Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как внедрить SaaS: нюансы проекта и типовые ошибки


В последние два года модель потребления ИТ-услуг заметно трансформировалась: все больше компаний предпочитают пользоваться облачными сервисами — Software as a Service, вместо покупки готового ИТ-решения или разработки его с нуля. Какие нюансы внедрения SaaS нужно понимать, и что не стоит ждать от таких решений?

Что такое SaaS

Формат SaaS предполагает, что компания пользуется программным обеспечением, размещенным в облаке, по модели подписки. Наиболее востребованными облачными сервисами в сегменте b2b являются:

  • решения в сфере электронного документооборота;
  • системы взаимодействия с клиентами (CRM);
  • управления ресурсами предприятия (ERP);
  • сервисы отчетности и онлайн-бухгалтерии;
  • офисные пакеты;
  • платформы управления человеческими ресурсами (HRM) и корпоративными коммуникациями.

Традиционно основные потребители SaaS — компании малого и среднего бизнеса. У них нет ресурсов для развития собственной ИТ-инфраструктуры, но они нуждаются в автоматизации бизнес-процессов. Однако в последние пару лет к этой модели потребления ИТ пришли и крупные компании.

Еще несколько лет назад enterprise-заказчики не воспринимали формат SaaS всерьез — они выбирали между покупкой коробочного продукта и собственной разработкой. Однако сегодня их позиция заметно изменилась, особенно если вендор решения — это крупный игрок ИТ-рынка. Например, около 80% заказчиков платформы кадрового ЭДО HR VK Tech предпочитают использовать ее в качестве облачного сервиса и только 20% покупают решение и устанавливают его на собственные сервера. Подтверждает тренд и аналитика: выручка в российском сегменте SaaS растет в 2 раза быстрее ИТ-рынка в целом.

Почему выбирают SaaS

SaaS — это готовое решение, доступное через сеть Интернет. Поэтому для его внедрения не нужно закупать сервера и готовить инфраструктуру. Благодаря этому сокращаются сроки и стоимость проекта. Масштабирование такого сервиса на другие юридические лица и филиалы заключается только в подключении новых пользователей.

Кроме того, программное обеспечение как услуга включает в себя поддержку, обновление и развитие продукта. Поэтому не нужно содержать штат ИТ-специалистов, обслуживающих новое решение. И это тоже существенно экономит бюджет компании.

Более того, проект внедрения SaaS практически не требует участия ИТ-департамента — компания просто подключается к готовому облачному сервису, настраивает процессы и доступы. Например, в случае внедрения платформы кадрового ЭДО руководителем проекта со стороны заказчика выступает кадровик — его компетенций вполне достаточно для запуска решения силами вендора. Специалист 1С может интегрировать решение с системой 1С:ЗУП, которой сегодня пользуется большинство компаний, за пару часов.

Чего не стоит ждать от облачного сервиса

SaaS представляет собой готовое универсальное решение, которое имеет свою дорожную карту развития. Часть настроек вынесена в интерфейс заказчика, но системные изменения может производить только разработчик продукта. Поэтому оперативно доработать решение под потребности каждой компании, вряд ли удастся. Вендор собирает обратную связь и пожелания пользователей, оценивает важность каждого предложения и вносит в свой роадмап. Разработчик не может учитывать вкусовые предпочтения заказчиков, например, сделать кнопку побольше или изменить шрифт — у всех понятие о прекрасном слишком отличаются.

С другой стороны, в продукт вносятся действительно важные для большинства компаний изменения. Поэтому решения в формате SaaS быстро совершенствуются на основе обратной связи от множества заказчиков — и это не требует отдельного бюджета пользователей, так как является зоной ответственности вендора. Часто интерфейс таких решений более удобный, а функциональность — оптимальна.

У каждого SaaS-продукта, как правило, есть стандартная схема внедрения. Но когда проект реализуется в крупной компании, всегда возникают нюансы: нужно адаптировать решение к работающим системам и процессам. А они всегда уникальны.

Интерфейс облачного сервиса
Интерфейс облачного сервиса

Облачные сервисы имеют единый интерфейс для всех пользователей

Облачные сервисы имеют единый интерфейс для всех пользователей

Как строится процесс внедрения

Разберем основные шаги внедрения SaaS и отметим, что может пойти не так на каждом этапе.

Этап 1: подготовка. Это важнейший этап, на который вендор SaaS имеет минимальное влияние. Как правило, он заключается в подготовке ИТ-систем на стороне заказчика, сбор и подготовку необходимых данных, подписание документов. Например, при внедрении сервиса кадрового ЭДО необходимо собрать согласие сотрудников на подписание документов в электронном виде, как того требует законодательство. И это часто становится проблемой для компаний, в которых работает несколько тысяч человек и более.

Другая частая проблема при внедрении КЭДО — отсутствие у сотрудников компании усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Она нужна руководителям и сотрудникам, подписывающим документы от имени работодателя. Остальные работники используют простую подпись, которая генерируется внутри сервиса. Если до старта проекта компания не озаботилась получением УКЭП, а ее нужно получать лично, то внедрение придется отложить на несколько недель и даже месяцев.

Как правило, компания-заказчик на старте проекта получает от вендора базовый пакет инструкций: в нем описана функциональность решения, этапы внедрения, необходимые подготовительные процедуры. В это время нужно сформировать проектную команду — специалистов на стороне заказчика, которые организуют процесс внедрения нового решения. Хорошо, когда это заинтересованные в продукте люди — тогда проект реализуется быстрее и комфортнее для всех участников.

Например, идеальная проектная команда при внедрении платформы кадрового ЭДО состоит из трех человек — сотрудника отдела кадров, бизнес-аналитика и специалиста 1С. При этом роль бизнес-аналитика как «переводчика» с языка бизнеса на технический язык хоть и желательна, но при его отсутствии эти функции берет на себя кадровик или сам вендор.

Этап 2: настройка решения. После подготовки технического задания начинается совместная работа вендора с заказчиком: необходимо проанализировать оргструктуру компании, установить расширение, создать интеграцию с мастер-системами, выбрать процессы для включения в проект. На это уходит, как правило, одна неделя.

Например, на этом этапе команда вендора определяет, какие процессы можно подключить сразу, а какие требуют доработки и более тщательной настройки. В кадровом ЭДО часто начинают с оформления отпусков и командировок, последовательно добавляя и другие процессы — трудоустройство, расчет зарплат, приказы и так далее.

На этом этапе основной проблемой становится неготовность систем заказчика. Например, идет переход на новую мастер-систему. Пока этот процесс не завершен, внедрить SaaS-решение, использующее данные из этой системы, не получится.

Этап 3: тестирование. 80% компаний начинают с тестового запуска, а 20% самых смелых пропускают этот этап и сразу запускают решение в промышленную эксплуатацию.

Во время тестирования расширение устанавливается не на рабочую систему, а на ее копию. Там можно проверить все доступные функции, не боясь что-то сломать. Чаще всего этот этап длится одну-две недели — этого вполне достаточно, чтобы изучить все возможности, задать вопросы и получить на них ответы, сформулировать пожелания по адаптации процессов перед запусков в продуктив.

Этап 4: запуск решения. На этом этапе расширение устанавливается на рабочие системы, начинается процесс подключения пользователей. В случае с кадровым ЭДО — это сотрудники отдела кадров, бухгалтерии и администрации, которые имеют полномочия выпускать документы и являются основными участниками кадровых процессов. Затем подключаются все сотрудники, которые будут подписывать документы удаленно. Часто отделы и департаменты входят в проект последовательно.

Когда решение запущено и оно работает, команда внедрения передает проект в техподдержку. Как правило, у каждого заказчика есть аккаунт-менеджер, который остается постоянно на связи, отвечает на возникающие вопросы, организует масштабирование проекта.

Резюме

Таким образом, компания может ускорить процесс запуска SaaS-решения благодаря внимательному отношению к подготовительному этапу. Всё остальное — внедрение, интеграцию, поддержку, обновление, доработки — берет на себя вендор. И если компания сделала все, что от нее зависит до старта проекта, то внедрение может занять всего несколько дней.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алиса Мидина
Алиса Мидина

А какой у вас опыт внедрения SaaS-продуктов?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации