, быстро ли он отвечает или нет. После разговора подумайте, будет ли вам с ним комфортно продолжить общение в неформальной обстановке, например в баре? Если да, то, скорее всего, вам по пути.

Другое дело, если во время первого контакта появляются трудности. Например, стоит насторожиться, если вам долго отвечают. По моему опыту, дальше так и будет. Редко виноват конкретный менеджер, с большой вероятностью это системная проблема.

Ну и напоследок проверьте агентство в налоговой. Это можно сделать с помощью сервиса «Проверь себя и контрагента». Если окажется, что у агентства есть долги или компания недействительна, у вас будут проблемы: могут назначить проверку или увеличить налог. Ну а если увидите, что налоговая служба закрыла организацию, то это серьезный повод не иметь дела с агентством.

Агентство «Рыба» в своем кейсе рассказывает, что статьи для заказчика собрали 40 000 просмотров

Как поставить задачу

Свяжитесь с агентством и расскажите, какую услугу вы хотите заказать. Скорее всего, вам предложат созвониться, чтобы вы подробней ввели подрядчика в курс дела.

При первом обсуждении с сотрудниками агентства обратите внимание, как они относятся к проекту. Если подрядчики задали мало вопросов по поводу задачи — например, уточнили, какой длины нужен текст, и сразу бросились его писать, — это плохой знак. Скорей всего, им интересен не результат, а сколько денег можно на вас заработать.

Профессионалам в первую очередь важен результат. Они расспросят о вашем бизнесе и уточнят, какую задачу вы хотите решить контентом. Им важно убедиться, что задачу можно решить именно таким образом. Возможно, они предложат вместо лендинга написать статью в журнал или запустить интернет-продвижение. Или вы хотите много продаж с ПромоСтраниц, а они скажут, что на сайте мало информации и сначала нужно наполнить его, а потом писать статью на ПромоСтраницы. Они не намерены взять с клиента побольше денег — иногда услуга, которую они предлагают взамен, стоит даже дешевле.

Если вы обратились к опытным специалистам, они будут расспрашивать, уточнять, просить о дополнительных созвонах, подробно рассказывать, что и как будет

Кроме того, хорошие подрядчики будут добиваться описания задачи в терминах вашего бизнеса: не написать статью или сделать сайт, а повысить продажи или привлечь новых сотрудников. Для задачи, которую вы опишете таким образом, авторы подберут решение — например, предложат написать статью на vc.ru, которая расскажет о вашей экспертности и привлечет новых клиентов.

Бывает так, что агентству хватит описания задачи для начала работы. И если появятся вопросы, их зададут в процессе. Но бывает и так, что подрядчик захочет составить документ — техническое задание. В нем агентство соберет всю информацию по проекту. На этом этапе вас попросят прислать дополнительную информацию:

  • чем занимается бизнес;
  • информацию об аудитории;
  • список конкурентов;
  • ссылки на ресурсы компании: сайт, соцсети, блог;
  • что ожидаете получить от контента;
  • сроки;
  • примеры работ, которые вам нравятся.

Авторы будут опираться на эти данные во время работы. Поэтому здорово, если вы пришлете им как можно больше вводных: так вероятность, что вас поймут правильно и попадут в ожидания, выше.

Как заключить договор

Обычно у агентств есть свой шаблон договора — попросите прислать его для изучения. В договоре должны быть закреплены задачи, сроки выполнения и оплаты. Возможно, агентство предложит внести референсы — опорные примеры, на которые можно ссылаться в процессе работы.

Что должно быть в договоре.

Обязанности агентства и описание услуги. Определите, какие обязанности будет выполнять подрядчик. Например, если вы ждете разработку стратегии продвижения сайта, SEO и запуск воронки — укажите это.

Также важно подробно описать услугу. Недостаточно просто написать в договоре «создание текста на сайт». Надо прописать все детали и этапы: разработать прототип, отдать на согласование, сделать текст, подготовить иллюстрации. Чем подробней пропишете услугу, которую должно оказать агентство, тем лучше. Так вы застрахуете себя от возможных разногласий.

Стоимость работ. В договоре пропишите бюджет работы, а также формат оплаты, например предоплата 50% или вся сумма после сдачи проекта. Кроме того, важно прописать, оплачиваются ли дополнительные изменения. Например, сколько правок от вас агентство внесет бесплатно, а сколько — за дополнительную плату.

Количество правок. Редко агентства присылают работу, которая полностью устроит заказчика. Скорее всего, потребуется вносить правки. Количество подходов к выполнению работы лучше указать в договоре, чтобы процесс не растянулся до бесконечности.

Сроки. В договоре должно быть прописано, к какому сроку и какой этап работы должен быть сдан. Например, план статьи — 5 апреля, черновик — 8 апреля. Так вы защитите себя от ситуаций, когда агентство будет затягивать сроки. Также пропишите неустойку за просроченные сроки.

Еще один совет: сверяйте документы перед подписанием. Бывает так, что вы прочитали договор, вас всё устроило, а подрядчики без предупреждений внесли правки. Поэтому для перестраховки прочитайте документ еще раз в тот момент, когда будете его подписывать.

Как получить результат, который вам понравится

Главный принцип — уделять внимание проекту. Это потребует времени, которого предпринимателю может не хватать. Но все-таки постарайтесь по возможности отвечать авторам, делиться информацией и объяснять, что не нравится. Если нужно — назначьте сотрудника, который будет держать связь с агентством.

Делитесь информацией. Агентства могут просить о созвонах или задавать много вопросов в чате, особенно если это ваш первый совместный проект или сложная тема. Также могут спрашивать, на первый взгляд, даже лишнее: на чем вы зарабатываете, откуда берете клиентов, как развивается компания. Но так они пытаются лучше понять, как работает бизнес, и разобраться в специфике, чтобы решить задачу качественно.

Как правило, агентства договариваются о созвонах заранее, так что можно запланировать разговор на любое удобное время

Объясняйте, что вам не нравится. Нормально, если результат работы не получился идеальным с первого раза. Агентства могут не знать специфику вашего бизнеса, к тому же в творческой работе есть субъективные моменты. И если вернуть работу авторам с комментарием «всё не так», есть риск, что они внесут правки и опять не попадут в ожидания.

Чем подробней расскажете, что не понравилось, тем лучше. Если вас смущает подача материала в статье — скажите. Если агентство привело неправильные факты в презентации — расскажите, в чем их ошибка и как правильно. Если в договоре есть референсы, можно при этом ссылаться на них.

Как это может выглядеть

Да. «Коллеги, текст презентации получился слишком неформальным. В первом слайде шутка, дальше смешные картинки. Боюсь, что в таком виде презентацию нельзя показывать инвесторам. Давайте уберем шутку с первого слайда, а картинки заменим на нейтральные».

Нет. «Всё плохо, мне не нравится, переделывайте».

Помните, что даже промежуточные этапы работы важны. Подрядчик не просто так скидывает черновик работы или план статьи: он хочет понять, верное ли направление его команда выбрала. Это поможет избежать полного переписывания в будущем, ведь исправить черновик проще, чем готовый текст.

Так что если агентство прислало вам на проверку, например, структуру лендинга, посмотрите документ внимательно. Не торопитесь писать «да, ок».

Стоп-сигналы при выборе агентства

Исходя из моего опыта, нужно насторожиться, если встретите эти красные флаги.

Нет кейсов. Примеры работ — это главный показатель экспертности. И если кейсов совсем нет, то, скорее всего, перед вами подрядчик без опыта реальных задач. В таком случае риски, что что-то пойдет не по плану, увеличиваются. Например, агентство может затягивать сроки: обещать, что на всю работу уйдет три недели, а на деле только через месяц прислать черновик.

Не применяют то, чем занимаются. Это повод задуматься: может, услуга не такая хорошая, раз не могут сделать для себя? В идеале контент-маркетинговое агентство продвигает собственный бизнес с помощью контента. Например, мы в Рыбе ведем блог на vc.ru, развиваем соцсети, делаем спецпроекты.

Не погружаются в задачу. Тревожный знак, если команда агентства задает пару общих вопросов и уже готова предложить решение под ключ. Такие исполнители скорее заинтересованы в прибыли, чем в результате.

Обещают решить любую задачу. Это признак непрофессионализма: у всех подрядчиков есть ограничения. Опытные специалисты при первом общении скажут, с чем могут, а чем не могут помочь. Возможно, даже порекомендуют исполнителей или инструменты под задачи, на которых не специализируются.

Согласны работать без договора. В таком случае отношения никак не закреплены юридически, и вам придется рассчитывать на добропорядочность агентства. Если подрядчики подведут со сдачей работы в срок или вовсе пропадут, защитить себя в суде будет сложней.

Редакция «Рыба» заняла второе место в номинации «Лучший телеграм-канал» по версии Ruward Award

Выводы

Если нужно найти агентство в вашем городе, поищите в интернете с привязкой к вашему месту работы. Если задача более сложная, например запуск редакции, то стоит обратиться на тендерные площадки. Также можно искать среди партнеров рекламных систем и в проверенных рейтингах.

Посмотрите на сайте агентства, кто клиенты, что они предлагают и как работают. Кроме того, почитайте отзывы и изучите кейсы. Также полезно оценить, нравится ли вам подача агентства и подход к маркетингу.

Обсудите задачу и определитесь, как будете оценивать результат. Посмотрите на первую реакцию: профессионалы выясняют подробности, любители послушно принимаются писать, что им сказали.

В договоре подробно распишите, что будет делать агентство. Продумайте, в какой срок вам должны сдать работу и какое количество правок нужно.

Уделяйте время работе с проектом: вовремя выходите на связь и соблюдайте дедлайны. Приготовьтесь отвечать на много вопросов в процессе. Когда недовольны результатом — говорите об этом сразу и как можно более развернуто.

Если агентство обещает золотые горы, готово браться за любую работу без погружения в тему и согласно работать без договора, стоит насторожиться.

Алексей Рожков
Алексей Рожков

А на какие критерии смотрите вы, когда подбираете агентство для своих задач?


Больше по теме

Новости