Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Российский фармбизнес получил дополнительный потенциал и сейчас самое время для переосмысления стратегий роста»


За последние два года фармацевтический рынок России преодолел этап неопределенности и успешно адаптировался к новым условиям. О проделанном индустрией пути и открывшихся перед ней возможностях рассказывает Денис Глядяев, генеральный директор компании «Алцея».

Ведущие фармацевтические компании
Ведущие фармацевтические компании

Денис Глядяев в офисе компании

Денис Глядяев в офисе компании

Какой путь проделала фарминдустрия за последние два года

Два года назад в силу большой неопределенности на рынке и в стране строить прогнозы было сложно, поэтому относительно будущего фармотрасли рисовались разные сценарии вплоть до самых пессимистических. В частности, предсказывалось, что почти весь российский рынок лекарств может оказаться под угрозой из-за зависимости от импорта. К счастью, сейчас мы можем констатировать, что эти опасения не сбылись. Рынок успешно прошел этапы от страха к изучению, адаптации и поиску новых возможностей. Это видно по росту активности игроков, возврату к найму сотрудников, увеличению инвестиций в продвижение. А это значит, что большую часть вызовов и барьеров индустрия успешно преодолела.

Особых драматических изменений в фарме не произошло. Только незначительная часть западных компаний остановила работу в России. Большая часть игроков, в том числе наша компания, пошла по другому пути: они вышли из состава международного бизнеса, провели локализацию и сфокусировались на развитии бизнеса в стране. Как следствие, доля российских игроков подросла за счет локализации подразделений международных компаний. Еще одним источником роста для отечественных поставщиков стало снижение активности международных брендов, оставшихся на российском рынке.

В качестве примера могу привести опыт нашей компании. Мы присутствуем на рынке с 2012 года, но в 2023 году российский бизнес стал самостоятельной компанией под новым брендом «Алцея». При этом мы сохранили опыт и стандарты качества бренда Acino, под которым мы работали до тех пор. У нас уже были налажены контакты с партнерами из дружественных стран, и нам не пришлось перестраиваться «на лету». Плюс мы поставили перед собой задачу наладить отечественное производство, чтобы отвечать на запросы потребителей собственными силами.

Одновременно мы уделяли большое внимание дистрибуции, сотрудничая с крупнейшими фармдистрибуторами и аптечными сетями и ежемесячно поставляя продукцию более чем в 50 тысяч аптек по всей стране. Одновременно мы активно работали в сфере «электронной коммерции»: выпускаемые нами бренды представлены на многих онлайн-площадках, суммарно составляющих более 95% оборота в интернет-канале. В результате на долю e-com по итогам 2023 года у нас приходилось 12,7% общих объемов реализации (при среднем показателе по рынку 11,4%).

Помогла и экономическая ситуация в стране. Спад покупательной способности, которого опасались весной 2022 года, оказался не таким сильным. Уже ко второму кварталу 2023 года, по данным РБК, показатели не только вернулись к докризисному уровню, но и пошли вверх: покупательская способность за этот период показала десятилетний максимум за счет роста зарплат.

В силу всех этих факторов российский фармбизнес, несмотря на различные вызовы в период первой неопределенности, получил новый импульс к развитию, и многие представители отрасли успешно им воспользовались. Поэтому фарминдустрия оказалась подвержена негативным изменениям меньше многих других сегментов рынка.

Это способствовало укреплению ее позиций, и в 2024 году мы видим усиление активности локальных игроков. Это заметно по ужесточению конкуренции во всех каналах продвижения. Бизнес адаптируется и все с большим успехом реализует свои обновленные стратегии.

Новые вызовы и перспективы

Несомненно, без вызовов тоже не обошлось: одни барьеры успешно преодолены, но отрасль столкнулась с новыми. Так, усложнилась логистика молекул и готовых лекарственных форм, а также есть трудности, связанные с проведением взаиморасчетов с зарубежными поставщиками. Низкая безработица в стране, несомненно, благоприятный фактор, но и у нее есть обратная сторона: повысилась конкуренция работодателей на рынке труда, усложнился поиск профессионалов. Но все эти вызовы можно назвать частью повседневных бизнес-процессов, и они вполне преодолимы.

Справляться с ними помогают в том числе новые технологии. Цифровизация процессов и бизнес-инструментов уже сейчас приносит ощутимые преимущества в ускорении бизнеса, оптимизации расходов, получении более глубоких аналитических данных и, как следствие, эволюции всего бизнеса. В нашей компании задача по цифровизации выведена в отдельный приоритет и наполнена конкретным списком значимых инициатив на ближайшие пять лет. Они пронизывают практически все аспекты бизнеса и входят в зону ответственности всех лидеров компании.

При этом мы придерживаемся принципов локализации и в этой сфере. Год назад мы перевели всю IT-инфраструктуру на отечественные решения, что на первых порах вызвало серьезную нагрузку на организацию. Однако теперь этот шаг дает нам серьезные преимущества. Скорость и гибкость российских IT-поставщиков позволяет нам выходить на принципиально новый уровень в реализации задач уже сейчас.

Одним из ключевых областей развития для российской фармы сейчас стало направление R&D. Мы по-прежнему зависим от поставок импортных фармсубстанций — 90% поступает из-за рубежа. И хотя в основном логистические процессы охватывают дружественные страны — в первую очередь Индию и Китай — сейчас перед отраслью стоит первостепенная задача по собственной разработке лекарственных средств. Она очень непростая, ведь в среднем на создание препарата уходит от 10 лет, поэтому после остановки западными компаниями клинических исследований в России необходимо возобновить эти процессы на базе собственных ресурсов.

Социальная ответственность бизнеса сейчас как никогда актуализировалась. По-настоящему успешный и ответственный бизнес — это не только финансовые показатели, это еще и миссия, активная социальная роль.

Резюмируя, можно сказать, что Россия по-прежнему остается одним из самых привлекательных развивающихся рынков в области фармацевтической промышленности. Его рост показывает одни из самых стремительных темпов в мире. Это показывает, что и российские фармкомпании, и экономика запустили процесс адаптации к новым реалиям, и теперь необходимо реализовать потенциал, который у нас есть — а он по-настоящему большой. Бизнес-ландшафт за два года изменился к лучшему, и сейчас — самое время для переосмысления и актуализации своих стратегий роста.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Денис Глядяев
Денис Глядяев

Коснулись ли вас изменения на фармацевтическом рынке России? Если да, то каким образом?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации